18.1. Вводные замечания

В Главах 12 и 13 последовательно проводилась идея о том, что так называемый “внешний мир” есть трехмерная картина, возникающая в светящемся коконе каждого человека благодаря процессу голографического воспроизведения “информации”, записанной в картине мира уже двумерных существ. Слово “информация” здесь берется в кавычки, ибо двумерные существа ни в малейшей степени не озадачены тем, чтобы предоставить нам какую-либо информацию. Они просто живут в своем мире и не догадываются о нашем существовании. Но наша точка сборки автоматически интерпретирует их картину мира как голограмму для воспроизведения картины нашего мира. Процесс взаимодействия тела внимания с их картиной мира будет рассмотрен чуть позже, а сейчас нас будет интересовать то, каким образом у нас возникает впечатление безграничного, однородного и изотропного пространства. Ведь эти его свойства вступают в разительное противоречие с тем фактом, что любой кокон обладает вполне конечными размерами.

Дон Хуан обычно выражается в том духе, что окружающий мир есть отражение описания мира на круглых стенках пузыря восприятия [25]. Этот образ хорош своей наглядностью, но его совершенно недостаточно для полноценного согласования магической и физической картин мира. Ведь мы не просто видим вокруг себя безграничное пространство. Мы можем туда проникнуть сами или забросить туда какие-либо предметы. С обычным отражением, например, в зеркале, подобные процедуры проделать невозможно. Значит речь должна идти о чем-то более сложном, чем простое отражение.

Для решения этой проблемы будут сопоставлены уже развитые идеи о референтной системе (Глава 15) и о внутреннем наблюдателе в пространстве с деформациями (Глава 16).