18.4. Голографическая вселенная

Одним из первых поборников идеи о голографическом процессе, лежащем в основе нашего мира, является Дэвид Бом [10]. Будучи физиком, он старается последовательно придерживаться материалистической позиции. Поэтому свою неудовлетворенность нынешней научной картиной мира он формулирует в терминах противостояния механистического и организмического (“Вселенная-организм”) подходов к описанию природы. Для первого подхода, Земля - “лишь пылинка в громадной вселенной материальных тел: звезд, галактик и тому подобного, - а они, в свою очередь, тоже состоят из атомов, молекул и выстроенных из них структур... Ее основной порядок - это порядок независимо существующих частей, слепо взаимодействующих посредством сил, прилагаемых ими друг к другу. ...Человек в основе своей незначим... Организм - лишь удобный способ говорить о большом числе молекул... Вселенная в целом, в сущности, безразлична к его стремлениям, целям, нравственным и эстетическим ценностям, и, наконец, к самой его судьбе”.

Этому противостоят представления древних греков о Земле “как о центре вселенной и о семи концентрических сферах в небесах, располагающихся в порядке возрастающего совершенства их природы. Вместе с землей они составляли некую общность, рассматривавшуюся как неделимый организм, осуществляющий некую деятельность, которая полагалась значимой. Как предполагалось - в особенности, Аристотелем, - в этом организме каждая часть имела должное место, и ее деятельность виделась как попытка продвижения к этому должному месту и выполнения подобающей функции. Считалось, что человек обладает во всей этой cистеме центральной значимостью, и это подразумевало, что его подобающее поведение должно рассматриваться как необходимое для всеобъемлющей гармонии вселенной”.

Основные усилия Д.Бом направляет на поиски объективных указаний на то, что Вселенная, действительно, является неким неделимым целым. Он отмечает, что уже А.Эйнштейн предложил набор непрерывных полей, пронизывающих все пространство. Но частицы в нем рассматриваются как относительно постоянные и независимые структуры. Понятно, что единство на уровне полей, это уже целостность. А вот независимость частиц Д.Бом старается преодолеть, опираясь на квантовые свойства материи, для которой частицы одновременно являются волнами.

Вторым объединяющим фактором он видит все множество квантов энергии, которые появляются в результате изменения состояний атомов в одних местах и стимулируют обратные изменения в других местах.

Но главные надежды он возлагает на обнаружение свойства, именуемого "нелокальностью” связи между частицами. Отметим, что такая возможность, действительно, следует из формализма квантовой механики, например, для пары электронов, родившейся в некотором процессе. Теоретически получается так, что если эти электроны удалятся друг от друга на огромные расстояния, каждый из них все равно будет мгновенно узнавать об изменении ориентации второго члена пары и менять свою ориентацию так, чтобы суммарный момент вращения пары оставался равным нулю. Очевидно, обмен такой информацией должен происходить быстрее скорости света.

Из этой возможности Д.Бом делает вывод, что в Мироздании должен существовать некий уровень организации, где все частицы постоянно пребывают в единстве. Этот уровень он называет “скрытым” или “внутренним” порядком. А то, что мы видим вокруг себя, это “внешний” порядок. Оба эти порядка связаны между собой благодаря наличию постоянного движения “свертывания” и “развертывания”. В совокупности этот встречный процесс называется “голодвижением”, то есть, “целостным движением”.

Оно, во-первых, имеет самый фундаментальный характер, то есть, все виды других движений и все виды частиц - вторичны относительно него. Во-вторых, голодвижение действует так, что информация обо всей вселенной постоянно свертывается в каждый малый ее участок. И наоборот, каждый малый участок постоянно развертывается в целое.

Самой удобной аналогией такого движения является голография (Приложение G). Потому весь подход стал именоваться “голографической парадигмой”. Д.Бом обнаруживает множество признаков, свидетельствующих о том, что за привычной картиной мира скрыт процесс свертывания и развертывания. Помимо элементарных частиц, это относится к функционированию языка, к восприятию музыки, вообще к процессу мышления, к взаимосвязи общества и личности и т.д.

Как можно было заметить, Концепция в высшей степени близка к этой позиции. Она поддерживает идею целостности Мироздания, которое обеспечивается на тонкоматериальном уровне единым Макрокосмосом. “Целостное движение”, лежащее в основе всего проявленного мира, она связывает с циркуляцией эфиров. Воспроизведение картины мира, действительно, происходит в результате процесса, родственного голографическому свертыванию и развертыванию.

Д.Бом предпочитает не говорить о сознании как таковом, а вместо него рассматривает понятие “значения”, которому придает некую утонченную реальность: “...сущностной чертой сознания является осознание значения”... и “было бы лучше сосредоточиться на значении, а не на сознании”. В этом его позиция сближается с В.Налимовым [36-38], который в качестве носителей значений рассматривает хотя и нульмерные, но материальные объекты - “смыслы”. Д.Бом постулирует, что “значения способны организоваться в еще более тонкие и исчерпывающие всеобъемлющие структуры, которые подразумевают, содержат и свертывают друг друга таким способом, что возможен неограниченный процесс, то есть, одно значение свертывает дрyroе и так далее”.

В этих формулировках проглядывает то, что в Концепции называется референтной системой (Глава 15). Она, действительно, связывает между собой тонкоматериальные объекты разных размерностей, в том числе и нульмерные “смыслы”, реализуя индивидуальный фильтр (тональ), через который каждое существо взирает на картину мира.

Касаясь фундаментальной проблемы взаимоотношения нас, как конечных существ, с бесконечным окружением Мироздания, Д.Бом формулирует: “Можно думать о чем угодно конечном как о подвешенном в некоем более глубоком бесконечном контексте или фоне. Следовательно, конечное должно окончательно зависеть от бесконечного. И если оно открыто бесконечному, то внутри него может иметь место созидание. Поэтому бесконечное не исключает конечного, но свертывается внутри него, и включает его в себя и перекрывает его. Каждая конечная форма несколько двусмысленна, поскольку зависит от своего контекста. Этот контекст выходит за все пределы, и именно поэтому созидание становится возможным. Вещи никогда не являются в точности тем, что они означают; всегда остается какая-то двусмысленность”.

Эти слова как нельзя лучше иллюстрируют взаимоотношения обитателей тонкоматериальных микрокосмосов между собой, с одной стороны, и с Абсолютом, с другой. Предустановленная гармония (конечный контекст) обеспечивает им единство восприятия природы со всеми ее законами. А управляющие воздействия со стороны бесконечного и неисчерпаемого Абсолюта (бесконечный контекст) стимулируют процесс созидания, то есть, становления и Творения. Поскольку каждый микрокосмос воспринимает Абсолют неполно, а только в своем аспекте, постольку “всегда остается какая-то двусмысленность”. Это и есть свобода сотворенных существ, которая преодолевается только на уровне Макрокосмоса, так как тот полностью един с сознанием Абсолюта (Глава 8).

С точки зрения Концепции ясно, что творение на любой его стадии оказывается конечным. Это касается Макрокосмоса, и тем более микрокосмосов, являющихся его неотъемлемыми составными частями. Поэтому применительно к ним сомнения во всеобщем единстве Творения просто не возникают. Однако, чуть раньше в этой главе было показано, что для существ, обитающих в микрокосмосах, бесконечное пространство является обязательным условием воспроизведения картины их мира. И вот в этом вторичном пространстве физические тела существ очевидным образом изолированы друг от друга. Поэтому тягостное чувство затерянности и изоляции им невозможно преодолеть без осознания своих тонкоматериальных тел.

Тем более, не стоит, как это обычно делаеться, приписывать все уровни организации вселенной именно вторичному космическому пространству. Это относится, во-первых, к “бесконечному контексту”. Его бесконечность должна соотноситься никак не с бесконечностью трехмерного космоса, а с неисчерпаемостью, неограниченностью и произвольностью состояний самого Абсолюта, который пребывает вне времени и пространства. “Скрытый или свернутый порядок” также лучше поместить вне трехмерного космоса, так как тот сам является результатом голографического воспроизведения. В Концепции предполагается, что наш трехмерный мир есть результат развертывания “информации”, запечатленной в картине мира двумерных существ. Именно там располагается “свернутый порядок” нашего мира. А наш мир является “свернутым порядком” для четырехмерных существ.