21.2. Предпосылки возрождения

Драматизм ситуации падшего человека заключается в том, что мир его обитания кажется ему бесконечным и самодостаточным, кроме него во Вселенной ничего нет и быть не может. Как далеко ни заглянули бы мы в пространство или в глубины времени, наш взгляд неминуемо упрется все в тот же падший миропорядок. Еще в XVII в. Якоб Бёме [7] догадался, что весь беспредельный космос - всего лишь занавес, преграда, отделяющая наш “мир гнева” от мира истинного бытия. Непреодолимость этой иллюзорной тюремной стены обладает огромной убедительностью, в ней на первый взгляд вообще невозможно обнаружить щелей, через которые удалось бы совершить побег (о возникновении картины бесконечного мира см. Главы 13, 16, 17).

Все усугубляется еще и тем, что падшие люди находятся под неослабным влиянием архонтов, населяющих Зеркальную сферу с ее полусферами Добра и Зла (Глава 20). Это влияние, прежде всего, распространяется на “князя мира сего”, то есть, на семимерного эона, венчающего собой вершину падшего микрокосмоса. Сам по себе этот эон является неотъемлемой частью микрокосмоса и ничего плохого в нем нет. Он привносит в падшие структуры столько света, сколько может, поэтому его зовут Люцифером [52]. В микрокосмосе он играет роль Высшего Я, и его ошибка заключается в том, что он до поры до времени полагает именно себя высшим принципом Мироздания, практически Богом. Но архонты (как “злые”, так и “добрые”) превращают его в настоящее чудовище.

Воля Высшего Я или “князя” не имеет никаких ограничений, кроме энергетических. К трехмерным физическим организмам, накоротко замыкающим разорванные страды, чтобы поддержать поток энергии в микрокосмосе, “князь” и его архонты относятся с несказанным высокомерием, только как к источнику ресурса. Когда падшие люди испытывают эмоции, через их кокон прокачивается самая ценная для архонтов энергия. В распоряжении последних находятся средства такого влияния на жителей трехмерного мира, которые провоцируют возникновение настоящих эмоциональных эпидемий на политической, национальной или религиозной почве, достигающих уровня массовых истерий. Мучительные для людей последствия таких пароксизмов не интересуют архонтов, ибо они суть настоящие хищники.

Эта кошмарная ситуация длится до тех пор, пока могущественное Высшее Я очаровано архонтами. Но, как отмечает Ян ван Рэйкенборг [54], рано или поздно, весь падший микрокосмос начинает испытывать утомление от непрестанно повторяющихся ситуаций. Словно пресыщенный феодал, “князь” ищет способ развеять свою скуку. Он подвергает нас, своих подданных, самым жестоким испытаниям, но и здесь он не может уже придумать ничего нового. Он устал и разочарован.

Так как “князь” транслирует на физические воплощения людей свой характер, они к этому моменту также испытывают упадок душевных сил. На них обрушивается вся кара за прежние “подвиги”, совершенные под водительством некогда бодрого и предприимчивого “князя”. Однако, возмездие настигает почему-то не архонтов, главных виновников былых злодеяний, а воплощенных людей. Они мучаются, негодуют, а архонты и в этой ситуации не упускают своей доли эфирного питания. Человек же чувствует себя в безвыходном тупике и вопиет: “Доколе, Господи, будут длиться мои мучения?”

Именно в этот момент эго человека настолько ослабевает, настолько отдается “на милость обстоятельств”, что в его коконе могут произойти очень важные изменения. Ранее все его волокна находились под жестким контролем эго. А теперь этот контроль распространяется только на ту их часть, что в минимальном объеме поддерживает картину мира. Его сознание спутано и затуманено. И вот тут-то некоторая часть одномерных волокон, составляющих тело внимания, устремляется прочь от кокона в разные стороны. Это очень напоминает картину смерти. И переживается примерно так же. И вдруг, о чудо, навстречу им спешат волокна от нейтрального ядра микрокосмоса. Некогда порванные страды стараются залечить разрыв. Волокна находят друг друга, наподобие тому, как это делают разорванные нервы в случае их глубокой травмы.

И измученный человек вдруг ощущает Присутствие нежного и могучего Утешителя. Его жизнь озаряется новым светом и он внезапно узнает о возможности совсем иного существования. Это знание вначале весьма смутно. Оно скорее похоже на давно забытое воспоминание. Однако, оно приходит вновь и вновь, ведь небольшая часть некогда разорванных волокон уже срослась!

С этого начинается процесс возрождения. Он имеет много аспектов. Обычно в литературе максимальное внимание уделяется его эмоциональной составляющей. Но чтобы нечто стало объектом переживаний, его нужно осознавать. А гностики отмечают [50, 52], что первые, самые важные стадии процесса протекают вне сознания малого я, оно просто ждет помощи и утешения откуда-то свыше. И это очень хорошо, иначе оно все испортило бы своим преждевременным вмешательством. Оказывается, что к тому времени, когда человек осознает свою заинтересованность в духовной проблематике, процесс заходит уже довольно далеко.

Люди часто спрашивают: “А созрел ли мой микрокосмос для гностического духовного пути? Может быть, мне еще не время вступать на него?” Из того, что было сказано выше, следует, что если человека интересуют духовные проблемы, то скорее всего его микрокосмос уже созрел. Если какая-то традиция не вызвала в нем интереса, это еще не значит, что он не готов. Просто нужно найти источник знания, созвучный именно ему. А состояния крайнего отчаяния он мог пережить и в прошлых жизнях.