21.5. Учителя и Школы

Положение падшего человечества было бы совершенно безнадежным, если бы не Учителя. Они суть воплощения непадших микрокосмосов, приходящие сюда с тем, чтобы напомнить нам о нашем высоком происхождении и предназначении. Им приходится преодолевать толстую коросту предрассудков, чтобы пробиться к разуму, изуродованному под влиянием архонтов. Всякий раз они приносят человечеству Учение, приспособленное к наличному уровню восприятия. Вместо благодарности люди зачастую подвергают их мучительной смерти, но Учителя не оставляют своих попыток.

Все множество таких учительских микрокосмосов образуют то, что гностики называют Духовной Школой. Она существует вне нашего пространства и времени. В самых общих чертах деятельность Духовной Школы заключается в следующем:

Когда в нашем мире в каком-то месте складывается подходящая ситуация, туда направляется гностический Учитель, и на нашем плане возникает то, что Гурджиев называл духовной мастерской. Ее задача бывает всегда строго очерчена: в мастерской создается корабль, команда которого называется братством. По мере готовности, корабли отчаливают, уходят с нашего плана. За этой метафорой скрывается факт возрождения микрокосмосов и духовного Освобождения тысяч и тысяч людей.

После того, как мастерская заканчивает свою работу, Учение начинает подвергаться особенно сильным искажениям, так как теперь его некому отстаивать и возобновлять. В результате, импульс, привнесенный Учителем, рапространяется вширь, но при этом теряет глубину. Через некоторое время на месте бывшей мастерской можно найти вполне природную церковь, поклоняющуюся новому архонту.

Такой финал не следует трактовать как неудачу и поражение. Дело в том, что человечество крайне неоднородно по своему составу в отношении духовной зрелости. Каждый слой нуждается в духовном питании вполне определенной концентрации. Как увидим в дальнейшем, для возрождения микрокосмоса вовсе не нужно, чтобы буквально каждое его воплощение обрело святость. Хорошо уже, если окажется достаточное количество тех, кто по крайней мере не мешает процессу возрождения. А остальные воплощения нуждаются в помощи для налаживания нормальной, благополучной жизни. С этой задачей успешно справляются и природные церкви.

Интересную систематику религий с этой точки зрения приводит Ли Хунчжи, основатель движения Фалунь-гунь в Китае [67]. Все множество восточных духовных традиций он сводит к трем системам:
- Буддизм выступает за спасение всех живых существ и поощряет всех, кто хочет самосовершенствоваться. Поэтому его прихожанами являются многие сотни миллионов людей.

- В даосской традиции при передаче учения обучают хотя и большую, но все же ограниченную группу учеников. Причем, среди них только один сможет усвоить суть школы. Кто это окажется, заранее неизвестно. Понятно, что даосы гораздо малочисленней буддистов.

- В традиции Цимэнь (так называемой "школы бокового входа") не придается никакого значения широкому обучению, поэтому учеников в этой школе чрезвычайно мало. Для передачи сути учения должен быть найден один-единственный ученик. На его поиски могут уйти годы.

Далее Ли Хунчжи характеризует цель поисков каждой из систем:
- Буддисты хотят достичь сущности Будды.
- Даосы - достичь состояния истинного человека.
- В школе Цимень ученик станет странствующим Просветленным.

Как видим, идеал каждой школы звучит притягательно. В чем же тогда между ними разница? Оказывается:
- Каждый Будда имеет свой рай. В качестве такового будда Шакьямуни имеет свой мир Саха, будда Амитаба имеет мир Сукхавати и так далее.
- Каждый даосский Великий Просветленный также имеет свое Небесное Царство, где обитают его ученики.
- Школа Цимэнь не имеет своей определенной сферы во Вселенной. Потому-то ее ученики становятся странствующими Просветленными.

Эта систематика ясно демонстрирует, что первые две системы к нашему времени проэволюционировали настолько, что теперь ориентированы на приобщение своих последователей к одному из разделов Зеркальной сферы, куда человек попадает после смерти. Это и есть их “место во Вселенной”. Их былой гностический импульс в значительной степени утрачен. Похоже, что только “школа бокового входа” ставит задачу уйти из этого мира вообще. Ее члены пребывают либо на земле среди людей, чтобы им помочь, либо уходят вообще. Но обычный человек не в состоянии даже вступить в контакт с этой школой. Она сама находит учеников. К сожалению, ничего более конкретного о ней не известно.

На Западе, очевидно, реализовались аналогичные соотношения. Духовные запросы огромного большинства людей удовлетворяют официальные церкви. Те, кому их проповедь кажется недостаточно углубленной, занимаются так называмым “эзотерическим христианством” или примыкают к какой-либо из сект. А что касается таинственных средневековых Розенкрейцеров, то людей, принадлежавших этому Ордену, можно сосчитать по пальцам. После появления розенкрейцерских Манифестов в начале XVII в. многие размещали объявления в газетах, извещая Розенкрейцеров, что хотели бы примкнуть к ним. Но не известно ни одного случая, чтобы кто-то получил ответ. Орден сам находил себе новых членов.

Одной из причин такой секретности является, конечно, сугубая враждебность официальных церквей к любым вариациям в догматике. В отличие от Дальнего Востока, где разные религии и церкви сравнительно мирно уживаются на протяжение столетий, на Западе практикуются жестокие преследования и запреты любых “ересей”.

Но малочисленность Розенкрейцеров объясняется даже не этим. Подлинные ее причины будут прокомментированы в заключительных главах книги. Окажется, что того, что есть, достаточно.

Основная роль Учителей не может быть сведена к простому наставничеству, вроде того, как профессор общается со студентами. Чтобы это продемонстрировать, обратимся вновь к модели карраса. В самом горестном положении оказывается каррас, у которого пали все семь микрокосмосов. Им вообще недоступны никакие энергии, исходящие из нейтральных ядер, связь с которыми полностью прервана. Поэтому они обречены на огромную череду воплощений все более худшего качества, пока не наступит полное изнеможение. Ускорить их обращение, частично раскрыть их коконы мог бы только талантливый проповедник, воодушевляющий своими словами. Но для этого нужен энергетический резонанс, недоступный по указанной причине.

В качественно другой ситуации оказывается каррас, у которого сохранился или восстановился хотя бы один целостный микрокосмос. Понятно, что его сознание гораздо ниже Сознания карраса как единого существа. Но оно все же неизмеримо выше того, чем располагает любой падший сегмент. Микрокосмосы из таких частично восстановленных каррасов и исполняют для нас роль Учителей. Именно они прикладывают огромные и постоянные усилия к тому, чтобы вернуть нас, падших, в исходное состояние.

Приход Учителей, как правило, трактуется в том смысле, что это подвиг самоотверженности и милосердия с их стороны. Да, это так, ибо по отзывам Просветленных [31] даже самые утонченные наслаждения земного плана для них суть мука. А что уж говорить о восприятии нашей обыденной жизни. Во имя чего же они так мучаются? Ф.Меррелл-Вольф утверждает, что на пути духовного восхождения имеется множество ступеней. Освоив очередную, Искатель должен найти в себе силы вернуться к людям и помогать им уже с учетом своих новых возможностей. Только тогда для него вдруг открывается перспектива дальнейшего роста. Не поступи он так, достигнутая им ступень покажется ему высшим достижением из всех возможных и превратится в западню на долгие времена, если не навсегда. Такова, например, первая Нирвана, о чем будет речь в дальнейшем (Глава 25). Просветленные потому иногда и пишут книги, чтобы оповестить других Искателей об обнаруженных ими ловушках.

А к какому еще совершенству могут стремиться непадшие микрокосмосы настолько, что решаются принять на себя бремя физических воплощений? Эта работа необходима и им самим, чтобы восстановить единство собственного карраса и его полное божественное Сознание. Ведь судьба карраса напоминает то, как альпинисты идут по леднику в одной связке и вытаскивают с помощью веревок своих товарищей, если те провалились в трещину. Цели достигает либо вся группа, либо никто.

Вспомним в связи с этим обет Бодхисатвы, то есть, падшего человека, который сумел достичь Просветления и при этом отказывается уйти в нирвану окончательно. Он решает принять на себя страдания воплощенного состояния и продолжать перевоплощаться до тех пор, пока с его помощью не будут освобождены все живые существа.

21 07Рис.21.7 Одна шестиконечная звезда в окружении шести пятиконечных. С этой точки зрения очень сильное впечатление производит печать гроссмейстера одного из духовных Орденов. На ней одна большая шестиконечная звезда, соответствующая восстановленному или непадшему микрокосмосу, окружена шестью малыми пятиконечными звездами - падшими микрокосмосами. Пребывание в нашем мире для такого человека - подвиг самоотречения. Ведь каждый шаг здесь чреват для него собственным падением. Он - единственный альпинист, взявшийся вытащить из провала шесть остальных членов своей команды. Тяжела его ноша!

Почему так важна роль Учителей для других членов именно его карраса? Дело в том, что им, помимо контакта через общение на физическом плане, доступно чисто энергетическое взаимодействие. Если первый вид воздействия можно назвать косвенным, то второй вид - прямым. Эта возможность в огромной степени ускоряет процесс возрождения.

Если бы все зависело только от падшего человека, то пришлось бы очень долго дожидаться, пока у него появится желание возродить свой микрокосмос. Собственно, эта идея ему вообще никогда не пришла бы в голову, так как его сознание отравлено архонтами. Он совершенно не представляет, как выглядит та цель, к которой ему нужно бы стремиться. Учитель знает цель, но знает и то, что она не может быть описана словами. Даже при физическом контакте его помощь выражается только в особого рода резонансе, возникающем между его возрожденным микрокосмосом и падшим микрокосмосом ученика. Но для этого их структуры уже должны быть в чем-то сходны. То есть, микрокосмос ученика уже должен быть хоть в какой-то степени восстановлен. Получается замкнутый круг: по пути возрождения невозможно двигаться, пока микрокосмос не окажется хотя бы частично возрожден.

Казалось бы, остается единственное - ждать, пока не наступит уже описанное крайнее изнеможение падшего микрокосмоса. Но если человек обитает в каррасе, имеющем целостный сегмент, то обратиться на духовный Путь он может намного раньше. Для этого достаточно сравнительно небольшого кризиса в состоянии Высшего Я. В этот момент эго человека ослабляет контроль над волокнами своего кокона.

И тогда Учитель - сосед по каррасу - может оказать свое благодетельное воздействие, разорвать порочный круг. Для воздействия ему даже не нужно принимать физическое воплощение. “Когда ученик готов - Учитель здесь!” Пользуясь тем, что между ним и падшим соседом имеется тонкоматериальная связь через точку Кетер, он направляет ему порцию высших эфиров, которые постоянно циркулируют в его системе. Они словно целительная влага, выпавшая в знойной пустыне. Их мощь наполняет на некоторое время кокон человека и “раздувает” часть его одномерных волокон. Они расправляются и устремляются во все стороны от кокона . А навстречу им уже спешат волокна, исходящие из нейтрального ядра.

Так как каррас, подобно Демиургу, исходно имеет тороидальное строение, прямой энергетический обмен возможен только для непосредственных соседей по каррасу. Поэтому Учитель сосредотачивается в основном на ближайшем к нему падшем сегменте. Остальные сегменты вынуждены ждать своей очереди и жить так, как будто их каррас пал полностью. Это печально для них. Они могли бы ускорить приход Учителя к ним, если хотя бы не преследовали тех людей, которые своего Учителя уже встретили.

Особо важную роль для человечества играют каррасы, у которых к определенному моменту оказался всего один падший сегмент. Во-первых, в этом случае у Искателя, обитающего в нем, будет сразу два Учителя. Во-вторых, физическая личность такого Искателя оказывается свидетелем не только возрожденного сознания своего микрокосмоса, что уже немало, но и возрожденного единого Сознания всего карраса. Это дает всем нам шанс, что такой Искатель окажет на нас особо благотворное влияние. Примером этого является Христиан Розенкрейц, что следует из текста его Алхимической Свадьбы (см. Главу 31).

- Буддизм выступает за спасение всех живых существ и поощряет всех, кто хочет самосовершенствоваться. Поэтому его прихожанами являются многие сотни миллионов людей.
- В даосской традиции при передаче учения обучают хотя и большую, но все же ограниченную группу учеников. Причем, среди них только один сможет усвоить суть школы. Кто это окажется, заранее неизвестно. Понятно, что даосы гораздо малочисленней буддистов.
- В традиции Цимэнь (так называемой “школы бокового входа”) не придается никакого значения широкому обучению, поэтому учеников в этой школе чрезвычайно мало. Для передачи сути учения должен быть найден один-единственный ученик. На его поиски могут уйти годы.