22.1. Начальные этапы духовного Пути

Как уже говорилось, духовное возрождение человека может начаться только тогда, когда его Высшее Я или “князь” почувствует утомление от монотонного повторения одних и тех же ситуаций в его мире. Физический человек от этого защищен фундаментальным забвением своих прошлых жизней. Но и у него этот период характеризуется упадком внешней активности и сосредоточением на вопросах “о смысле жизни”.

Иногда депрессия становится настолько глубокой, что у окружающих возникают подозрения, уж не сошел ли этот человек с ума. В наше время, к счастью, ширится круг психологов и психиатров, способных отличить такие кризисы духовного развития от психической патологии. В своей книге [3] Р.Ассаджиоли рассматривает, в частности, симптомы нервных заболеваний, возникающих при духовном росте. Это не значит, что такие проявления обязательно сопровождают духовный рост. Как раз наоборот. Но в смягченной форме они все же встречаются в жизни почти каждого Искателя. Поэтому остановимся вкратце на пяти начальных этапах духовного Пути, опираясь в изложении на упомянутую книгу Р.Ассаджиоли, а также на его статью “Нервные заболевания при духовном росте”.

1. Обычный человек крепко держится за земные блага, которые имеют для него позитивную ценность. Даже если он верит при этом в будущий рай, вера его является чисто теоретической. Да и попасть в этот "рай" он будет стремиться как можно позже.

И вдруг в его душевной жизни происходит внезапная трансформация, застающая его врасплох. Возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты. Будничная жизнь кажется нереальной и суетной. Личные интересы блекнут и теряют свою важность и ценность.

Боясь "сойти с ума", такие люди делают все возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая, как им кажется, грозит от них ускользнуть. Но беспокойство бродит в глубинах их существа, растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время с новой силой вырывается на поверхность сознания. Оно становится еще мучительнее, внутренняя пустота - еще невыносимее.

Здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии, другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительных этапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис, чувство вины и своей недостойности.

Все это сопровождается определенными физическими симптомами: истощением, нервным напряжением, бессонницей, расстройством пищеварения и кровообращения.

2. На фоне такого общего упадка эго человека “сдается”. И вдруг возникает “связь между личностью и душой”. Потоки света, радости и деятельной силы приносят чувство освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидно, что происходили они не от материальных причин, а от душевных страданий.

Духовное пробуждение вызывает ощущение радости, просветление ума, осознание смысла и цели бытия. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари.

3. Через некоторое время после духовного пробуждения возникает спад. Уход благодати переживается очень мучительно, и в некоторых случаях влечет за собой серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь "мусор", поглощенный было потоком, снова всплывает на поверхность.

Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Его терзает и не дает покоя божественная тоска, сопровождаемая приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве.

4. После блистательного полета души человек снова вернулся на равнину и вынужден медленно, шаг за шагом, преодолевать крутой подъем, ведущий к вершине. Здесь главное то, что он эту вершину видел, хотя и издали. Подъем, в действительности, означает полную трансформацию и перерождение личности.

Этот этап полон перемен, когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга. Человек настолько поглощен тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что может плохо справляться с многочисленными требованиями внешней жизни. Постороннему наблюдателю может показаться, что он как бы стал "хуже" в мирском смысле слова, стал меньше "стоить", чем раньше.

5. Перед тем, как процесс трансформации достигает высшей точки, на его последнем этапе нередко возникает то, что христианские мистики называли "темной ночью души". Это состояние характеризуется сильными страданиями и внутренней омраченностью. Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки:
- состояние тяжелой подавленности, вплоть до отчаяния;
- выраженное чувство собственной недостойности;
- острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят;
- угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, нежелание совершать никакие действия.

Таким образом, здесь в еще более яркой форме реализуется эффект “сдачи” эго. И вслед за этим так называемым "мистическим распятием" или "мистической смертью" наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое.

Казалось бы, к приведенной схеме нечего добавить. И тем не менее, она описывает только начальные этапы Пути. Розенкрейцеры говорят, что по достижении описанного состояния “после мистической смерти” наступает важнейший этап “Алхимической свадьбы” (Главы 29-31), но и он не последний на Пути. Далее Путь ведет от Силы к Силе, от Славы к Славе, как выражается евангелист, ибо это Путь возвращения в седьмое измерение.