23.1. Предпосылки магии

23 01Рис.23.1 Карта Таро “Маг”.Исцеления или замыкания первой страды, действительно, достаточно для того, чтобы человек ощутил в себе присутствие магической силы. Это было известно издавна. Посмотрим, например, на карту Таро под номером 1, которая называется “Маг”. На ней изображен Искатель, сумевший замкнуть первую страду своего микрокосмоса. Об этом свидетельствует характерный жезл (волшебная палочка?) в его правой руке, устремленной ввысь. На карте Таро под № 21 (см. Рис.27.6) изображен человек, держащий в руках уже два жезла, что символизирует замыкание обеих страд. Однако, для Искателя это пока еще дело далекого будущего. Поэтому сейчас его левая рука опущена вниз и указывает на Землю. В целом, эта фигура очень красноречиво свидетельствует, что одной замкнутой страды достаточно для приобщения к магии, но недостаточно для освобождения от крепкой хватки Земли, для выхода из падшего состояния.

Нет числа книгам, в которых описывается путь ученичества каббалиста, мага, оккультиста, или алхимика. Их объединяет характерная черта: огромное количество трудоемких операций, которые нужно тщательно изучить и скрупулезно выполнять. Это касается заклинаний, ритуалов, текстов, рецептов различных снадобий и прочего. Ученику внушают, что успех зависит именно от точности воспроизводства любой, даже второстепенной детали. Малейшие уклонения чреваты смертельной опасностью. Даже во время чтения описаний такого ученичества ум заходит за разум. А что говорить о самих учениках! Возникает вопрос, почему так происходит? Неужели для успеха и в самом деле необходимо владение всем ворохом подобной информации, что занимает годы и годы ученичества?

Ответ приходит одновременно со знакомством с Йога-сутрой Патанджали. Суть его учения коротко можно выразить так:

Во-первых, вся йога сводится к “удержанию материи мысли от облачения в различные образы”. Тогда субъект восприятия (в нашем случае сознание космического Человека) покоится в своем собственном состоянии. Если такое сосредоточение отсутствует, то субъект сливается с образами, в которые облачается материя его мысли, что приводит к фундаментальному неведению. Тогда Он кажется себе человеком, погруженным в наш мир.

Во-вторых, сила сосредоточения вырабатывается путем систематических упражнений, заключающихся в размышлении о значении избранного объекта сосредоточения.

В-третьих, в качестве такого объекта можно брать все, что угодно, “что привлекает, как добро”. “Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится не загражденным как для атома, так и для бесконечного”.

В качестве примеров Патанджали рекомендует следующие объекты для размышления в нисходящем порядке их эффективности:
- Бог Ишвара, это носитель Сознания, не причастного ни страданию, ни закону причин и следствий, ни желаниям. Он обладает бесконечным всеведением. Он, будучи неограничен временем, есть Наставник самых древних Учителей. Выражающее его слово есть "Ом". Повторение его (Ом) и размышление о его значении есть путь.
- Лучезарный, который недоступен никаким страданиям.
- Сердце, отказавшееся от привязанностей к чувственным предметам.
- Знание, которое приходит во сне.
- Что бы то ни было, что привлекает, как добро.

Поэтому Учителя высшей, или гностической магии иногда используют приемы других видов магии только как подсобный материал, как средство привлечь и удержать внимание ученика. Как бы ни были эффективны вещи, которым такой Учитель обучает своих учеников, они имеют всего лишь вспомогательный характер. Главная цель Учителя - помочь ученику остановить его внутренний диалог. Добиться, чтобы тот научился находиться в состоянии безмолвного разума. Это и будет “удержание материи мысли от облачения в различные образы”. Но не забудем, что Патанджали имел в виду молчание мысли Космического человека, а упражнениями занимается человек земной.

О том, на какие уловки приходится идти Учителям, хорошо рассказано в книгах К.Кастанеды [25]. Вот, например, один из учеников дона Хуана Паблито. В какой-то момент дон Хенаро признался ему, что он травник и предложил изготовить для Паблито снадобье, против которого не устоит ни одна женщина. Паблито очень любил женщин, так что на этом и попался. Далее Паблито говорит: “Он, конечно, сделал снадобье для меня, но на это ему понадобилось 10 лет. В течение этого времени я успел узнать его очень хорошо и полюбил его больше, чем если бы он был моим родным братом”.

Сам К.Кастанеда “попался” на своем интересе к галлюциногенному кактусу пейоту. Как он думал, именно этому он и обучался у дона Хуана целых 12 лет. Это время было занято, в частности, многими трудоемкими процедурами по поиску, сбору и приготовлению галлюциногенных смесей. Позже выяснилось, что вся эта деятельность была только отвлекающим маневром, под прикрытием которого дон Хуан обучал его высшей магии. В чем же это обучение заключалось? Предоставим слово самому дону Хуану [25]:

“С самого начала учитель старается пробудить у ученика мысль, что тот мир, который, как мы думаем, мы видим, является только видом, описанием мира. Каждое усилие учителя направлено на то, чтобы доказывать этот момент своему ученику. Однако, принятие этого является, кажется, самым трудным, что только можно сделать. Мы полностью захвачены привычным взглядом на мир, который заставляет нас чувствовать и действовать так, как если бы мы знали о мире все. Учитель с самого первого поступка, который он совершает, нацеливается на то, чтобы остановить этот взгляд. Маги называют это остановкой внутреннего диалога, и они убеждены, что это единственная важнейшая техника, которой может научиться ученик”.


Примечание: Необходимо напомнить, что сейчас мы рассматриваем популярный западный вариант духовных практик или садханы, когда ученик имеет всего одну замкнутую страду и пытается стать магом. В его ситуации устойчивое молчание разума заведомо недостижимо! Как выразился дон Хуан, “только дырявый горшок может взять на себя задачу стать человеком знания своими собственными силами... Такие люди обычно уже с трещиной. Они подобны глиняным кувшинам, которые снаружи выглядят целыми, но потекут в ту же минуту, как только приложить к ним давление, как только наполнить их водой”. Те “дыры”, о которых говорит дон Хуан, возникают из-за нарушения целостности второй страды, а проявляются в форме эмоциональных эксцессов.


Учителя тратят много усилий, чтобы продемонстрировать бессмысленность и ничтожество нашего обращения с внутренним диалогом. Например, обращают внимание на то, что после прогулки мы спокойно сидим и не дрыгаем ногами, так почему же мы дрыгаем своими мыслями, даже тогда, когда нам не о чем думать?

Но никакие призывы сами по себе помочь в этом деле не могут. Дело в том, что самая важная функция нашего светящегося кокона - быть проводником эфирных вибраций, циркулирующих в падшем микрокосмосе. В коконе вибрации переходят от одномерных волокон первой страды на двумерные волокна второй (Глава 12). Картина мира обитания воспроизводится как побочный продукт этого процесса. Чем сложнее организована физическая личность, обитаюшая в коконе, тем более ценные эфиры она может сквозь себя пропускать. Для животных передача высших эфиров сопровождается ощущением эмоций. У людей высший уровень соответствует уже ментальным процессам. Поэтому, когда нам не о чем думать, в нас возбуждается холостой и бессмысленный ментальный процесс, лишь бы продолжалась передача эфиров. Такова природа нашего внутреннего диалога.

С этой точки зрения, прекращение внутреннего диалога есть утонченная форма аскетизма. Обычный аскетизм препятствует протеканию через кокон тех эфиров, которые ответственны за функционирование физического и эфирного тел человека. Молчание мысли призвано зарегулировать ментальное тело.

Именно поэтому задача оказывается такой сложной. К ее решению приходится приближаться постепенно. Опыт показал, что для достижения молчания мысли полезно вначале добиться ее устойчивости. Эта задача также трудна, но она намного легче полного отключения мысли.

Еще более облегченным вариантом является циклическое мышление, когда делается уступка вниманию, которое склонно к непредсказуемым прыжкам с предмета на предмет. В этом случае ему разрешают такие скачки, но только в определенном порядке и только между заранее назначенными предметами.

Из педагогики известно, что новые навыки вначале осваиваются с привлечением физического тела (например, чтение и счет в младших классах школы). Постепенно они принимают свернутую форму и погружаются в подсознание. Тогда они срабатывают автоматически.

Это обстоятельство вызвало к жизни огромное количество психотехник, начиная с определенных телесных поз, кончая сложнейшими ритуалами, включая сюда пение, танец, повторение мантр, молитву, особое дыхание и молчаливое созерцание. Однако, какую бы технику мы ни взяли, она будет относиться к одной из трех категорий или к их смеси:
- циклическое переключение внимания;
- концентрация на одном предмете;
- релаксация мышления, когда стараются очистить поле сознания от всех мыслей.

В традиции дона Хуана отсутствуют какие-либо академические занятия. Там решаются практические задачи, в которых ученик горячо заинтересован. Учителю все равно, какие это задачи конкретно. В их рамках всегда находится место для всех трех форм воспитания мышления. Европейская гностическая традиция также по временам связывала себя с различными конкретно-магическими техниками, будь то алхимия, каббала, астрология или еще что-нибудь.

Теперь возникает вопрос: почему все-таки столь различные психотехники приводят к успеху? Каков механизм, лежащий в основе магии? Чтобы разобраться с этим, обратимся вновь к рисунку 22.2.

У падшего микрокосмоса энергия переходит с первой страды на вторую по следующей траектории:
- двумерный участок первой страды;
- точка сборки - петля двумерных волокон, заканчивающаяся точкой их расслоения;
- замкнутая петля одномерных волокон, образующая тело внимания;
- петля двумерных волокон уже на второй страде.

Если человек пережил первое крещение, то часть одномерных волокон его тела внимания отошла от кокона и замкнулась с участком первой же страды, отходящей от нейтрального божественного ядра. Как уже говорилось, в результате замыкания вся система человека ощущает прилив небывалых эфиров, что вызывает у него эйфорию. Однако, этот прилив длится недолго. Через какое-то время поток новых эфиров иссякает, как в колодце.

Но возникший энергетический канал связи кокона с нейтралным ядром сохраняется. Он представляет собой восстановленную часть первой страды. Новые эфиры продолжают по нему поступать, но с гораздо меньшей интенсивностью, чем в первые моменты.

Так вот, любая йогическая техника уменьшает привычный поток эфиров, текущих через кокон по траектории, описанной выше. Вследствие этого, задержанная часть энергии оттекает в новый энергетический канал и может там накапливаться. После того, как объем запасенной таким образом энергии достигает критического уровня, она устремляется опять в кокон и как из душа окатывает его. Человек переживает краткие восхитительные мгновения, напоминающие ему о том, что с ним случилось при первом крещении.

Методы запасания энергии могут быть самыми разными. Столь же разнятся цели, на которые расходуется эта энергия в моменты ее высвобождения. Этот механизм лежит в основе любых магических проявлений, доступных Искателю на первых шагах. Позже мы познакомимся с тем, что присходит, когда структура кокона начинает усложняться. Но при любых достижениях на этом пути соблюдается непременное условие: вначале нужно выполнить достаточно большой объем ментальных упражнений, а потом произойдет разрядка накопленного потенциала. Не случайно йогические практики уподобляются стрельбе из лука. Эта формулировка даже вошла в название весьма популярной книги по йоге [55].