23.2. Зарождение второго внимания
Нам предстоит проследить, каким образом микрокосмос постепенно восстанавливает свою стуктуру, разрушенную некогда в результате Падения. Подчеркиваем, что все основные действия совершаются вовсе не физической личностью, обитающей в коконе, а микрокосмосом, его божественным нейтральным ядром. Не исключено, что заживление травмы происходит также и под влиянием Сознания всего Макрокосмоса, ведь именно его тело оказалось изранено. Чтобы способствовать этому процессу сознательно, человек должен иметь адекватное мировоззрение, что случается крайне редко. Как правило, он оказывается либо свидетелем происходящих непонятных для него явлений (позиция мистика), либо пытается “направлять” их и использовать в своих целях (позиция оккультиста).
Процесс регенерации одного из ядер (позитивного или негативного) начинается сразу же, стоит только замкнуться хотя бы небольшому количеству одномерных волокон первой страды. На ней появляется дополнительная петля одномерных волокон. Как только она соприкасается с местом, где у точки сборки двумерные волокна расслаиваются на одномерные, у человека появляется то, что в традиции дона Хуана называется вторым кольцом силы.
Напомним, что вся незыблемая прочность нашего мира покоится на том, что мы воспроизводим его картину в своем коконе посредством тела внимания и осознаем ее как стабильную из-за того, что наша точка сборки (являющаяся устройством считывания информации вроде головки патефона) занимает фиксированное положение в коконе. Внезапный ее сдвиг разрушает картину мира и может привести к смерти человека. В совокупности точка сборки и тело внимания образуют первое кольцо силы. А система интерпретации механических и электромагнитных воздействий в качестве тепла, звука, цвета, смысла и формы называется тоналем или Референтной системой (Глава 15).
Какой бы поначалу “тощей” ни была дополнительная петля на первой страде по сравнению с телом внимания, ее присутствие в корне меняет ситуацию в микрокосмосе. Она способна стать той самой дверью, через которую человек может выйти за пределы падшего мира, каким бы замкнутым, бесконечным и самодостаточным тот ни казался. Даже частично восстановленную первую страду можно уподобить мифологической “нити Ариадны”, без которой никто не может выйти из лабиринта падшего мира.
При надлежащем развитии второго кольца силы у человека включается второе внимание, которое он, в отличие от первого внимания, может направлять в любые слои Мироздания. Дон Хуан отмечал, что этой необычайной способностью потенциально владеют все люди, но используют только маги. С ее помощью они выходят за пределы мира тоналя и проникают в безбрежные, творческие и непредсказуемые пространства нагваля.
Однако, многие Искатели не склонны приписывать магическим свойствам собственного существа столь уж фундаментальное значение. Они не ожидают, что те способны принести с собой Освобождение уже при этой жизни. Если их и ценят, то только как провозвестников чаемой духовной эволюции, которая через множество лет должна неизмеримо обогатить способности восприятия физического организма человека. Поэтому их вполне удовлетворяет, например, открывшаяся вдруг способность ощущать аромат или даже вкус кулинарных блюд на больших расстояниях. Или способность “видеть” предметы, расположенные за несколькими стенами [55]. Они прикладывают большие усилия к развитию имено и только этих способностей. Указанные восприятия, разумеется, имеют магическую природу. В Индии все подобные проявления относят к так называемым сиддхам, и список их огромен.
Вспомнить об этих опытах заставила интерпретация явлений “ясновосприятий”, данная в [55], в книге, оказывающей большое влияние на российских Искателей. Ее автор, Б.Сахаров, спорит с точкой зрения Веданты, согласно которой “ясновосприятия” возникают благодаря тому, что “принцип мышления выходит из человека наружу, достигает объекта своего восприятия и тогда его чувствуют”. Выражаясь образно, "наш язык духовно вытягивается до тех пор, пока не дотронется до блюда нашего соседа”. Такое объяснение Б.Сахаров почему-то считает недопустимым. В качестве альтернативы он предполагает, что “вся материя есть излучение цвета, запаха и т. д.” Эти гипотетические “излучения” распространяются в широком диапазоне вибраций. Кроме частот, доступных для обычных восприятий, имеются “сверхкороткие волны”, проникающие все преграды и “раздражжающие окончания обонятельного или вкусового нерва”. Именно поэтому сосредоточение на кончике носа или языка, например, пробуждает чувствительность к этим сверхкоротким волнам.
Очевидно, позиция Концепции совпадает с тем, что говорит по этому поводу Веданта. Второе кольцо силы, которое как бы отслаивается от первого кольца и входит в контакт с удаленными объектами, дублирует ведантийский образ “принципа мышления, выходящего из человека наружу, и достигающего объекта восприятия”.
Идея о сверхкоротких волнах, чувствительность к которым якобы вырабатывается у обычных органов чувств, заводит духовный Путь в тупик самосовершенствования.
Ф.Меррелл-Вольф в своих “Афоризмах Внеобъектного Сознания” также связывает пробуждение сверхспособностей с “включением в действие некоего латентного органа”. Однако, он прибегает к этому образу только потому, что “так проще всего представить происходящее”. Что касается существования такого внутреннего органа, называемого по-санскритски Самадхиндрия, то его нельзя ни доказать, ни опровергнуть строго логически (в точной аналогии с вопросом о существовании Бога).
Поэтому в [31] Ф.Меррелл-Вольф говорит не о пробуждении у людей какого-то спящего органа, а о пробуждении совершенно новой способности. Если переход от животного к человеку он характеризует как просто пробуждение, то от человека к Богочеловеку как Пробуждение с большой буквы. Так он хочет подчеркнуть, что в результате Пробуждения рождается Новый человек, обитающий в Новом Мире, а старое физическое тело (со всеми его органами), пока оно живо, исполняет роль не более, чем инструмента общения с теми, кто все еще остается в старом мире.
Коль скоро новая способность пробудилась, она дает о себе знать в виде магических проявлений, которые неподготовленный Искатель склонен приписывать особому совершенству своей физической личности. Как уже говорилось, типов таких проявлений насчитывается великое множество. Тем не менее, Ф.Меррелл-Вольф подчеркивает, что в основе всего их разнообразия скрыт один и тот же механизм.
Разумеется, каждый Искатель продвигается по Пути в согласии со своими склонностями. Главное, чтобы он сумел “раскрыть врата своего сердца”, как это называется в древнеиндийских источниках. С этой целью они рекомендуют целых 112 способов. Одним из них является сознательное управление своими снами. Именно этот способ лучше всего подходит для иллюстрации положений Концепции. К сожалению, в самой индийской традиции о нем говорится не слишком подробно. Поэтому дополнительно мы обратимся к богатейшей информации по развитию сознания во сне, содержащейся в книгах К.Кастанеды [25]. Кроме всего прочего, этот способ хорош тем, что он с самого начала нацеливает Искателя на воспитание в своей системе сновидческого дубля, что является близкой аналогией удвоения личности, или рождения Другого в себе, о чем учат гностики.