23.3. Овладение искусством сознательных сновидений

Казалось бы, что может быть столь же эфемерным, капризным и индивидуальным, как сон? Мы с легкостью отбрасываем воспоминания о нем вскоре после пробуждения. Однако, во сне проходит треть жизни, его природа почти совсем не ясна науке, и при более близком знакомстве с гностическими традициями оказывается, что это могучий инструмент духовного преображения, которым люди систематически пренебрегают.

Так, Ф.Меррелл-Вольф [31] утверждает, что "некоторые состояния, в которые входят, когда тело спит, в действительности более бодрственны, чем любое из тех, которые возможны в физическом теле... Они могут обогащать, углублять внешнюю жизнь, дать ей другое направление. Они приводят к возрастанию истинной разумности. Это - предвестники Подлинной Жизни".

И далее: "Обычный человек не знает во сне, что он спит. Это означает, что он еще не овладел перекрестным соотнесением своего бодрственного сознания с уровнем Космического Сознания. В этом случае он переживает предвкушение того, что произойдет с его сознанием после смерти. Но можно видеть сны и в то же время знать, что спишь, сохраняя в уме память бодрственного сознания. В этом случае сознание совершило перекрестное соотнесение. Так вот, сделать это хотя бы раз в жизни достаточно, чтобы получить средства, благодаря которым человек, отделившись от физического тела, был бы способен прервать состояние своего посмертного сна. Это, несомненно, решительный шаг к Познанию, к Просветлению. Так что ученик хорошо сделает, если тщательно изучит все феномены, связанные со сном и бодрствованием."

Не менее убедительно звучат слова дона Хуана, обращенные к К.Кастанеде:

"... Воин на пути знания ищет силу, и одна из широких дорог к ней есть сознательное сновидение. Воин не считает его простым сном, он признает его реальностью”.

“... Воин на пути знания - незапятнанный охотник за силой. Он не пьян, не безумен, и у него нет ни времени, ни расположения, чтобы передергивать или лгать самому себе. Ставки слишком высоки для этого”.

“... Сознательные сновидения - реальность для воина потому, что он в них может действовать сознательно, планировать свои поступки. Воин может выбирать из различных вариантов, ведущих к силе, может манипулировать ими и использовать их, тогда как в обычных снах, он не может действовать сознательно”.

“... Сознательные сновидения, пожалуй, более реальны, чем то, что мы делаем днем. В них ты имеешь силу, ты можешь изменять вещи, ты можешь находить бесчисленные скрытые факты, ты можешь контролировать все, что хочешь”...

“... Сновидцы привлекают второе внимание или внимание нагваля, фокусируют его на темах и событиях своих снов и превращают их в сознательные”.

“... Сознательные сновидения - единственный способ собрать второе внимание, не повреждая его, не делая его угрожающим или устрашающим”...

Первый шаг на пути овладения сознательным сном по дону Хуану - это понять однажды во сне, что ты спишь, и совершить там какое-нибудь заранее запланированное простое действие, например, посмотреть на свои руки. Тот, кто попробует выполнить это незамысловатое задание, скорее всего увидит, что ему для этого явно чего-то не хватает. При всей привлекательности задания, полоса бессознательного, как правило, наглухо преграждает путь. Требуется провести настоящую осаду этой крепости, чтобы пал хотя бы первый ее бастион. В увлекательном изложении К.Кастанеды подробности техники освоения сновидений несколько завуалированы, поэтому необходима самостоятельная методическая разработка психофизической стороны проблемы. Автор счастлив выразить глубочайшую благодарность Т.С., чей талант помог сократить до минимума количество усилий, необходимых для осуществления названного намерения.

Сам К.Кастанеда приобщился к сознательным сновидениям с помощью галлюциногенов, за что поплатился израненной печенью. Другие пути оказались для него закрыты из-за непреоборимого консерватизма его ума, получившего солидную университетскую выучку. К счастью, этот способ совершенно необязателен. Масса людей приобщилась к сознательным сновидениям безо всяких галлюциногенов.

Однако, для достижения второго внимания невозможно указать какую-то конкретную процедуру. Ученик просто пытается и пытается стать сознательным во сне и в какой-то момент это происходит. Тем не менее, эти попытки должны опираться на систематические занятия концентрацией и релаксацией мышления, дополненные самопрограммированием на достижение успеха.

Первое задание на этом пути уже называлось: понять, что ты спишь и посмотреть на свои руки.

В качестве вспомогательной техники, полностью заменяющей употребление галлюциногенов, дон Хуан предложил своим ученицам пристально созерцать сухие листья. Одна из учениц дона Хуана, Ла Горда, рассказывает: “Первая вещь, которую сделал дон Хуан, это положил на землю сухой лист и заставил меня смотреть на него часами. Каждый день он приносил лист и клал его передо мной. Сначала я думала, что это был один и тот же лист, который он убирал каждый день, но потом я заметила, что листья были разные. Дон Хуан сказал, что после осознания этого мы уже не просто смотрим, а пристально созерцаем”.

“Затем он положил передо мной кучу сухих листьев и велел ворошить их левой рукой, пристально созерцая. Сновидец движет листья по спирали, а затем видит во сне узоры, которые эти листья образуют. Дон Хуан сказал, что сновидец может считать, что овладел пристальным созерцанием листьев, если он сначала сновидит узоры листьев и затем находит те же самые узоры на следующий день в груде своих сухих листьев”.

Если учесть, что такое созерцание продолжалось по нескольку часов в день на протяжение по крайней мере четырех лет, то можно только поразиться силе мотивации учениц дона Хуана. Но зато в не меньшей степени можно поразиться и тем вещам, которые они, в результате, научились делать.

Однако, возникает вопрос, причем тут сухие листья? Оказывается, их созерцание являлось только способом утихомирить мысли и, как следствие, укрепить второе внимание, оно получало шанс выйти на поверхность. В результате, становилось намного легче осознать себя во сне. Вместо листьев можно было брать все, что угодно, просто листья при необходимости всегда оказывались под рукой.

Итак, в основе тренинга учениц дона Хуана лежит уже выявленная йогическая триада: циклическое переключение внимания, концентрация на одном предмете и полная релаксация мышления. А если так, то к решению задачи овладения сознательными сновидениями можно подключить весь богатейший арсенал йоги. Кроме того, опубликована масса книг, посвященных аутотренингу применительно к проблемам в самых разных областях жизни. Можно успешно применять его методы самопрограммирования, направив их на овладение сознательными снами. Искатель может выбирать из многих и многих десятков психотехник ту, которая придется ему по душе. Полезно обратить внимание на игры детей младшего возраста. Многие их спонтанные занятия являются прекрасными психотехниками. Все люди разные, и поэтому никогда нельзя предсказать, какая из техник окажется ключевой для данного человека.

В любом случае, после освоения стандартного варианта психотехники, Искатель вправе и должен внести в нее какие-то свои нюансы, чтобы приобразить ее в том духе, какой соответствует его мировоззрению. Только тогда техника становится эффективной. Именно на эту особенность Пути обращал внимание Ф.Меррелл-Вольф в своей книге [31]. Сам же он достиг чрезвычайно высокого уровня Пробуждения, поэтому его слова заслуживают особого внимания.

Важнейший эффект, который реализуется в результате психотехнических практик, независимо от их конкретного выбора, это формирование способности самосознания в тех областях, которые обычно представляются скрытыми за темным занавесом подсознания.

Но, как отмечает дон Хуан, первое внимание потребляет все ресурсы, которые есть у людей, и для активизации второго внимания не остается ни капли свободной энергии. Откуда ее взять? За счет искоренения ненужных привычек!

Во многих книгах по йоге отмечается, что первый шаг к духовному совершенствованию заключается в том, чтобы порвать пелену внутреннего диалога. Нужно распознать его ущербность в тех случаях, когда он подсовывает нашему сознанию вместо переживания истинной жизни ее мутную замену в виде мешанины отрывочных полуфраз и палуслов, заполняющую наше сознание постоянно. Вот, пожалуй, самая вредная из всех ненужных привычек. С чем можно бы сравнить бесконечные и неупорядоченные скачки внутреннего диалога? Разве что с пьяной взбесившейся обезьяной, которую к тому же покусали пчелы. Именно такое сравнение употребляется в индийских книгах.

Просто удивительно, сколько есть на свете вещей, которые на самом деле не нуждаются ни в каком словесном сопровождении! Оказывается, без него можно ходить, бегать, мыть посуду, чистить картошку, вышивать, рисовать, слушать музыку, быть с любимым и так далее и тому подобное по тысяче разных позиций. Кроме повышения уровня восприятия такая практика дает важнейший опыт остановки внутреннего диалога. А высвобожденная энергия взбесившейся обезьяны сама собой накапливается в канале первой страды.

Если из вышесказанного создалось впечатление, что достаточно простого решения, чтобы отключить надоевший внутренний диалог, то это ложное мнение. Человеку еще только предстоит познать всю меру рабской зависимости от этой функции психики. Но решения достаточно для начала борьбы со своим тюремщиком. Для людей, воспитанных в западной культуре, естественней всего на первых порах прибегнуть к планомерным занятиям выбранными психотехниками.

Все начинается с угнетения внутреннего диалога на словесном уровне, так как это, поначалу, единственный уровень, доступный нашему сознательному влиянию, остальное пока что вне сферы достижения для ученика. При первых же попытках человек убеждается, что сохранить внутреннее молчание не так-то просто. Он непосредственно ощущает, насколько велика сила спонтанного движения тела внимания в первом кольце силы. Проходит всего несколько секунд и оказывается, что мысли в голове роятся по-прежнему. Не ясно даже, в какой момент они там возникли.

Также трудно сохранять какую-либо мысль в центре внимания. Результат тот же, что и при попытке остановки диалога, - через небольшое время мы заняты обдумыванием совсем других тем. Так выглядит первое типичное занятие релаксацией и концентрацией мысли. Довольно жалкое зрелище!

Работа по активизации и воспитанию второго кольца силы состоит из двух основных фаз - концентрации внимания на каких-либо объектах и последующей релаксации внимания, когда его поле поддерживается в ненапряженном пустом состоянии.

Каждая из этих фаз имеет как прямой, так и побочный эффект.

Концентрация - возможно более длительное удержание внимания на объекте - проще релаксации и поначалу кажется более важной. Благодаря ей происходит отвод энергии хаотических метаний внимания в запасной резервуар первой страды. Однако, создание слишком большого запаса энергии у этически неподготовленного человека сопряжено с обострением всех его склонностей, включая эгоистические и антиобщественные. В кругу семейного и дружеского общения он становится грубым, насильственным и непреклонным, чем осложняет и даже разрушает жизнь близких людей. В конечном итоге он обрекает себя на одиночество.

Второй побочный эффект концентрации связан с возможностью спонтанного прорыва накопленной энергии, что будет восприниматься как вторжение в круг привычного мира каких-то посторонних влияний и впечатлений. По существу это будут галлюцинации. Они могут быть звуковыми, визуальными или эмоциональными. Если первые два вида подвержены довольно строгой внутренней цензуре, то эмоциональные эксцессы способны отравить жизнь человеку, если тот не научился преодолевать обычную привязанность людей к своим эмоциям и смотреть на них со стороны.

Фаза релаксации внимании как раз и научает контролю над спонтанными образами сознания и умению их разборки, чтобы преодолеть привязанность к собственным иллюзорным построениям. В тибетском буддизме именно с этой целью предписывается в конце занятия разрушать усилием воли все образы, построенные в ходе концентрации. При росте уровня концентрации привязанность может стать настоящей проблемой, так как привлекательность, или, наоборот, устрашающее впечатление от ее плодов может сильно влиять на самочувствие и поведение Искателя.

Кроме этого, релаксация внимания помогает постепенно повышать качество запасаемой энергии. Дело в том, что тело внимания стремится удовлетворить свой голод на впечатления любой ценой. Если позволять ему удовлетворяться простейшей "пищей" - внутренним словесным диалогом - то никакого запасания энегии вообще не происходит. Если же перекрывать привычные каналы насыщения, что и достигается во время релаксации, то тело внимания первого кольца силы пытается преодолеть заслон с помощью энергий, над которыми Искатель пока не властен. Тогда вместо словесного уровня прорыв осуществляется в виде визуальных образов. Если они также поставлены под контроль, то тогда происходят мощные эмоциональные всплески, как правило положительные, например, любви или умиления. Характерным их признаком является отсутствие явной причины, которая могла бы вызвать такие эмоции. Правда, интеллект в таких случаях старается подставить под переживаемую эмоцию хоть какую-нибудь причину, иногда весьма комичную. Наличие эмоциональных всплесков свидетельствует, что Искатель энергетически готов к переживанию сознательных сновидений.

Побочным отрицательным эффектом передозировки релаксации внимания служит повышенная внушаемость и душевная ранимость. В стремлении уклониться от мучительных контактов с окружающими Искатель может дойти до полной самоизоляции.

Правильное сочетание концентрации и релаксации внимания можно уподобить дыханию, когда вдох всегда чередуется с выдохом. Если следить за сбалансированностью этих двух фаз, то никаких отрицательных последствий не должно появиться.

Можно рекомендовать еще две группы техник. Одна помогает избежать навязчивых состояний. Это упражнения по многократному и быстрому переключению внимания по заданному маршруту. В простейшем случае это переключение между двумя предметами.

Вторая группа обрушивает на первое кольцо силы удвоенный поток раздражжителей. Например, можно писать сразу двумя руками, ходить, скосив глаза, раздваивая изображение, и тому подобное. Первому кольцу становится трудно справиться с непривычным потоком информации и оно склонно сдаться, что активизирует второе кольцо силы.

Если создается впечатление, что маги выступают ярыми врагами разума, то оно ошибочно. Дон Хуан неоднократно подчеркивал, насколько важно, чтобы ученик хорошо понимал рациональную и структурную подоплеку магических практик.

То, с чем боролся дон Хуан, чтобы победить в своих учениках, был не разум, как способность рационально мыслить, а "первое внимание тоналя", настроенность на созерцание исключительно обыденного мира. Каждодневный мир существует потому, что мы умеем поддерживать его образы благодаря внутреннему диалогу. Наш тональ умеет сделать так, что самая яркая и очевидная демонстрация нагваля останется незамеченной. Если же выключить первое внимание, необходимое для этого, то хватка мира исчезает, “мир останавливается”.