23.6. Пересмотр первого рода
Когда мы попадаем в тупик, то интуиция подсказывает, что наступило время вернуться к истокам и попытаться отыскать новый путь. Вся тяга к духовному совершенствованию основывается на факте первого крещения, на факте частичного восстановления страды, порванной в ходе Падения. Именно в тот момент мы получили прозрение, чей отблеск отныне ведет нас через пустыню жизни.
Характерное обстоятельство, предшествующее первому крещению, - это психологическое состояние полного поражения эго в борьбе за его цели. Оно дошло до изнеможения и отказалось от дальнейших усилий. Оно “сдалось” или “отдалось” на милость какой-то высшей воли. Тогда-то все и произошло.
Поэтому не удивительно, что укрепление первой страды осуществляется в состояниях, чем-то схожих с теми, хотя и не достигающих такого драматизма. Ведь теперь человек уже имеет опыт контакта с божественным ядром своего микрокосмоса. А тогда он был полностью отторгнут от него. Поэтому сейчас он вооружен верой, которая есть форма знания, опирающаяся на возобновленную тонкоматериальную структуру. Разумеется, глубина и сила веры у всех разная.
В случае “удачного“ воспитания человек сразу же отождествляет источник своего Озарения с Богом. И тогда весь его дальнейший Путь сводится к стремлению установить неразрывный контакт с Ним. Как говорит Свами Вивекананда [14] в лекциях, прочитанных в конце XIX в. и посвященных бхакти-йоге, в этих отношениях нет места страху. “Это поиск, начинающийся, проходящий и завершающийся в Любви. Единый миг безумной, беспредельной любви к Богу дарует вечную свободу”.
Но “такая любовь не может быть низведена до устремленности к земным целям,— поскольку она невозможна, пока существуют земные желания”.
А что делать людям, которые не позволяют себе сразу же отвернуться от мира и обратить все свои упования непосредственно к Возлюбленному Божеству? Они осознают свой гражданский долг и не могут бросить своих близких на произвол судьбы. На этот случай в Индии сформулировано учение карма-йоги, опирающееся на священную книгу Бхагаватгиту. Свобода достигается через отречение о своего Я, ибо человек есть нечто значительно большее, нежели его маленькое тело. В лекциях на тему карма-йоги Свами Вивекананда [14] сказал:
“Карма-йога есть достижение свободы через труд без корысти, достижение свободы, к которой от природы стремится человек. Поэтому любой корыстный поступок замедляет наше продвижение к цели, и поэтому существует только одно определение того, что такое нравственность: все корыстное — безнравственно, все бескорыстное — нравственно”...
“Это общее определение не противоречит ни одной религии, ни одной этической системе... На что бы они ни опирались, в их этическом кодексе центральное место займет все тот же завет — не думать о себе, а отказаться от себя”.
“Что происходит с «Я» того, кто совершенно бескорыстен, кто совсем не думает о себе, не вымолвит и слова о себе, ничего для себя не станет делать,— где его «Я»? Оно существует, только пока он говорит, думает и хлопочет о себе. Если человек отдает все свои помыслы другим, миру и всему сущему, то где тут его «Я»? Оно навеки растворилось”.
“Всех нас затягивает могучий, сложный механизм мира. Есть лишь два способа избавиться от него. Один состоит в том, что можно перестать заботиться об этом механизме, позволить ему действовать и стать в сторонке, оставив желания. Сказать это легко, а сделать почти невозможно. Не уверен, под силу ли это одному на двадцать миллионов человек. (В этих словах видится оценка реальной эффективности “легкого” пути бхакти-йоги. - прим. Ле Мар). Есть и другой способ — вступить в мир и овладеть тайной труда, это путь карма-йоги. Не избегайте механизма Мироздания, но, оставаясь внутри него, учитесь работать. Можно освободиться из колес, правильно трудясь внутри механизма, найти выход через сам механизм”.
“Карма-йогу нет нужды ни в какой доктрине. Он может и не верить в Бога, не задаваться вопросом о сущности души, не интересоваться никакими метафизическими спекуляциями. Перед ним стоит определенная цель — стать бескорыстным, а сделать это может только он сам”...
Как известно, йогические практики опираются на многотысячелетний опыт. Индийский подход заключается в том, что “делай так и получишь это”. С этой точки зрения рекомендации Свами Вивекананды не вызывают никаких сомнений. Интересно другое. Он сам неоднократно подчеркивает, что финальные достижения таких разных йог, как бхакти, карма, джняна и раджа, совпадают. Но почему так получается? Вот карма-йог, например, может “не задаваться вопросом о сущности души, не интересоваться никакими метафизическими спекуляциями”. Но к нему приходит Свобода, божественное Могущество и, что самое интересное, Знание, о котором он вовсе не заботился. С другой стороны, джняна-йог, посвятивший себя, по славам Ф.Меррелла-Вольфа [31], самому медленому, но и самому надежному пути Знания, в конце Пути обретает божественную Любовь.
Все это говорит, во-первых, о том, что любой конкретный путь имеет косвенный характер. Искатель совершает действия, предписанные избранной традицией, а они уже стимулируют некие процессы, протекающие в микрокосмосе и приводящие к финальному Просветлению. Во-вторых, носителем просветленного Сознания является вовсе не физический человек с его ограничениями, а новая структура в микрокосмосе, чьи божественные свойства почти не связаны со свойствами мирской личности.
Главной особенностью, единой для всех путей, является установление непрерывной медитативной связи с Богом, напоминающей “струю масла, переливаемую из сосуда в сосуд”. Этот образ как нельзя лучше указывает на процесс исцеления разорванной страды и возобновления непрерывного потока эфиров, что и является скрытой подоплекой успеха на всех путях.
Но для восстановления страды нет иного строительного материала, чем волокна тела внимания уже существующего кокона. Это означает, что личность, населяющая кокон, должна научиться отказываться от контроля над все новыми и новыми порциями этих волокон. Успеха она добивается косвенным образом, совершая адекватные действия на физическом и эмоциональном планах. Главное здесь, искреннее чувство “отдачи”, “дарения”. При этом, принимающей стороной дарения может выступать как Бог в бхакти-йоге, так и абстрактное стремление к бескорыстности в карма-йоге.
Но все эти косвенные пути оказываются “неустойчивыми”, “ненадежными” по отношению к малым отклонениям в эмоционально-нравственной позиции Искателя. Она должна быть совершенно бескомпромиссной, что практически невозможно. Так, карма-йог не может ставить перед собой никаких целей. Ибо [14]: “Кто делает добро с целью, даже с целью попасть в рай, связывает себя по рукам и ногам... Поступок, совершенный с мало-мальски корыстным мотивом, вместо того чтобы освободить нас, опутывает человека новыми цепями. Итак, единственный путь — отказаться от всех плодов труда, отстранить себя от них”.
Аналогичную уязвимость к малым отклонениям демонстрирует и бхакти-йога: “Великое преимущество бхакти в том, что она открывает самый легкий и естественный путь к божественной цели; ее огромный недостаток в том, что на низком уровне она без труда вырождается в отвратительный фанатизм”.
Возникает естественный вопрос, а нельзя ли найти прямой метод исцеления первой страды, который был бы лишен недостатков косвенных методов? Да, это возможно. Чтобы сформулировать его идею, вначале нужно ознакомиться с тем, что в традиции дона Хуана называется искусством выслеживания или искусством сталкера [25].
Речь прежде всего пойдет о процедуре пересмотра своей жизни (которая в русском переводе получила название перепросмотра). Ей подвергаются все ученики этой традиции, причем приступают к ней совершенно внезапно для себя. Вот, например, случай Флоринды:
Неизлечимая болезнь заставила ее обратиться за помощью к индейскому лекарю, который оказался учителем дона Хуана. Тот увидел, что она тоже способна быть его ученицей, и поэтому сделал все, чтобы она добровольно согласилась на ученичество. Был сооружен ящик такой величины, чтобы Флоринда могла в нем сидеть на скамейке. Под тем предлогом, что это требуется для ее выздоровления, лекарь настоял, чтобы она проводила в этом ящике по 6 часов ежедневно. Так Флоринда начала пересмотр своей жизни. И продолжала этим заниматься в течении нескольких лет, давно уже избавившись от всех болезней!
Что это за процедура?
Прежде всего, сталкер пребывает в тишине и одиночестве. Первая стадия пересмотра сводится к составлению списка всех случаев его жизни, особенно тех, что имели выраженную эмоциональную окраску. Как вариант, можно составить список всех людей, с которыми имелись эмоциональные контакты. Вторая стадия заключается в полном повторном переживании, или вернее, проживании в памяти всех этих событий.
Ключевым моментом пересмотра является дыхание. Оно обладает магической силой, так как с его помощью можно управлять волокнами своего светящегося тела (кокона).
Предварительное дыхание:
Подбородок лежит на правом плече и по мере медленного вдоха голова поворачивается влево на 180 градусов. Вдох заканчивается на левом плече. После этого голова возвращается в положение прямо. Выдох сталкер производит, глядя прямо перед собой.
Затем он берет очередное событие из списка и погружается в его вспоминание до тех пор, пока не будут воспроизведены все пережитые в нем чувства.
Основное дыхание:
1. Когда все чувства ожили, сталкер медленно вдыхает, поворачивая голову от правого плеча до левого. Смысл этого вдоха в восстановлении энергии. По наблюдениям магов, светящееся тело постоянно вырабатывает паутиновидные нити, которые под действием разных эмоций отслаиваются от светящейся массы. Поэтому каждая эмоционально окрашенная ситуация потенциально опустошительна для светящегося тела.
Вдыхая справа налево при воспоминании чувств, сталкер использует магию дыхания и подбирает те нити, которые он оставил в прошлом.
2. За этим сразу следует выдох слева направо. При его помощи сталкер освобождается от тех нитей, которые оставили в нем светящиеся тела других людей, участвовавших в том событии, которое он вспоминает.
Такова обязательная предварительная ступень искусства выслеживания, через которую проходят все ученики традиции дона Хуана. Если не пройти этой предварительной ступени, то есть, не вернуть те нити, которые сталкер оставил в мире, а главное, не выбросить нити, оставленные в нем другими людьми, нет никакой возможности продвигаться дальше. Ибо чужие нити являются основой для безграничного раздувания эго.
О правильности дыхания можно судить по тому, насколько легко после него в памяти всплывают новые забытые эпизоды из прошлого. Теоретически следует вспомнить каждое чувство, которое было в жизни сталкера.
Зачем это нужно? В традиции тольтеков существует мифологическое объяснение смысла человеческой жизни и смерти. Нас в качестве пищи для себя выращивает космический Орел. Питается он нашим сознанием, которое поедает после нашей смерти. Воин-сталкер в процессе пересмотра изготавливает копию своего сознания. Если копия совершенна, то Орел соглашается съесть ее, а сталкер проходит мимо Орла к свободе.
Кроме того, совершенный пересмотр изменяет воина даже больше, чем полный контроль над телом сновидения. В этом смысле, как искусство сновидения, так и искусство сталкера ведут к одной и той же высшей цели - к входу в третье внимание (Глава 27). Поэтому важно знать и практиковать оба эти искусства.
В ходе детального пересмотра сталкер научится искренне смеяться над самим собой, вновь и вновь сталкиваясь лицом к лицу с надоедливым проявлением самовлюбленности, к которой сводится суть всех человеческих взаимоотношений. Сталкер становится подвижней, легче, он преодолевает свинцовую важность самого себя, у него появляется чувство юмора и способность к импровизации.
Флоринда рассказала, что пересмотр идет легко, когда можно уменьшить зону возбуждения вокруг себя. Для этого и служит ящик, который дал ей учитель. Это и средство концентрации, и символ сугубой ограниченности личности. Когда пересмотр заканчивается, сталкер ломает свой ящик, символизируя этим, что он больше не связан никакими ограничениями.