23.7. Интерпретация пересмотра в Концепции

В предыдущем пункте процедура пересмотра представлена так, как ее объясняют в традиции дона Хуана начинающим ученикам-сталкерам. Главная цель такого оъяснения - создать достаточно сильную мотивацию, хотя теоретическое обоснование остается на уровне мифа. В это время ученик еще ничего не знает о коконе как вместилище всей картины мира и о точке сборки, чье положение в коконе полностью определяет то, в каком мире обитает человек. Для объяснений используется промежуточный уровень видения, когда светящееся тело кажется добавкой к физическому. К.Кастанеда описал искусство выслеживания в шестой книге своей серии потому, что воспоминания о нем ему стали доступны только на очень продвинутой ступени развития. Ему самому, в отличие от учеников-сталкеров, это искусство никогда не преподавалось в состоянии нормального сознания.

Использование нескольких уровней объяснения в традиции дона Хуана возникло исторически из-за сильнейшего давления инквизиции. Маги установили, что сознание человека может пребывать в двух состояниях - простого и повышенного внимания. Те знания, которые начинающий ученик получил в состоянии повышенного внимания, в нормальном состоянии он не может вспомнить и выдать врагу даже под пыткой. Поэтому философия видящих во всей ее глубине передавалась ученикам только в состоянии повышенного внимания. А в нормальном состоянии им приходилось довольствоваться правдоподобными мифами.

Поэтому не удивительно, что при согласовании описания пересмотра с развитой моделью кокона, а тем более с моделью микрокосмоса, следует ввести в него некоторые уточнения.

Должно быть ясно, что изменения, происходящие в ученике благодаря пересмотру, действительно, должны быть аналогичны тем, что происходят благодаря сознательным сновидениям. В обоих случаях речь идет об овладении вторым кольцом силы. Но если сновидец учится использовать второе кольцо в том виде, в каком оно у него есть, то сталкер может дополнительно еще и укрепить свое второе кольцо. Происходит это за счет тех самых волокон, которые высвобождаются в процессе пересмотра. Каков механизм этого?

Уже не раз отмечалось, что микрокосмос (в лице его божественного нейтрального ядра) сам стремится к восстановлению своей структуры. При этом он пользуется любой подходящей возможностью, которую предоставляет ему обитатель падшего мира, пусть даже неосознанно. Этим объясняется эффективность множества косвенных путей регенерации микрокосмоса.

Когда сталкер думает, что он с помощью дыхания выбрасывает из себя чужие волокна, на самом деле он направляет часть волокон своего кокона наружу. А там их готовы подхватить и замкнуть волокна, исходящие из нейтрального ядра. То есть, в крошечном масштабе реализуется та же ситуация, что и при первом крещении. Как это происходит, можно видеть на рисунке 22.2.

Таким образом, процедура пересмотра в ее “мифологической” интерпретации все еще остается косвенной, хотя из-за факта оперирования волокнами, она намного ближе к истине, чем другие техники, о которых еще будет сказано.

Необходимые модификации процедуры пересмотра очень просты.

Во-первых, следует знать, что никакие чужие волокна в кокон Искателя попасть не могут в принципе. Каждый микрокосмос представляет собой вечную, строго изолированную и неуязвимую структуру. Обмен волокнами происходит между персонажами, разыгрывающими свои роли в театре одного зрителя. Этим единственным зрителем является сам Искатель (Глава 13). Он, впрочем, также вовлечен в действие, наравне с другими персонажами, а потому обменивается с ними волокнами. Но! Но все эти волокна принадлежат исключительно его собственному кокону!

Во-вторых, главная цель пересмотра - восстановить целостность порванных волокон. Поэтому Искатель сделает большую ошибку, если начнет делить волокна, которые его соединяют с другими персонажами театра, на свои и чужие, а потом рассекать их своим вниманием и дыханием. Вместо сращивания волокон он будет рвать их в куски. Понимая это, Искатель интуитивно избегает пересматривать свои отношения с дорогими ему людьми.

В-третьих, физический мир вторичен по отношению к тонкоматериальному, поэтому его бесконечная картина целиком воспроизводится внутри кокона. Поскольку и точка сборки, и нейтральное ядро с его волокнами располагаются снаружи кокона, то нам, внутренним обитателям вторичного мира, они должны казаться удаленными на бесконечность. Поэтому граница между “своими” и “чужими” волокнами если где и пролегает, то на бесконечности.

В-четвертых, когда Искатель, после воспроизведения какого-то эпизода пересмотра, собирает на вдохе “свои” волокна, он представляет, как его дыхание притягивает из бесконечности все волокна кокона, задействованные в данном эпизоде. Он мысленно обнимает и прижимает к сердцу всю ситуацию целиком, какие бы мерзкие персонажи в ней ни находились. Так он “прессует” энергию и волокна, заставляя высвободиться концы петель, принадлежащих телу внимания, которые замкнуты на точку сборки.

В-пятых, на выдохе Искатель мысленно направляет освобожденные концы петель тела внимания наружу, в бесконечность. Только так можно отдать “чужие” волокна, то есть те, что должны принадлежать не первому кольцу силы, а второму. Они должны замкнуться с волокнами, исходящими из нейтрального ядра.

В-шестых, любые физические движения, такие, как повороты головы, происходят во вторичном мире, а поэтому не так уж важны. Важно перемещение луча внимания на те самые 180 градусов, о которых говорилось выше. Все, что требуется от механических движений, таких, как дыхание, это предельная мягкость и плавность. Тогда движение воздуха в наших легких, то есть самое утонченное из доступных движений, максимально приблизится к тонкому плану, чтобы быть в состоянии его “зацепить”.

В-седьмых, не нужно бояться, что выдыхая на бесконечность, мы оттолкнем ожившую картину от себя и порвем с ней связь. Наоборот, если мы ее и отталкиваем слегка, то на следующем вдохе она, словно маятник, возвращается к нам с новой силой и подробностями.

При учете предложенных модификаций, процедура пересмотра из косвенной превращается в прямую.

Любой Искатель, практикующий пересмотр, на собственном опыте убедится, насколько эффективней теперь всплывают в памяти забытые эпизоды прошлого или тонкие детали текущих эпизодов.

Если мысленно не рвать ситуацию на куски, пытаясь поделить “свои” и “чужие” волокна между персонажами, то копия ситуации переносится во второе кольцо целиком. Это означает, что передача волокон туда происходит гораздо эффективней. Кроме того, вторая страда не просто наращивается, но сразу получает структуру замкнутого кольца.

Удаление “чужих” волокон, действительно необходимо для духовного продвижения, так как именно за их счет восстанавливается первая страда и формируется второе кольцо силы. Пока их не удалили, они служат поддержкой первого кольца, то есть мирского эго.

В заключение этого пункта небольшой комментарий по поводу того, что Орел удовлетворяется качественной копией сознания Искателя, а тот сам направляется к свободе. Этот миф хорош для начинающих, когда они еще полагают, будто духовный путь означает совершенствование их мирской личности. Будто она обретает бессмертие.

Как следует из гностической философии, а учение дона Хуана в огромной степени с ней совпадает, земная кровь и плоть не могут войти в Царствие. На духовном пути в нашей системе рождается Другой, которому это Царствие предназначено, а мирскому человеку уготована смерть. В Концепции этот Другой сопоставляется со вторым кольцом силы. Так вот, мифологическое объяснение пересмотра не является ложным. Просто оно неявно предполагает, что к тому моменту, когда Искатель создаст совершенную копию своего сознания, он будет отождествлять себя именно с этой копией, а не со старой личностью. Эта последняя, несомненно, будет съедена Орлом, а копия, то есть, Другой, пойдет своим божественным путем. Если вдуматься, это должно вселять оптимизм. Ведь переориентация Искателя со своей старой личности на личность Другого в процессе пересмотра происходит настолько плавно, что он ее почти не замечает. Этим обеспечивается непрерывность сознания, а о какой еще милости могла бы мечтать земная личность?