24.5. Подоплека страданий
Скептик вполне мог бы охарактеризовать вышеприведенные способы достижения Просветления как разновидность словесной терапии, когда при невозможности изменить условия существования человек ищет им какие-то рациональные оправдания. Собственно, такой скептик сидит в каждом из нас. Именно его разумные доводы удерживают нас в вековечной колее падшего состояния. Мы напоминаем больную собаку из одной суфийской притчи:
“Из-за болезни облик собаки сильно изменился, ее шерсть встала дыбом, опухший язык вываливался из пасти, глаза налились кровью. А главное, ее смертельно мучала жажда. Но стоило ей приблизиться к воде, как из глубины бассейна к ней навстречу бросалось ужасное незнакомое чудовище с красными глазами и стоящей дыбом шерстью. Собака в ужасе отбегала прочь, не испив ни капли воды. Наконец, когда жажда совсем свела ее с ума, она с разбегу бросилась в бассейн. И, о чудо, вокруг было изобилие живительной влаги, а ужасное чудовище куда-то исчезло. Ведь на самом деле его и не было”.
Скептик в нас пока еще боится собственного отражения в ужасающей ткани бытия, прикрывающей вход в божественный мир. Но некоторые Искатели все же решились и совершили прорыв на ту сторону. Вот об их опыте мы и говорим.
Что касается фиктивной словесной терапии, то можно еще раз привести слова дона Хуана: “Воин на пути знания... не пьян и не безумен, у него нет ни времени, ни расположения, чтобы передергивать или лгать самому себе. Ставки слишком высоки для этого”.
Задача Концепции - выяснить, какие структурные преобразования микрокосмоса стоят за весьма драматичными феноменами самопожертвования. При этом главный тезис не вызывает сомнений: вся драма обуздания чувства собственной важности развертывается на фоне исцеления второй страды. Финальное Просветление или Освобождение становится возможным, только когда энергетические каналы микрокосмоса восстановятся в достаточной степени. Как увидим, эго мирской личности всячески этому препятствует. Иногда ему удается даже направить процесс вспять.
В Главе 13 рассматривалась структура падшего кокона. Там было установлено, что он представляет собой совмещение двух петель. Петля одномерных эманаций с первой страды совмещается с петлей двумерных эманаций со второй (см. рисунок 24.4, являющийся фрагментом рисунка 13.1). Напомним, что страды устроены совершенно симметрично. Это означает, что на второй страде тоже имеется петля одномерных эманаций. Однако, в падшем коконе она никакой особой роли не играет. Вернее, эго все равно ставит под свой контроль все эти одномерные волокна, хотя они и не принадлежат телу внимания. Как это происходит, описано у К.Кастанеды [25]:
“Видящие видят, что от рождения и на протяжение детства кокон человека покрыт блестящей оболочкой. А у взрослых людей от нее остается только узкая каемка в области ступней. Куда девается оболочка? Дон Хуан объяснил, что она является источником неизлечимого эгоистического сознания. Играя на ней, тонкоматериальные хищники провоцируют вспышки эгоистичных эмоций, после чего жадно и безжалостно пожирают соответствующую энергию. “Они подбрасывают нам бессмысленные проблемы и оставляют нас в живых, чтобы иметь возможность питаться энергетическими вспышками наших мнимых неурядиц”. В процессе такой эксплуатации блестящая оболочка изнашивается (пожирается хищниками)”.
Примечание: Дон Хуан нарисовал перед К.Кастанедой ужасающую картину того, как отвратительные хищники-летуны держат нас в рабстве и охотятся за нашим осознанием. Единственный способ освободиться - это отпугнуть летуна, прибегнув к дисциплине. Далее он пояснил: “Под дисциплиной я не подразумеваю суровый распорядок дня. Я не имею в виду, что нужно ежедневно вставать в полшестого и до посинения обливаться холодной водой. Маги понимают под дисциплиной способность спокойно противостоять неблагоприятным обстоятельствам, не входящим в наши расчеты. Такая дисциплина делает сверкающую оболочку осознания невкусной для летуна. И тогда она сможет заново отрасти, вернув нам все чудеса магического восприятия”.
Как видим, все объяснение направлено на то, чтобы подвигнуть ученика на трудное дело обуздания собственной важности, отождествив это с освобождением от власти летуна. Учтем, что тольтеки в “педагогических целях” часто используют фактор “достойного противника”. В данном случае им выступает паразит-летун. Но истинным врагом и истинной целью атаки является эго самого человека.
С точки зрения Концепции очевидно, что первоначальная блестящая оболочка кокона образована незадействованными одномерными волокнами второй страды. Ее исчезновение объясняется поведением нашего эго, которое постепенно ставит под свой контроль все доступные ему волокна в коконе, оно втягивает их внутрь.
Наверное, каждому приходилось наблюдать, насколько открыты миру некоторые маленькие дети. Создается впечатление, что на них лежит благословение Божие, настолько они спокойны, умны и добры. Но под ударами несправедливых атак и оскорблений, которые в изобилии обрушивают на них старшие коллеги, у человека возникает желание закрыться. Это естественная защитная реакция эго. Вот в этот момент оно и втягивает волокна из блестящей оболочки кокона вовнутрь, так, чтобы они не могли больше провоцировать болезненные переживания.
Но проследим процесс дальше.
В начале этой главы было рассказано о регенерации ядра микрокосмоса, расположенного на первой страде. Его можно ощущать в форме вращения тонкоматериального многомерного диска, именуемого в китайской традиции Фалунем. Напомним, что укрепление первой страды достигается в процессе пересмотра за счет одномерных волокон тела внимания. А потом эти волокна подтягивают к кокону уже готовые петли двумерных эманаций. Причем, происходит не просто накопление двумерных эманаций в коконе, а их замещение! То есть, при появлении новых двумерных эманаций в центральной области кокона, часть старых на его поверхности как бы отшелушивается.
Интересно, что эго при всех этих пертурбациях ведет себя совершенно индифферентно. Прямо у него под носом происходит замещение вещества кокона, а ему все равно! Видимо дело в том, что для него тонкоматериальные эманации просто не имеют осязаемой ценности. Оно полностью ориентировано на оценку явного мира. Оно сражается за собственный статус в нем и за материальное благосостояние.
Таким образом, пересмотр является методом перестройки кокона, которому наше личное сознание не противится. А это большая удача, так как при других методах эго неизменно считает своим долгом вмешаться в процесс, возглавить его и все испортить. Оно всегда тянет одеяло на себя, таково уж его предназначение. Ведь оно должно держать свой кокон под контролем и в компактном состоянии, чтобы не дать ему распасться. А тут в присутствии эго по одной ниточке происходит замена вещества, из которого соткан сам кокон. Но это происходит так незаметно, что поначалу никакой тревоги у личности не вызывает.
Так вот, по мере укрепления первой страды и регенерации на ней ядра, внешние слои старого кокона выходят из-под контроля эго. Одномерные волокна второй страды вновь всплывают на его поверхности. Реализуется именно то, о чем говорит дон Хуан: благодаря дисциплине блестящая оболочка кокона отрастает вновь. И тут условия бытия Искателя в окружающем мире резко ухудшаются, о чем уже много говорилось выше. Теперь можно указать движущую силу этого.
Микрокосмос стремится к своей регенерации. Одномерные волокна, исходящие от нейтрального ядра, словно раненые нервы, ищут свои оборванные продолжения, чтобы с ними срастись. Для этого они пользуются любой возможностью, когда волокна второй страды высвобождаются хоть в какой-то мере. Когда происходит взаимное замыкание, через вторую страду в кокон вливается новая эфирная энергия. Вот ее приток наше эго и воспринимает как болезненную атаку на себя. Оно прикладывает все силы, чтобы разорвать контакт и спрятать “провинившееся” волокно в глубине кокона. Тысячи раз на протяжение жизни вторая страда предпринимает попытки проникнуть в кокон снаружи и установить контакт, и тысячи раз эго вмешивается, разрывая этот контакт вновь. Адам все еще продолжает прятаться от Бога, когда тот пытается приблизиться к нему с протянутой рукой дружбы.
Почему эго реагирует на вторую страду так болезнено? Можно было бы ответить просто, что таков закон природы. А в качестве рационального объяснения, вероятно, привести такой довод:
Наше нормальное состояние в коконе характеризуется тем, что тонкоматериальная энергия перетекает с первой страды на вторую, то есть, эго как бы ее отдает. В ответ возникает вся картина мира, содержащая массу вещей, приятных для эго. Это и пища, и одежда, и социальный статус. То есть, отдавая на тонком плане, мы обогащаемся на физическом.
Когда та же самая энергия начинает втекать в кокон по второй страде, наше эго трактует это явление как диаметрально-противоположное. Какие ужасы оно себе при этом разыгрывает в своем персональном театре, зависит от конкретного человека. Следует помнить, что у самой второй страды нет ни малейшего намерения причинить какой-то вред. Это эго пытается сделать перевод вновь возникшей тонкоматериальной ситуации на свой рациональный язык, что совершенно неадекватно. Однако, его собственное “объяснение” настолько авторитетно для эго, что оно погружается в очередной цикл болезненных переживаний. Правильная реакция эго сформулирована во всех гностических традициях, и мы с нею уже познакомились выше. Человек должен во всех случаях придерживаться Новой жизненной позиции. Это единственный способ пройти второе крещение успешно. Недаром его называют крещением огнем.
Теперь понятно, почему новые видящие настаивают, чтобы ученик сначала победил мелочного тирана, а уж потом пытался войти в Неизвестное. Только в таком порядке ему станет доступна неограниченная магическая сила, так как, благодаря правильному взаимодействию с мелочным тираном, его эго “позволит” второй страде наконец исцелиться.