25.2. Знание посредством тождества
Непрерывность потока энергии через второе кольцо силы влечет за собой удлиннение “сеансов” его активизации. В перспективе, сознание человека может навсегда перейти с первого кольца на второе.
Возросшая интенсивность потока открывает путь настоящим магическим свершениям. Искатель встречает своего самого сильного противника - могущество.
Как мы скоро увидим, изменение направления потока включает совершенно новый механизм познания окружающего мира - отождествление, или знание посредством тождества, как назвал его Ф.Меррелл-Вольф [31]. Насколько он высоко оценил пробуждение у него этой познавательной способности, видно из того, что ее появление он охарактеризовал словом “Постижение”.
Обычное познание сводится к установлению связи между словесными идеями и/или физическими объектами. Оно опирается на восприятия посредством рецепторов, поэтому остается внешним относительно познающего Я и может быть названо рецепцией.
Если познание в форме созерцания направлено на собственное Я, то этот процесс называется апперцепцией.
В противовес формальному или экспериментальному познанию, Истинное Знание не имеет дела с внешними объектами. Это Знание посредством тождества, когда человек переживает другой объект как самого себя, как свое Я. Поэтому Искатель должен научиться внимательно созерцать свое Я. В ином случае он может пройти мимо зарождающейся новой способности познания.
Ф.Меррелл-Вольф установил, что буддийский термин Дхьяна как раз соответствует по содержанию “знанию посредством тождества”. Обычный его перевод как “медитация” слишком узок, если под ней понимать сосредоточенное размышление в состоянии, когда тело расслаблено. Либо же сам термин “медитация” следует обогатить понятием отождествления.
Дхьяна - скрытая функция сознания, которая до сих пор редко бывала активной у людей. Ее изучение абсолютно вне сферы понимания официальной западной психологии [31]. Однако, ею активно занимается трансперсональная психология, о чем будет рассказано в следующем разделе.
Дхьяну следует пробудить, ибо в ней одной есть Врата Озарения. Тем не менее, механизм Дхьяны — это тайна. Инструкции по практике Дхьяны существуют, но все они являются лишь вспомогательным средством, которое может быть полезным для одного психологического типа и совершенно не помогает другому [31]. В качестве предмета такой медитации (Дхьяны) можно выбрать любой объект. Но если внимание устремлено к цели, о которой возможно как-то помыслить, то эта цель срабатывает как некое произвольное ограничение.
С примером того, что может произойти, если вдруг заработает непреднамеренная медитация, направленная на случайный объект, стало известно из записок Искателя, по имени Л.М.:
“Я находился в командировке в небольшом городке. Как-то, освободившись пораньше, я перекусил в тамошней столовой и разлегся на гостиничной койке передохнуть. В то время меня занимала проблема, каким образом наше сознание распознает образы внешнего мира. И вот, лежу я на койке, в мозгу вяло шевелятся привычные мысли о распознавании, взгляд тупо уперт в плафон лампы под потолком. И вдруг я ощущаю, что мои ноги стали этим плафоном. Потом плафон продвинулся и захватил собою почти все туловище. Одновременно во мне возникло сознание, присущее этому плафону и всей лампе. Во-первых, ужасная пыль и грязь. Сухость и тоска. А во-вторых, огромной напряженности внутренний эмоциональный конфликт, спрессованный в плафоне и лампе. Я никогда не подозревал, насколько жгучую взаимную ненависть могут испытывать стекло, металл и керамика, из которых сформирована лампа (кстати, цоколь лампы не был виден из-за плафона, но я ощущал его как часть себя). Накал эмоциональной волны сравнить было просто не с чем. Главное, все эмоции, как на подбор, - отрицательные. Теперь я знаю, что такое ад. И вот, на фоне этих могучих переживаний, когда на переднем плане находится огромный пыльный плафон, охвативший почти все мое тело, я осознаю, что пока еще работает и мое обычное зрение. Далеко-далеко я вижу крошечный плафон, причем, поле зрения медленно сужается. Я понимаю: еще несколько мгновений, и мое сознание навсегда приклеится к плафону и останется в этой скучной гостиничной комнате. А тело увезут куда-нибудь за ненадобностью. И я начинаю выдираться из крепкой и липкой хватки плафона. Как видите, мне это удалось, но ноги, особенно икры, болели несколько месяцев так, как будто я выдрал из них целые куски мяса. Позже я выяснил, что это во мне включилось то, что называется “знанием путем тождества” или иначе “медитацией”. Так что я теперь никогда не соглашусь, что медитация - это некое расслабленное сидение и созерцание каких-то вялых образов в воображении”.
Как расценить подобное событие?
Дон Хуан учит, что когда наше второе внимание в конце концов cможет сфокусироваться на чем-нибудь, обычный мир останавливается. Фокусировка необузданного, нетренированного второго внимания неизбежно оказывается ужасающей вещью. Единственным способом удержать этого сумасшедшего родственника, чтобы он не набрасывался на нас, является нескончаемый внутренний диалог. Особо осторожно нужно обращаться с отождествлением, чтобы не оказаться “поглощенным” объектом, ввиду сильной встряски от ужаса, в результате чего пострадает тело [25]. Ученикам дона Хуана предписывалось постепенно входить в объект созерцания, как бы “ввинчиваясь”, не допуская чтобы тот их сам притянул. В случае “атаки” следует немедленно раскрыть глаза и прервать созерцание.
Нечто похожее и произошло с Искателем в описанном выше эпизоде. В любом случае, следует избегать отождествления с искусственными объектами.
Ф.Меррелл-Вольф рекомендует сосредоточиться на Пустоте Абсолюта, признав интеллектуально: «Я — Пустота». Можно даже не пытаться останавливать мысли или сообщения органов чувств. При первой же коллективной медитации такого типа в кругу семьи его жена вошла в пространство покоя и радости, где оказалась единой (отождествилась) со звездами и со всем миром.
Ф.Меррелл-Вольф отмечает, что при устремлении способности к отождествлению превыше всех возможных пределов (к Пустоте Абсолюта), все более и более осознаются самые полные возможности индивида. Пустота, таким образом, “является подлинным Философским Камнем, обращающим обычные металлы мирского сознания в Золото Высшего Сознания”.
Поскольку такая форма Знания оказалась по существу бессловесной, возникает проблема его перекрестного перевода на обычный язык, описывающий мир внешних объектов. Качество перевода напрямую связано с возможностями говорящего. Но даже если конкретное выражение кажется некорректным, оно все же несет в себе Смысл. Тем не менее, Ф.Меррелл-Вольф полагает, что тот, кто говорит из Источника, должен стремиться быть сколь возможно ясным.
С точки зрения Концепции механизм отождествления довольно очевиден. На рисунке 25.3 показаны два кольца силы и направление потока энергии через первое кольцо (обозначенное буквой "а"), которое называем прямым. Раньше второе кольцо (обозначенное буквой "b") активизировалось, только когда высвобождалась энергия, накопленная в первой страде как в резервуаре (см. рисунок 25.2). При этом выплеск энергии происходил в обратном направлении.
После исцеления второй страды энергия течет одновременно через оба кольца, причем, в прямом направлении. Когда одно из колец силы активно, то ассоциированное с ним сознание Творческой Проекции Абсолюта переживается как наше Я или эго. Эмпирический факт заключается в том, что мы, как правило, не различаем между собой эти два Я. Днем нам кажется, что ночью во сне действовало то же самое наше дневное Я. Но это не так. Ночью, в сознательном сне активно именно второе кольцо силы. А днем оно отходит на задний план. Заметить его можно только как Молчаливого Свидетеля, наблюдающего все функции нашего дневного существа как бы со стороны.
Раньше, при недостатке энергии в микрокосмосе, она вся до последней капли расходовалась на поддержание первого кольца силы. Но даже и в нем она распределялась неравномерно. Ее максимум протекал через контуры, ответственные за воспроизведение нашего физического тела. На остальную картину мира расходовалось то, что останется. Этим, в частности, объясняется сужение круга сознания при многих заболеваниях. При сильной изматывающей боли, например, чувство Я охватывает уже не все тело, а только больное место.
Когда Искатель приступает к воспитанию второго кольца силы, у него в распоряжении имеется очень мало энергии. На первых шагах его Другой активизируется на короткий срок и при этом весьма аморфен. Постепенно он принимает определенную форму. В принципе, она может быть любой. Но проще всего ему придать вид физической личности самого Искателя. Методика для этого простая, нужно обучать Другого выполнять в сновидениях действия, привычные для самого человека [25].
Ключевая идея в предыдущей фразе: облик Другого может быть любым. Каким бы он ни случился, при его активизации мы будем иметь ощущение, что действует наше Я, хотя оно и приняло какую-нибудь необычную форму. Значит, при активизации второго кольца силы эффект отождествления включается автоматически. Наше Я получает тот облик, какой принял на себя Другой.
Объект или место в пространстве, с которым мы отождествимся, в большой степени зависит от направления внимания, точнее, нашего взгляда. Этим объясняется наша склонность летать во сне. Если мы днем долго созерцали кроны деревьев, то ночью можем ощутить, как наш Другой как бы порхает между их ветвями. Его тело реализуется там, где днем фокусировался взгляд. А наше сомнительное родство с птицами здесь не при чем.
При избытке энергии объем этого Другого может быть как угодно велик. Этим объясняется способность отождествления в медитации даже “со звездами и со всем миром”. При отождествлении со всей Вселенной, она вся ощущается как собственный организм Искателя. Вне ее нет ничего по определению. Если отождествление происходит с каким-то меньшим объектом, то возможны два режима: мы либо ощущаем себя этим объектом, либо наблюдаем окружающий мир с его точки зрения. В последнем случае у Другого ощутимое тело может вовсе отсутствовать. Мы представляем собой только точку в пространстве, из которой ведется наблюдение.
Знание посредством тождества, достигаемое при медитациях днем, опирается на тот же самый механизм. Объект отождествления определяется направлением внимания. Глубина и яркость отождествления - доступной энергией.
Дхьяна или второе внимание, действительно, является Вратами Озарения, ибо через нее осознается и совершенствуется деятельность Другого в нас.