25.3. Опыт трансперсональной психологии
До сих пор в качестве источника информации о тонкоматериальном теле человека широко использовались книги К.Кастанеды. Но о возможностях второго внимания можно составить себе представление и по книгам, посвященным трансперсональной психологии, см., например, [19]. Такой обзор будет полезен, так как на основе этого независимого источника можно еще раз выверить карту микрокосмоса.
С.Гроф на основе огромного профессионального опыта выявил группу особых состояний сознания, которые назвал холотропными, то есть, "ориентированными на осознание целостности". В его книгах представлен богатейший экспериментальный материал, отражающий работу на протяжение нескольких десятилетий, к которой были привлечены тысячи людей.
Характерной особенностью его подхода является активная стимуляция указанных состояний. Для этого он применял психоделики, в том числе ЛСД, голод, лишение сна, гипноз, сенсорную депривацию, специальную музыку и другие. Наиболее предпочтительным его методом оказалось так называемое “холотропное дыхание”. По его отзывам, по эффективности оно сравнимо с ЛСД.
По-существу, непосредственные “наблюдательные данные” холотропных состояний представляют собой тысячи разрозненных фрагментов. Из них можно сложить самые разные мозаичные узоры, которые, тем не менее будут содержать нечто общее для них всех. Но специфика мировоззрения при этом непосредственно трансформируется в специфику интерпретации. Приводимые С.Грофом факты весьма интересны для Концепции. Здесь они излагаются “как есть”, разве что немного в другом порядке по сравнению с [19]. Необходимые комментарии к ним будут даны в следующих разделах.
С.Гроф отмечает, что, находясь в обычном состоянии сознания, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом того, что мы есть в действительности. В холотропных же состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью. Иными словами, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях. (Понятно, что для одновременного воспроизведения двух реальностей требуется два кольца силы. То, что при этом действуют два Я, человеком, как правило, не осознается. Пациенты С.Грофа описывают свои опыты так, как будто в них участвует их обычная личность. - прим. Ле Мар).
Обращаясь в не очень далекое прошлое, можно, например, в ярких подробностях пережить все стадии своего биологического рождения, свою жизнь в матке и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне. Как показал С.Гроф, эти впечатления (пока они не пережиты вторично и вполне сознательно) неявно влияют на главнейшие стереотипы поведения человека в повседневной жизни.
При дальнейшем углублении во времени, трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни даже далеких предков, а также обеспечить доступ к воспоминаниям о прошлых воплощениях или к следам из жизни наших животных предков.
Достаточно часто переживается ситуация нашей смерти в прошлых воплощениях. Мы можем быть заново растерзаны тигром или затоптаны слоном, раздавлены падающим деревом или погребены лавиной.
Особенно интересны случаи, когда удается найти независимые подтверждения подобным переживаниям. С.Гроф приводит два таких примера. Одна его пациентка описала, как ее, в облике чешского дворянина XVII века, в числе 26 других соратников публично казнили в Праге. Это совершили Габсбурги на Старомесской площади. Отец пациентки позже установил, что он и его дочь являются потомками того несчастного человека.
Другой испытуемый переживал себя священником, сопровождавшим испанских солдат в Ирландии в XVI веке. Британцы убили его вместе с теми солдатами. В какой-то миг он увидел на своей руке перстень с печаткой, на которой были выгравированы инициалы, и зарисовал их. Позже, проведя историческое исследование, этот человек смог подтвердить достоверность всего эпизода, о котором ему прежде ничего не было известно. Он нашел документ, где было указано имя священника, причем его инициалы совпали с буквами на перстне, который он зарисовал.
Так наше сознание может путешествовать во времени. Но оно же может путешествовать и в пространстве. Одним из его состояний, ближайших к обычному, является выход за границы своего тела или эго. Происходят достоверные отождествления с другими людьми, животными, растениями, а также со множеством иных явлений природы и космоса. При этом очень сильно обогащаются наши представления об их внутренней жизни. Мы убеждаемся, что не только животные и растения, но и реки, горы, Луна, Солнце, звезды и вся Вселенная являются живыми существами.
Параллельно с расширением осознаваемой части Вселенной в нас растет убежденность в божественной природе собственного сознания. В предельном случае мы убеждаемся в полной соизмеримости собственного существа со всей Вселенной, со всем бытием. С.Гроф оценивает переживание тождественности с Космическим Истоком как самое важное открытие из всех, какие мы можем сделать в ходе углубленного самоисследования. Он склонен трактовать опыты такого рода как отождествление с Абсолютным Сознанием.
Вот характерный фрагмент:
“Теперь моей единственной реальностью была исполинская масса вращающейся энергии, которая как бы в совершенно абстрактной форме содержала все Бытие. Она была яркой, как мириады солнц... Казалось, я встретился с чистым сознанием, вселенским разумом и творческой энергией, которые выходили за рамки всех разграничений. Это было одновременно беспредельное и предельное, божественное и демоническое, ужасающее и благостное, созидательное и разрушительное... и еще много больше. Увиденное не вмещалось ни в какие понятия и категории. Перед лицом такой мощи я был неспособен сохранить ощущение себя как отдельного существа. Моя обычная личность распалась и растворилась. Я слился с Истоком воедино. Время вообще потеряло всякий смысл”.
Показателен процесс возврата этого исследователя к повседневной реальности: “Казалось, прошла вечность, и вот в поле моего переживания стали возникать конкретные, но как бы сновидческие образы и представления. Я начал ощущать, что где-то существует некая Земля с большими континентами и различными странами, только все это казалось очень далеким и нереальным. Потом постепенно выкристаллизовывались образы Соединенных Штатов и Калифорнии, а позднее я соединился со своей обычной личностью и стал ощущать, как передо мной мелькают образы моей нынешней жизни”.
Описание этого эпизода показывает, что переживание контакта с высшим принципом Вселенной соседствует с отождествлением себя с космическим пространством, хотя и является качественно новой ступенью осознания.
Помимо встречи с высшим принципом Вселенной в форме огромного силового поля, как только что было описано, случаются отождествления с Космической Пустотой и Небытием. Человек становится чистым сознанием, воспринимающим это абсолютное Ничто, но в то же время испытывает парадоксальное ощущение его сущностной наполненности, насыщенности. Этот космический вакуум являет собой абсолютную полноту, ибо в нем, кажется, присутствует все бытие в его потенциальной форме. Пустота превосходит обычные категории времени и пространства. Она неизменна и пребывает за пределами всех противоположностей, таких как свет и тьма, добро и зло, покой и движение, муки и блаженство, единственность и множественность, форма и бесформенное и даже существование и несуществование.
С.Гроф называет этот тип переживаний отождествлением с недифференцированным Космическим Сознанием.
Между этим Сознанием и нашей повседневной реальностью С.Гроф размещает некую область, вызывающую особый интерес у поклонников трансперсональной психологии. Это архетипическая сфера, которую усиленно изучали и описывали К.Юнг и его последователи (Приложение K). Она - не плод человеческой фантазии и воображения; она существует независимо от нас и в высокой степени автономна. В то же время ее движущие силы тесно связаны с материальной реальностью и с человеческой жизнью. Архетипы управляют процессами в повседневной жизни, формируют их и снабжают информацией.
Холотропные состояния дают непосредственный доступ в мир этих богов, демонов, легендарных героев, сверхчеловеческих существ и духов-проводников. Можно посетить мифологические реальности и фантастические ландшафты. Причем, они ощущаются как данные в моменте “сейчас”.
Образы таких переживаний черпаются из любой культуры, когда-либо существовавшей в истории человечества, даже если человеку раньше ничего о них не было известно. Например, в Японии и Индии наблюдаются интенсивные отождествления с Иисусом Христом. А во время психоделических и холотропных сеансов в Европе многие англосаксы, славяне и евреи отождествляли себя с Шивой, Буддой, воскресшим египетским богом Осирисом и тому подобным.
С.Гроф классифицирует эту категорию переживаний, включающую развоплощенные сущности, различных божеств и демонов, мифологические сферы, сверхчеловеческих существ, а также сам божественный принцип творения, как "трансцендентное божественное". Это делается в противоположность "имманентному божественному", с которым мы сталкиваемся, отождествляясь с объектами окружающей природы и космоса.
Самой характерной особенностью архетипической сферы является ее поляризованность. Там присутствуют только два типа божеств, либо добрые, либо злые. Те и другие достаточно могущественны. Вот примеры их типичных описаний:
“Я видела величавые антропоморфные фигуры, женские и мужские, облаченные в великолепные одеяния и излучавшие невероятную мощь... Я чувствовала, что все происходящее тесно связано с нашей повседневной реальностью и определяет события материального мира... В какой-то миг я увидела на пальце одного из этих божественных существ изумительный перстень с космическим вариантом алмаза. Свет, преломленный одной из его граней, поразил меня ослепительной вспышкой, и я поняла, что он проецируется в наш мир как взрыв атомной бомбы”.
“Я встретилась лицом к лицу с сущностью, воплощающей квинтэссенцию вневременного Зла, - огромная, невероятно зловещая фигура, излучающая невообразимую мощь. И хотя я не могла точно оценить ее размеры, она казалась колоссальной, быть может объемлющей все галактики. Она была как бы антропоморфной, но все же не имела совершенно четкой формы, и я могла лишь грубо различать отдельные части ее тела. Она состояла из быстро сменяющихся, текучих динамических образов, которые голографически пронизывали друг друга. Так отражались различные формы зла”.
Однако, никто из индивидов, переживших встречи с архетипическими персонажами, не воспринимал их как встречи с высшим принципом Вселенной и не обретал чувства полного понимания бытия. Эти божества сами казались творениями некой высшей, превосходящей силы. К ним нужно относиться как к “прозрачным” окнам, через которые следует угадывать Абсолют.