25.5. Гностический комментарий
При знакомстве с опытом трансперсональной психологии следует обратить внимание на то, как сильно сказывается на интерпретации холотропных состояний та философия, которой придерживается человек. Причем, сами переживания почти никогда не приводят к пересмотру философии. Наоборот, именно она предлагает объяснительную модель, с которой человек склонен согласиться. Поэтому было бы практично запастись возможно более широкой философской позицией заранее. Применительно к опыту трансперсональной психологии это касается гностицизма, который в ее книгах много раз упоминается, но ни разу не используется в интерпретации.
Далее, следует отметить, что форсирование второго внимания, особенно психоделиками, может быть полезным только на первых этапах духовного пути. Недаром дон Хуан ограничивал применение галлюциногенов своими учениками иногда всего одним-единственным разом. Он говорил, что нельзя околдовать человека так, чтобы получить воина на пути знания, нельзя околдовать его так, чтобы он обрел мужество. Чтобы стать воином, надо быть хрустально чистым.
Это замечание ни в малейшей степени не должно умалить заслуги С.Грофа как психотерапевта. Его методы холотропных исследований помогли тысячам пациентов. Те получили редкую для нашего времени возможность познакомиться с духовными переживаниями “из первых рук”. Но сведения, добытые ими, ни в коем случае нельзя принимать за максимум того, что доступно Искателям. За примерами возможных достижений мы обратимся к замечательной книге Ф.Меррелла-Вольфа [31], в которой он запечатлел уникальный опыт Просветления.
Но в начале остановимся на некоторых нюансах “нео-вечной философии”. Она широко пользуется терминами Макрокосмос и микрокосмос. Вот типичный фрагмент из книги [19]: “Переход от микрокосма к Макрокосму вовсе не обязан происходить линейно. Малое и большое могут случайным и причудливым образом свободно заменять друг друга. Эмпирическое отождествление с отдельной клеткой без всяких усилий может перерасти в отождествление с галактикой, и наоборот”. Отсюда ясно, что под микрокосмосом и Макрокосмосом понимаются просто малые и большие объекты, которые одинаковым образом принадлежат космосу. То есть, о тонкоматериальной природе микрокосмоса речь не заходит. Значит, при интерпретации холоторпных состояний сознания эти фундаментальные метафизические понятия не используются по назначению. Поэтому не удивительно, что механизмы таких состояний не проясняются уже десятилетиями.
Парадоксально выглядит объяснение того, каким образом нам становится доступной информация, переживаемая в холотропных состояниях. Когда в первой половине XX в. К.Юнг выполнил свои пионерские работы по коллективному бессознательному и архетипам [72], у него не было другого выбора легализовать их перед лицом научной общественности, как утверждать, что соответствующая информация передается посредством наследственного механизма.
После того, как была расшифрована генная структура ДНК, какое-то время подобное мнение еще можно было поддерживать. Генов в хромосомах так много, что на них можно было “навесить” любую информацию. Но постепено было установлено, что наборы генов у всех живых существ очень близки, а у млекопитающих практически совпадают. Расхождения относятся к каким-то процентам. И эти немногие оставшиеся гены должны передать по наследству все впечатления и переживания всех биологических предков человека?
Более того, как отмечает Р.Шелдрейк (см. Раздел 19.4), даже формообразование организма нельзя всецело связывать с ДНК. Она управляет только синтезом белков и больше ничем. А план дома не может содержаться в его кирпичах. ДНК помогает подключить процесс развития зародыша к тому морфическому полю, которое соответствует биологическому виду зародыша. При этом, морфогенетические поля не наследуются, они проявляются непосредственно через морфический резонанс.
Сам Р.Шелдрейк не занимался тем, какие объекты Мироздания могли бы быть носителями морфических полей. В пункте 19.5 на эту роль предложены тонкоматериальные волокна микрокосмосов.
Но для сомнений в роли наследственности при передаче информации в холотропных состояниях достаточно данных и самой трансперсональной психологии. Еще можно как-то допустить, что картина собственного зачатия могла бы быть передана посредством генов. Но переживание своей смерти в прошлой жизни, особенно при отсутствии свидетелей, никак не может быть связано с наследственной информацией. А подобные переживания имеют массовый характер.
О том же свидетельствуют опыты отождествления с божествами культурно чуждых пантеонов. Если предки данного человека всегда обитали в Европе, то как к нему могли залететь сведения о ритуалах свиноподобной богини-матери, которой поклоняется крошечный народ, обитающий на Богом забытом острове? Именно такой случай, наряду с другими, подробно описан С.Грофом в его книге [19].
Наверное, пора уже решиться и признать, что гены в этом деле не при чем. Вся подобная информация имеет кармический характер и хранится в микрокосмосе. Доступной она становится благодаря морфическим полям, которые также являются проявлением активности того же микрокосмоса.
Концепция предлагает в качестве агента, считывающего и воспризводящего эту информацию, второе кольцо силы. Именно его подвижность в тонкоматериальном мире объясняет, почему в холотропных состояниях “время порой останавливается или мы вообще выходим за его пределы”. С.Гроф верно отмечает, что “на тех уровнях, где происходит космическое творение, прошлое, настоящее и будущее не следуют друг за другом, но сосуществуют и все этапы процесса одновременны”. В Главе 8, где анализируется волновая модель микрокосмоса, отмечается, что вся история бытия хранится в форме “пространственных кружев”. Это как бы набор кинофильмов, стоящих на полке на своих строго определенных местах. Второе кольцо силы имеет возможность обращаться к ним в произвольном порядке и вычитывать из них информацию, относящуюся к произвольным объектам.
А если так, то следует отбросить и еще одну догму, а именно, что архетипы являются наследием древних племенных культур, существовавших на Земле в незапамятные времена. Так приходилось говорить, чтобы “удерживать” передающуюся информацию в узком русле биологической наследственности. Сам К.Юнг неоднократно предупреждал, что к архетипам следует приближаться с большой осторожностью, ибо в них сконцентрирована огромная и опасная энергия. Получалось, что эта бомба преспокойно передается генами из поколения в поколение и поджидает, когда незадачливый исследователь на нее наступит, чтобы взорваться, уничтожая его разум. И это при том, что холотропные опыты говорят о контактах с архетипическими существами, соизмеримыми по могуществу с галактикой?
Не проще ли согласиться с гностиками, которые столетиями учат, что физическая и эмоциональная жизнь человечества находится под неусыпным и завистливым контролем архонтов. Да, они возникают в истории постепенно, на протяжение столетий. Но их формируют сами люди, а вовсе не высший принцип Вселенной. Люди упорно исповедуют какой-либо комплекс убеждений, и тем взращивают архонта, а потом сами же подпадают под его власть. Место обитания архонтов - Зеркальная сфера падшего микрокосмоса (Глава 20).
То, что функционально архетипы совпадают с архонтами, подтверждается многочисленными наблюдениями в холотропных состояниях. При всем величии и надменности архетипов, они очень сильно завязаны на земную жизнь и людские интересы. Они, конечно, всячески стараются скрыть свою энергетическую зависимость от нас. Поэтому их более чем устраивает смена псевдонима: архетип вместо архонта.
Но Искателю полезно иметь в виду, что архетипы, сиречь архонты, не есть какие-то воспоминания о родоплеменных обрядах. Они существуют прямо сейчас, хотя и за пределами нашего трехмерного пространства. Четырехмерные архонты склонны к одержанию людей, вторгаясь в их разум и создавая предвзятую картину мира. Архонты большего числа измерений действуют мягче, но зато их охват намного шире.
Коль скоро установлена микрокосмическая природа архетипов (архонтов), то следует указать их место на карте микрокосмоса. На рисунке 25.4 видна двухполярная структура Зеркальной сферы с ее полусферами Добра и Зла. Она как нельзя лучше соответствует такой же структуре сферы архонтов, подтвержденной трансперсональной психологией. Каждая из них транслирует свои влияния в трехмерный светящийся кокон, в котором мы обитаем. Недаром существует прозрение, что на каждом плече человека сидит по одному ангелу, черному и белому. Они нам постоянно нашептывают свои советы. Потому-то в голове у нас и царит хаос, сотканный из благих и нечестивых мыслей.
Итак, важнейший вывод: архонты, и злые, и добрые, являются порождением не высшего принципа Вселенной, но исключительно самого падшего человека. Поэтому именно в его власти положить конец их паразитическому существованию. Но поскольку эти самые архонты тщательно контролируют наше мировоззрение, то об этой тайне очень трудно догадаться. Это - основной секрет их верховного главнокомандования.
Один из приемов такого контроля на уровне мировоззрения демонстрирует как раз “нео-вечная философия”. Например, в ней вообще всерьез не рассматривается вопрос о Падении человечества. Наоборот, земной человек представляется венцом божественного творения, понимаемого как эволюция. Наше физическое тело будто бы позволяет нам быть полномочными представителями Космического Разума на “самой дальней периферии инволюции”, то есть там, где от Его света уже почти ничего не осталось. Мы должны быть счастливы, исполняя такую почетную роль. Тем более, что даже самые могучие архонты исполняют только вспомогательную функцию передаточного звена между нами и Абсолютным Сознанием. Причем под последним понимается примерно тот вид сознания, который достигается пациентами С.Грофа в ходе холотропных процедур.
Этот тезис требует специального разбора.
В начале главы рассматривалась новая познавательная способность, появляющаяся у микрокосмоса, когда обе его страды укрепятся в достаточной мере. Это “знание посредством тождества”. Если привычное первое кольцо силы по-прежнему продолжает воспроизводить наше физическое тело и окружающий мир, то второе кольцо может войти в контакт с информационным субстратом, отвечающим за воспроизводство самых разных миров и тел. Источником информации для этого служит как ствол микрокосмоса, так и сама первая страда.
Примечание: К.Уилбер [58] упоминает, что по представлениям тибетского буддизма индивидуальное сознание состоит из двух отчетливых сущностей или “капель”. Первая “капля”, представляющая как бы внешний слой, развивается за время отдельной жизни, но исчезает после биологической смерти. Вторая “капля”, или внутренний слой, кочует из жизни в жизнь, пока не наступает предельное Просветление.
В этой модели нетрудно усмотреть параллель с моделью двух колец силы. Первое кольцо чисто падшее, его судьба - периодический распад. Второе кольцо появляется, когда человек становится на путь возврата в Дом Отца. Оно переходит из воплощения в воплощение, накапливая наш духовный потенциал.
Примечание: Наличие двух колец силы или “капель” служит подтверждением того, что наше состояние падшее. Два кольца присущи переходному периоду, когда мы решаемся пуститься в обратный путь. В надире падения второго кольца еще нет. После Просветления первое кольцо уже не нужно.
Механизм, считывающий информацию для второго кольца силы, устроен совершенно так же, как и у первого кольца. То есть, на входе ему доступна картина мира двумерных существ. Он интерпретирует ее как голограмму для воспроизводства трехмерного мира в своем коконе. Это правило срабатывает автоматически, даже если контакт осуществляется с многомерными существами, обитающими в Зеркальной сфере. Значит, мы видим только трехмерную проекцию тех многомерных существ. Отсюда и вся их непредсказуемость. Они-то совершают свои действия в многомерном мире, и при проекции в трехмерный мир их причинная обусловленность может исчезнуть.
Но сейчас важнее другое. В Главе 18 было проведено согласование структуры микрокосмоса с данными астрофизики и физики. В результате выяснилось, что наш светящийся кокон с поперечником примерно в 4 метра, является только крошечным “ядрышком”, окутанным огромной толщей его продолжения, в котором воспроизводится картина космического пространства. По-существу, это ядро исходного семимерного микрокосмоса человека, опустившееся до третьего измерения. Таков был необходимый шаг Человека, который по неосторожности привел к его Падению.
Так вот, для второго кольца силы не составляет труда прочитать и воспроизвести в себе и ту информацию, которую большой кокон использует для построения картины всей трехмерной Вселенной. Причем, чувство Я второго кольца даст нам полное ощущение, что Я и есть эта Вселенная. Так что механизм Космического сознания довольно ясен.
Примечание: Для Концепции большое значение имеют все случаи, когда человек отождествляется со Вселенной. Ибо каждый из них служит опытным подтверждением ее вывода о масштабах микрокосмоса. А именно, что он настолько велик, что в нем воспроизводится картина всей Вселенной. Этот вывод был получен из теоретических соображений, а практика холотропных состояний подкрепляет его экспериментальную базу.
Чуть труднее объяснить возникновение первых стадий трансцендентного Сознания, когда человек ощущает себя либо энергетическим вихрем космических масштабов, либо вовсе Пустотой, содержащей в себе, тем не менее, все объекты и качества Вселенной, но в непроявленном состоянии.
Чтобы понять механизмы, обеспечивающие такие переживания, обратимся еще раз к структуре кокона, в котором действует второе кольцо силы (см. рисунок 25.5). Такой кокон представляет собой зародыш восстанавливающегося ядра истинного микрокосмоса. Как уже много раз говорилось, он образуется на целостной страде посредством трех петель. Для трехмерного кокона это должны быть петли с размерностью волокон или эманаций 2-1-2.
Как было видно из рисунка 24.1, поток энергии, протекающий через точку сборки и падший кокон (обозначенный там буквой "а"), направлен слева направо. А энергия, идущая по восстановленной первой страде (обозначенной буквой "b"), в конечном итоге направляется влево. Поэтому на рисунке 25.5-а двумерная петля, играющая роль точки сборки и источника энергии, расположена справа. Она заканчивается точкой ветвления V, из которой расходятся мириады одномерных волокон. Вначале они образуют довольно компактный пучок. Он и служит той “граммофонной иглой”, которая считывает информацию с двумерных миров. Петля из этих одномерных волокон образует тело внимания. Чтобы в нем возникла система стоячих волн (прообраз будущей картины мира), эти волокна должны еще раз пройти через точку ветвления, как это показано на рисунке 25.5-b. Тогда от точки ветвления вибрации распространяются по волокнам сразу в двух направлениях, отчего и возникает интерференция, как это показано на рисунке 12.4. Для воспроизводства картины трехмерного мира эта интерференция должна “отпечататься” в толще петли, образованной уже двумерными эманациями (см. рисунок 25.5-с). В падшем коконе посредством такого “впечатывания” происходит передача энергии с одной страды на другую. В восстановленном ядре таким способом петли из волокон замыкаются накоротко, что также энергетически выгодно при прохождении "многомерных" волн.
Таков механизм воспроизводства картины мира как в падшем коконе, так и в исходных ядрах микрокосмоса, позитивном и негативном. Чувство Я, свойственное точке сборки, будет отождествлять себя с тем телом, какое воспроизводится в коконе. Если это вся Вселенная, то возникнет чувство тождественности своего Я именно с ней.
Но что будет, если пучок одномерных волокон не пройдет точно через точку ветвления, не дотянется до нее (см. рисунок 25.6)? В этом случае чувство Я продолжает функционировать, но стабильная картина мира не может быть построена, так как система стоячих волн отсутствует. В качестве своего тела Я вынуждено будет признать огромный энергетический вихрь, который на самом деле реализуется в петле двумерных эманаций. Пример именно такого состояния приводит С.Гроф в своей книге [19].
Теперь рассмотрим случай, когда точка сборки и петля тела внимания функционируют нормально, но не происходит “короткого замыкания” между телом внимания и двумерными эманациями кокона (см. рисунок 25.7). Тогда Я, присущее второму кольцу силы, ощутит, что у него тело есть, но оно пусто. И в самом деле, материальное наполнение тела воспроизводится только за счет вибраций двумерных эманаций, а они отсутствуют. Но Я отчетливо осознает, что в нем как бы в потенции содержатся все объекты и процессы мира, со всеми его противоположностями, но они не проявлены.
Оба описанные явления возникают на пике энергетического потока. Поэтому они и случаются вслед за переживанием своего тождества со Вселенной. Ведь для него тоже требуется немало энергии. Когда напор энергии велик, петли, образующие ядро, стремятся разойтись друг с другом. Если бы под таким энергетическим напором оказалось первое кольцо силы, то кокон скорее всего распался бы и наступила смерть. Не случайно на краю подобных переживаний нас удерживает смертельный ужас.
Мы рассмотрели случаи, когда нарушается контакт только между какими-то двумя петлями ядра. Но при дальнейшем возрастании потока могут разойтись все три петли (рисунок 25.8). И что тогда? Можно утверждать, что такая, максимально раскрытая конфигурация ядра соответствует переживанию “первой” Нирваны. Для подтверждения обратимся к [31].
Ведущей техникой Ф.Меррелла-Вольфа были углубленные размышления над природой своего Я и попытки понять, что такое Нирвана. Ему было ясно, что Я не может быть каким-то объектом мира, так как все они доступны благодаря рецепции, то есть, восприятию внешними органами чувств. На познание Я должна быть направлена апперцепция (внутреннее созерцание). Если из сферы ее внимания убрать все, что не относится к Я, то для обычного сознания остаток будет равен нулю, то есть, Пустоте, Мраку и Безмолвию.
Однажды, когда он вполне погрузился в созерцание этого Мрака и Безмолвия, он осознал, что за ними открывается существование Бесформенного или Трансцендентного Мира. Нашему обычному сознанию там вообще делать нечего.
И тут его осенило, что Нирвана — это не какое-то пространство или состояние, куда человек может войти или попасть. Он вдруг понял, что сознание чистого Я и есть Нирвана. Оно никогда не было иным и никогда иным не будет. И все, чего достигает индивидуальный человек — Признание этого вечного факта. Лично он Признал его с радостью.
С самого начала он ощутил эту радость как некий Поток тонкой флюидической субстанции, которая приносит ощущение безграничного неземного благополучия. Для себя он назвал его Нектаром. Отныне он узнавал его под разными именами: Сома, Амброзия богов, Эликсир Жизни, «Вода жизни» Иисуса, «Крещение Духом» св. Павла.
“Этот Поток не то чтобы связан с бессмертием, фактически он тождествен Бессмертию”.
Ф.Мерелл-Вольф постарался как можно полнее объяснить нам обычным языком, что такое Нирвана. Трудность ее понимания в том, что она представляет собой чистое творчество, и, как таковое, не может быть уловлено в застывшем определении. Нирвана непостижима, ибо она сама есть непрестанное Постижение.
“Творческая активность даже на более низких уровнях пробуждает некоторую степень блаженства, хотя и все более и более низкого свойства по мере перехода к физиологии. Обычно такое меньшее блаженство длится лишь миг или в лучшем случае какой-то краткий период с последующим упадком и изможденностью”.
“Представьте себе интенсивность блаженства сверх всякого воображения и далеко превышающего пределы того, что может вынести любой физический организм, а затем предположите, что оно длится не миг или какое-то краткое время, но продолжается с непрерывным постоянством неограничено долго. Тогда можно хоть как-то уловить некоторый аспект Блаженства Нирваны. Разве так уж удивительно, что многие становятся “опьяненными Богом” и не идут дальше к достижению подлинного мастерства?”
Ничего похожего в описаниях холотропных состояний пока не встречалось. Можно пожелать, чтобы и мы, и пациенты С.Грофа, и его коллеги тоже достигли состояния Нирваны и не остановились на нем.
Однако, в каком отношении с Нирваной находится предложенная здесь модель ядра микрокосмоса, у которого каждая петля существует самостоятельно, без контакта с соседней? Но именно при такой конфигурации точка сборки с ее чувством Я существует в самом чистом виде. Поток эфирной энергии оживотворяет систему, но все, что в ней реализуется, это чувство Я, и больше ничего. Так как обе страды замкнуты, то “флюидический” Поток может продолжаться бесконечно долго. В поле сознания Я отсутствуют какие-либо объекты, и материальные, и тонкоматериальные. А переживание самого Потока рождает то самое Блаженство, о котором так образно рассказал Ф.Меррелл-Вольф.
Примечание: Как видим, даже сознание Нирваны, при всем ее внеличном характере, опирается на восстановленные тонкоматериальные структуры истинного микрокосмоса, например, на его позитивное ядро. Но при этом в зеркале ядра отражается, конечно, Абсолютное Сознание. Отражение - это самый близкий тип контакта нас, как тварных существ, с Абсолютом. Но отражение все же ограничено рамкой зеркала, хотя оно и кажется бесконечным. Отражение Абсолютного Сознания в тонкоматериальных структурах трехмерного существа не есть многомерный оригинал.
Такая Нирвана - только первый шаг на лестнице восхождения “от Славы к Славе и от Силы к Силе”. Ведь по сотворению мы семимерные существа, и лестница восхождения ведет из трехмерного мира в семимерный.
Дверь к этому восхождению открывают все Великие Учителя человечества. До Иисуса Христа призыв к восхождению имел, как правило, негативную окраску. То есть, они больший упор делали на уходе отсюда, чем на обозначении цели такого ухода. Так, Гаутама Будда учит своим четырем Благородным Истинам для того, чтобы убедить нас в необходимости отказа от воплощений в этом мире вообще. Не случайно, что робкие земные люди поспешили так исказить Его призыв, чтобы казалось, будто Он призывает к мазохистскому наслаждению миром, порожденным богом-садистом (см. Раздел 25.4).
Похожие истории происходят со всеми гностическими учениями. Природные люди постепенно выхолащивают из них революционную суть и превращают в природные религии. Потому и приходится Учителям вновь и вновь обращаться к спящим людям. Провозвестие Иисуса Христа тем и сильно, тем и оригинально, что дает позитивную, содержательную трактовку возврата из этого мира в Дом Отца. К нашему времени Его Учение также успело подвергнуться сильной природной обработке.
Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что все состояния сознания, описанные в книге С.Грофа [19] и К.Уилбера [58], относятся к сознанию возрожденного ядра микрокосмоса, а никак не к Абсолюту как таковому. Не должно удивлять величие этих состояний. Ведь через них мы возвращаемся к своей божественной природе. Но следует знать их подлинное место. Иначе очень легко потерять Тропу, ведущую к Дому Отца.
Главное затруднение в интерпретации “нео-вечной философией” связано с преждевременной трактовкой переживаний единства со Вселенной или с Пустотой как наивысшего Сознания, которое только доступно людям. Ведь это только первые опыты отражения Абсолюта в трехмерном зеркале микрокосмоса. И главное, в них еще никак не представлены иные формы проявленного существования, доступные людям как микрокосмосам.
У поэта В.Сидорова есть стихотворная медитация:
Взобраться на высокую вершину
Не так-то просто.
Далеко не каждый готов поверить,
Что вершина есть.
Космическое сознание - несомненно большая вершина. Но есть еще и Великие вершины. О чем идет речь, можно получить представление из свидетельства Ф.Меррелла-Вольфа [31]. В последующей пространной, но очень важной, цитате следует иметь в виду, что под “субъектно-объектным миром” он понимает прежде всего наш мир, в котором мы чувствуем себя субъектами, а вокруг нас находятся объекты. Так вот:
“Между субъектно-объектным миром и Нирваной, или Царствием Божиим, существует сфера творчески порожденная, в которой обитает уникальное Сообщество Освобожденных Душ. Здесь Истинный Человек пребывает в Трансцендентном, и тем не менее он действует в субъектно-объектном смысле... Это Великая Сфера подлинного творчества. Здесь обитает Иерархия подлинно проявленной жизни, которая простирается в своем величии с меньших уровней до форм Высочайшего Сознания, столь широко, что превосходит понимание даже величайших адептов”.
“Существует посвящение, при котором человек может сделать выбор между этой Жизнью и Чистым Освобождением. Жизнь такого рода сохраняет основные ценности субъектно-объектного сознания, хотя и коренится в Трансцендентном. Выше есть множество миров и множество возможностей, большинство из которых абсолютно непредставимы для человечества наших дней. Но Освобождение есть ключ к этим Мирам, и поэтому говорится, что Освобождение — не конец, а начало Подлинной Жизни”.
“Нирманакайя — это Люди, которые достигли Нирваны или Царства Божия и отказались совсем «уйти в нее». Они остаются воплощенными, хотя и в некотором слишком высоком для обычного понимания смысле. Подобный выбор обычно изображается как подлинное Отречение — следствие сострадания к оставшемуся позади человечеству. Но это лишь одна сторона вопроса. С другой стороны, отказ от Нирваны открывает путь к восходящей Иерархии Строителей Мира — Иерархии, которая восходит к звездам и системам звезд. В каком-то смысле это Жизнь и в Нирване, и вне Нее. Она коренится в Божественной Беспристрастности, Состоянии, которое является столь же проявленным, как и непроявленным”.
Помимо всего прочего, Ф.Меррелл-Вольф отмечает, что “в настоящее время могут существовать или появиться миры, в которых двойственность добра и зла просто не существует. Говорят, что это так. Человек может оставить зло навсегда, продолжая активно действовать в объективном смысле. Это показывает, что возможна объективная жизнь, которая в то же самое время остается жизнью постоянного счастья”.
Следует добавить также, что все виды существования, описанные Ф.Мерреллом-Вольфом не имеют ничего общего с архонтами или архетипами в их Зеркальной сфере. Наоборот, туда можно попасть только после мистической смерти, освобождающей людей от вековечной зависимости от архонтов (Глава 27).
Вот какой перспективы лишают себя поклонники “нео-вечной философии”. Полагая, что они уже достигли максимума возможного, они потеряли из виду дальнейшую перспективу и призывают всех вновь и вновь возвращаться в этот мир. Отбросив знание о нашем Падении, они полагают, что мы уже обитаем в божественном мире так, как это и было задумано Творцом. Они к нашему миру прикладывают слова, которые истинная “вечная философия” применяла только в отношении Божественного мира, не знающего Падения. Это касается божественного творчества, игры, любопытства и тому подобного. Предполагать, что Творец испытывает те же побуждения в отношении нашего мира, значит объявлять Его маньяком-садистом.
О глубинной причине подобных взглядов мы поговорим в следующем разделе, а сейчас вернемся ненадолго к доводам, посредством которых “нео-вечная философия” оправдывает необходимость продолжения нашей мучительной жизни здесь, в этом мире.
Нельзя сказать, чтобы холотропные состояния вовсе не давали знать об истинном положении дел. Как безукоризненный исследователь, С.Гроф приводит ряд таких наблюдений, но они не получают должной оценки.
Так среди причин, побуждающих Абсолютное Сознание к воплощению здесь, он упоминает "мотивы", отражающие не щедрое изобилие, богатство, полную самодостаточность и мастерство космического творческого начала, а определенное чувство недостаточности, нужды или потребности. За этими словами нетрудно угадать тот неутолимый энергетический голод, который испытывает падший микрокосмос, лишившись воплощенной физической личности. Ведь при ее смерти прекращается циркуляция эфиров по его страдам. Поэтому-то он и ищет следующую вакансию для воплощения.
Далее, оказывается, что особенно часты встречи или даже отождествления с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни. Сам С.Гроф связывает подобные видения с открытыми им Базовыми Перинатальными Матрицами, о которых говорилось в Главе 15. Но пережить гибель и возрождение Бога значит воспринять вековечный призыв Гнозиса, обращенный к падшему человеку. Ведь это он погиб и это ему подсказывают, что он может воскреснуть. Как жаль, что ограниченность мировоззрения не дает людям адекватно воспринять это великое Послание.
О падшей природе нашего мира говорят следующие идеи, посещающие исследователей в холотропных состояниях. Они задаются вопросом, возможно ли, чтобы творческое начало допустило грубую ошибку в осуществлении творения и не полностью контролировало этот процесс? И к ним приходит положительный ответ: Да, по-видимому, так оно и есть, и для сохранения творения Божественное нуждается в помощи человечества. Такий вывод склонны трактовать как призыв включиться в активную общественную деятельность. Но у него есть и другая, более глубокая сторона.
Когда Абсолют приступил к творению, вначале он создал Макрокосмос как тонкоматериальный инструмент, посредством которого можно было бы реализовать божественное творчество, божественную игру. Понятно, что как всякий инструмент, Макрокосмос устроен намного проще Творца. Но этого уже нельзя сказать о пьесе, об игре, которая исполняется на этом инструменте. Сама пьеса это как бы второй, материальный слой творения, призвана отразить всю глубину щедрого и радостного замысла Творца.
Так вот, в силу ряда причин, большая группа клавиш у этого инструмента вышла из строя. Вместо божественного звучания из них можно извлечь только неблагозвучный скрежет. К сожалению, починить эти клавиши можно только изнутри. Они, то есть, наши пораженные микрокосмосы, должны сами согласиться на то, чтобы быть исцеленными. Именно в этом смысле “Божественное нуждается в помощи человечества”, не более того. Ему не нужно, чтобы мы вдруг начали скрежетать громче.
С.Гроф отмечает, что в холотропных состояниях мы можем непосредственно переживать творческий принцип в его благой или злой форме по отдельности, как две дискретные единицы. С точки зрения Концепции ясно, что речь здесь идет вовсе не о встрече с Творцом, а всего лишь с архонтами, которые действительно резко поляризованы по своей природе. Но “нео-вечная философия” приписывает им роль незаменимых посредников в деле творения. А если так, то следует подвести под их существование солидную базу.
Как пишет С.Гроф, “ближе всего к пониманию природы этого переживания можно подойти с позиций древнеиндийской концепции сат-чит-ананды”. Это сложное санскритское слово означает “бытие-сознание-блаженство”.
“Нео-вечная философия” делает открытие, что “у этого переживания сат-чит-ананды... есть обратная сторона - космический принцип, объемлющий весь отрицательный потенциал Божественного. Он являет собой перевернутое зеркальное отражение принципа сат-чит-ананды, или диаметральную противоположность его основополагающим качествам”.
Так приходится поступать из-за отождествления благих архонтов с положительным потенциалом Божественного. Ведь тогда злых архонтов никуда не денешь, а статус у них тот же, что и у благих.
Отметим однако, что, термин “сат-чит-ананда” испокон веку применяется в индийской философии для указание на предельную Реальность, которая по-существу безымянна. При этом слово сат означает скорее даже не “бытие”, а то, что одновременно является и Бытием и Небытием, то есть, соединяет в себе все противоположности. Слово чит — это сознание или Знание в высшем смысле. Ананда — это Блаженство или Любовь, опять-таки в высшем смысле [31]. Так что никакой зеркальной пары к сат-чит-ананде в Божественном мире нет. Если бы она была, то для нее в истинной вечной философии существовало бы специальное понятие, которое отсутствует.
Не вдаваясь в дальнейшие подробности, можно констатировать, что позиция “нео-вечной философии” в этом вопросе очень напоминает так называемый “синдром заложников”, когда жертвы террора через некоторое время проникаются сочувствием к своим мучителям и ищут им самые абсурдные оправдания.
До какой степени это может дойти, видно из следующих пассажей, извлеченных из [19].
Придание Злу божественного статуса “может показаться циничным, если взглянуть на природу и масштабы страданий в мире... ведь это смерть миллионов детей от голода и болезней, безумие войн на протяжении всей истории, несчетные жертвы пыток и разрушительность стихийных бедствий. Однако мысленный эксперимент может помочь нам встать на другую позицию. Давайте на миг представим себе, что мы можем устранить из миропорядка все, что обычно считается дурным или злым... Допустим, мы начинаем с уничтожения болезней... Вскоре мы обнаружим, что это вовсе не изолированное вмешательство, которое искореняет только один выбранный нами аспект мирового зла, оно глубочайшим образом воздействует на многие позитивные аспекты жизни и творения, нами высоко ценимые. Вместе с болезнями мы уничтожаем всю историю медицины - медицинские исследования и полученные таким образом знания, открытие причин опасных болезней, а также замечательные средства для их лечения, такие, как витамины, антибиотики и гормоны. Нет больше чудес современной медицины - операций, спасающих людям жизнь, трансплантаций органов и генной инженерии. Мы теряем всех первооткрывателей этой науки - Вирхова, Земмельвайса, Пастера, - героев, посвятивших всю жизнь страстному поиску решения проблем медицины. Нет нужды в любви и сострадании всех тех, кто заботится о больных, начиная от врачей и медсестер и кончая множеством добросердечных людей. Мы теряем мать Терезу вместе с ее заслугами, за которые ей была присуждена Нобелевская премия, теряем шаманов и туземных знахарей с их красочными ритуалами и знанием целебных трав, чудеса Лурда и филиппинских хилеров!”
“Еще один очевидный аспект тьмы и зла в творении - это существование репрессивных режимов, тоталитарных систем, геноцида и войн. Если мы сосредоточим свои усилия на санации этой сферы, то уничтожим значительную часть человеческой истории и потеряем все героические подвиги борцов за свободу, которые во все времена жертвовали жизнью ради справедливости в своих странах и свободы соотечественников. Нет больше триумфальных побед над империями зла и упоения вновь обретенной свободой”.
“Отсутствие метафизического зла значительно уменьшит необходимость религии, ведь без мощного противника Бог станет этаким само собой разумеющимся, гарантированным удобством. Все связанное с обрядовой и духовной жизнью человечества будет изъято из миропорядка, и исторические события, вдохновленные религией, будут стерты, как будто их и не было. Незачем говорить, что мы также потеряем ряд лучших произведений искусства - литературы, музыки, живописи, скульптуры и кинематографа - рожденных конфликтом между божественным и демоническим”.
Каждый, разумеется, вправе выбирать свою позицию по отношению ко злу. Последователи “нео-вечной философии” смотрят на Космическое сознание не как на дверь к дальнейшим достижениям, а как на высшую точку развития или как на своеобразное зеркало, преграждающее путь. Поэтому достигнутый уровень “отражает” их назад, в наш мир. Еще не было такого случая в истории, чтобы разум не придумал удовлетворительного для себя объяснения любой ситуации. “Нео-вечная философия” имеет отчетливую структуру зеркального лабиринта, в котором можно бесконечно бегать по кругу, развлекая свой разум попытками оправдать диалектику добра и зла. Выход в том, чтобы вспомнить, что этот мир диалектики для нас не более, чем больница, причем ее отделение реанимации. Ибо мы, по сравнению с Истинным Человеком, почти трупы.
Что касается Концепции, она обращается к тем, кто готов пожервовать болезнями вместе со всеми чудесами современной медицины, готов пожервовать пытками и тоталитарными системами вместе с героическими подвигами борцов за свободу, готов пожервовать злыми демонами вместе с произведениями искусства, ими вдохновленными. Почему так? Потому, что эти жертвы мгновенно лишат пропитания мириады архонтских паразитов, жирующих на теле измученного человечества. Гностическое Преображение прежде всего означает Освобождение микрокосмосов от власти архонтов и оживление для Истинной Жизни.
Да, силы архонтов велики, но на нашей стороне - Божественное Могущество. Чтобы проиллюстрировать это, обратимся к еще одной розенкрейцерской гравюре, на этот раз Иоганна Милиуса (Johann Mylius, “Opus Medico”, Frankfurt, 1618). Она называется “Аллегория микрокосмоса” (рисунок 25.9). Сравним ее с Ключом, изображающим микрокосмос в состоянии частичной регенерации. Этот Ключ приведен на врезке в правом верхнем углу. В подробностях его можно видеть на рисунке 21.5.
Вначале обратим внимание на изображение в самом низу. Это странный лев, у которого два туловища, но одна голова. Нетрудно догадаться, что каждое туловище соответствует страде падшего микрокосмоса. Именно благодаря их встрече возникает светящийся кокон человека, царящего в этом мире. Потому он и изображается в виде львиной головы. У Ключа этому соответствует нижняя темная сфера, пересекающаяся со стволом микрокосмоса.
Над львом, попирая его ногами, возвышается фигура старца. Это “князь” нашего мира, иными словами семимерный эон. Его характерная особенность - двухполярная черно-белая структура повсюду, кроме головы. Так показана его побочная функция - носителя Зеркальной сферы, населенной архонтами. Двухполярная Зеркальная сфера, увенчанная Высшим Я, представлена на всех Ключах для падшего состояния.
Высоко над этим миром парит облако Божественного Сознания. Там находится нейтральное ядро микрокосмоса. Легко заметить, что именно из него исходят цепи, к которым прикованы фигуры прекрасной женщины и могучего мужчины. С этой символикой мы уже познакомились в Главе 24. Две цепи - это две страды микрокосмоса, исходящие из его нейтрального ядра. А фигуры - негативное и позитивное ядра, в которых обитает Истинный Человек, имеющий две ипостаси - женскую и мужскую. У Ключа пара этих ядер изображается крупными петлями на каждой из страд.
На данной гравюре возрождение человека еще не началось. Это видно из того, что отсутствует явная связь между падшим микрокосмосом и указанными ядрами. На гравюре, приведенной в Главе 24, такая связь начала восстанавливаться. Там животное (земной мужчина) уже был соединен цепью с женским ядром истинного микрокосмоса. А здесь для восстановления напосредственной связи, потоки флюидов, истекающие из пасти льва и из ядер, должны бы встретиться между собой. Но этому препятствует "князь мира". В каждой руке от держит по острейшему топору, которыми пресекает любые попытки прямого контакта страд. Пара сверкающих топоров указывает на то, что врагами контакта являются как позитивные, так и негативные силы Зеркальной сферы.
Но мы теперь знаем, что любые такие препятствия преодолеваются самоотверженной преданностью Пути (самоотверженность означает "отвержение своей самости"!). Стоит нам соединиться с нашими ядрами, как на нашей стороне оказываются две божественные фигуры, по силе превосходящие то, что собой представляют и “князь”, и его архонты. Рост этих фигур тот же, что и у “князя”, так как они семимерны. Но ядра имеют опору в могущественном божественном принципе, чего лишен “князь”.