26.1. Кого берут в ученики
Когда в недавние десятилетия йога пришла с Востока на Запад, ей пришлось рядиться в одеяния аутотренинга или представать как разновидность психотерапии. Получалось, что любой человек мог применять ее методы к улучшению своего настроения, к подъему трудоспособности, к покорению спортивных рекордов, к понижению кровяного давления, улучшению сна и тому подобному. Наконец, появились серьезные книги по индийской философии, см. например, [69]. Оттуда стало известно, что занимающиеся йогой способны обрести сказочные силы. Например, они могут приручать всех животных, даже диких зверей; материализовать любую вещь с помощью простого желания; знать прошлое, настоящее и будущее; вызывать сверхъестественные зрительные образы, звуки и запахи и видеть тончайшие сущности, ангелов и богов. Они могут также видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимыми, появляться в одно и то же время в различных местах и т. д. Но в то же время в тех книгах оговаривалось, что система йоги призывает всех религиозно настроенных людей не применять йогу ради этих целей. Йога должна служить единственно достижению Освобождения.
Но эта оговорка была гласом вопиющего в материалистической пустыне. О каком Освобождении можно еще говорить, если мы и так живем в самой свободной стране? А вот заглянуть в прошлое или будущее не отказался бы никто. Или, скажем, стать невидимым и проходить сквозь стены. Как это помогло бы в улаживании массы дел. Фантастика! И притом вполне достижимая, стоит только заняться специальными упражнениями.
В ответ на такой спрос мгновенно появилось предложение в виде огромного количества кружков и учителей. Как признает К.Уилбер [58], первая волна в 60-х годах прошлого века была увертюрой движения за реализацию человеческих возможностей. Это движение уделяло главное внимание быстрым достижениям, типа “сатори за семь дней”. Но результаты таких занятий быстро испарялись, иногда оставляя индивида в еще худшей форме, чем раньше. Через десять лет стало очевидно, что для достижения подлинной трансформации требуются время, работа и непрерывная нацеленность — одним словом, практика. Пришла вторая волна. Пятидневная ориентация уступила место пятилетнему курсу занятий. Люди занимались дзен или йогой, или непрерывной психотерапией, работой со сновидениями, или физическими, спортивными, телесными тренировками и так далее. Но эти формы практики развивали лишь одну способность человеческого организма, пренебрегая другими. Как результат, возникли новые затруднения: человек стал обременен крайне несбалансированным организмом. Как выражается К.Уилбер, “бедняжка самость, которой приходится манипулировать развитием различных качеств, зачастую несла на своих плечах одного гиганта и дюжину пигмеев”. И чем более продвинутой была отдельная практика, тем хуже становилась ситуация, что окончательно всех запутало. Теперь вторая волна специализированной практики уступила место третьей волне интегральной практики. Длительность такого курса обучения оценивается в тридцать лет.
Ну что ж, прекрасный духовный маркетинг и еще лучший бизнес-план! Мы, конечно, не знаем, какими успехами ознаменуется будущее тридцатилетие. Оно еще не прошло. Но предыдущие десятилетия закончились неудачно (если не затрагивать финансовую сторону вопроса). Сам же К.Уилбер заметил, что на несколько сотен участников занятий приходится по два человека, достигающих уровня сатори. Что касается будущего, то создается впечатление, что ориентация на упражнения, даже скомпонованные по гармоничной программе, не решат проблемы. В таком “практическом” подходе упущена важнейшая деталь.
В предыдущих главах было показано, что занятия на концентрацию и релаксацию внимания у среднего человека “напрягают” только первую страду микрокосмоса, если та, конечно, хоть как-то восстановлена. Для укрепления второй страды необходимы не упражнения, а Новая жизненная позиция. Если вторая страда не восстановлена, то никакие устойчивые духовные достижения просто невозможны.
Тут же возникает контрдовод: на Востоке известны многолюдные суфийские и монашеские ордена. В одной Индии существует миллион сертифицированных отшельников, живущих подаянием. (Правительство ввело такую меру, чтобы отсечь бездельников и паразитов. Сертификат получает только тот, кто прошел 12-и летний курс обучения у признанного святого.) Почему же там духовными практиками может заниматься любой, а у нас нет?
Но дело в том, что в Индии никогда не строили иллюзий насчет того, что, любой человек якобы может заниматься йогой. Духовный учитель брал себе учеников, только если те были способны следовать весьма жестким правилам. Они исходили из того, что “духовное проникновение может быть достигнуто лишь тогда, когда ум очищен от всех примесей и остается совершенно спокойным и ясным” [69]. И далее: “Ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов,— это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, если он отвлекается на злонамеренные, преступные и другие порочные дела”.
Для очищения и просветления ума йога предлагает восемь средств для последовательного подъема по ее ступеням. Вот они:
1) яма - включает в себя неукоснительное соблюдение следующих правил:
2) нияма - заключается в развитии следующих положительных навыков:
3) асана - призвана дисциплинировать тело так, чтобы оно не мешало погружению в длительное созерцание. Если тело не свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума. Тогда тело и нервная система будут должным образом контролироваться, что предотвратит нарушения деятельности ума.
4) пранаяма - состоит в овладении специальными режимами дыхании, включающими его длительные задержки. Такой контроль необходим для сосредоточения ума. До тех пор, пока продолжается дыхание, ум находится в движении.
5) пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с внешними объектами. Овладев этим непростым умением, ученик может полностью сосредотачиваться на образах, порожденных самим умом, а не внешними объектами. Внешний мир для него по желанию исчезает.
6) дхарана - устойчивая концентрация внимания на желаемом объекте. Объект может быть любым, от органа своего тела до образа какого-либо божества. Способность к концентрации является испытанием пригодности для подъема на следующую, высшую стадию йоги.
7) дхьяна - медитативное созерцание, постепенно подводящее к погружению ума в природу объекта.
8) самадхи - конечная ступень подготовки ученика йоги. Здесь его ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что теряет себя в объекте и забывает о самом себе.
Эти вспомогательные средства йоги при их регулярной практике ведут к достижению состояния отождествления с объектами созерцания (сампраджнята), а также к осознанию себя как Великой Пустоты (асампраджнята).
Эти восемь ступеней йоги приведены здесь для того, чтобы подчеркнуть, что это именно последовательные ступени. На входе в ученичество соискателя встречают два фильтра - яма и нияма. Если присмотреться, то нетрудно заметить, что они в совокупности очень напоминают то, чему учит Иисус в своей Нагорной проповеди. В Главе 24 отмечалось, что жизнь по Нагорной проповеди невозможно подделать. Средний человек, сколько бы он себя ни принуждал, обязательно сорвется. Гармоничная, спокойная жизнь по Нагорной проповеди у Розенкрейцеров называется Новой жизненной позицией. Успех в ней свидетельствует о том, что вторая страда микрокосмоса замкнулась. Только тогда у человека появляется невообразимый по мощи ресурс, позволяющий совершенно по новому относиться к своему существованию на Земле.
Все это означает, что настоящий учитель йоги берет на высшие ступени обучения только тех учеников, у которых обе страды замкнуты. Тогда 12-и лет оказывается достаточно, чтобы приобщить их к высшим уровням сознания и, может быть, дождаться, когда они обретут Освобождение.
Об остальных дон Хуан [25] отозвался так: “Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление. Через минуту ее нужно вновь наполнять водой”. Он, разумеется, имел в виду обучение, ставящее своей целью окончательное Освобождение. Подходящих кандидатов для этого приходится выискивать, полагаясь на указания Духа. Ни передача Знания по наследству, ни формирование группы самим учителем к успеху не приводят.
Здесь возникает следующий вопрос: во всех предыдущих главах о духовных практиках говорилось так, будто с их помощью достигается исцеление разорванных страд. А теперь утверждается, что настоящее обучение только начинается, когда у ученика обе страды оказываются замкнуты. А какой же тогда смысл в обучении, если его цель уже достигнута?
Но дело в том, что на Земле обитает довольно много людей, у которых обе страды уже исцелены хотя бы частично, а никакого Просветления или Освобождения они не знают. Правда, в силу того, что их энергетическая структура существенно отличается от массовой модели, с ними в жизни происходит множество странных событий. А главное, у них в душе не угасает совершенно непонятный с мирской точки зрения иррациональный интерес к запредельным духовным проблемам. Отнесем этих людей условно к первой категории.
Но сходная озабоченность наблюдается и у массы других обитателей западного мира, которые относятся ко второй категории. Их интерес носит более ментальный или практический характер. Он сродни интересу к научной фантастике, к проблеме пришельцев, к обитателям параллельных пространств. Все эти люди, а еще и те, кто озабочен своим здоровьем и долголетием, являются к духовным учителям и просят их научить.
Предлагаемые занятия для людей второй категории выполняют как раз те функции, что были описаны в предшествующих главах - укрепление первой страды и воспитание второго внимания в режиме кратковременных вспышек. В совокупности все эти приемы относятся либо к расщеплению личности, например, во сне, либо к ее совершенствованию, к определенному облагораживанию.
А вот для людей первой категории эти же приемы выполняют совсем другие функции, а именно, удвоение личности, то есть, воспитание Другого, обитающего в восстановленном ядре микрокосмоса. Им не нужно начинать процесс сращивания страд с нуля. Он у них уже достаточно продвинулся как бы сам собой (почему так бывает, будет рассказано в следующем разделе). Для активизации Другого им нужно скорее прочистить засоренные каналы и наладить в них циркуляцию эфиров в естественном направлении. Что под этим подразумевается, показано на рисунке 26.1, где изображен кокон падшего человека. Прямо над его головой находится небольшой темный контур Высшего Я. Оттуда исходят две оборванные страды, которые кокон замыкает на себя, делая возможной циркуляцию энергии в падшем микрокосмосе. Направление этого потока энергии обозначено белыми стрелками. Именно его будем называть естественным. Как мы помним, занятия по концентрации и релаксации внимания приводят к накоплению энергии в восстановленной первой страде, соединяющей кокон с Истинным Я нейтрального ядра. Эта старда изображенна слева от кокона. Накапливаемая энергия, хотя и медленно, но продвигается по ней в естественном направлении, в сторону нейтрального ядра, то есть туда, куда ей и нужно было бы течь, если бы циркуляции ничто не мешало. (Этот поток также обозначен белыми стрелками).
У людей, обладающих только одной исцеленной страдой, весь интерес сосредоточен на том, чтобы пережить кратковременные опыты, когда накопленная энергия разряжается, протекая через второе кольцо силы в обратном направлении, которое на рисунке обозначено черными срелками. Ученикам первой категории, у которых обе страды в порядке, это не нужно. Поэтому и существует общая рекомендация воздерживаться от магических проявлений. Их задача - накопить столько энергии, чтобы ее столб достиг некоторого критического уровня, после чего восстанавливается непрерывная циркуляция энергии по обеим исцеленным страдам. Не случайно достоинство учеников в Школе Фалуньдафа и других даосских направлений измеряется высотой их Столба Гун [67]).
В общем, процесс напоминает то, что происходит при спасении утопающих. Их достают из-под воды, вокруг сколько угодно живительного воздуха, а они по-прежнему не могут дышать. Тогда спасатели применяют искусственное дыхание. Они стимулируют прокачку воздуха через легкие утопленников. В случае успеха циркуляция кислорода восстанавливается и человек оживает. Эта ситуация изображена на рисунке 26.1-b.
Именно так случается с людьми первой категории, которым повезло встретить настоящего духовного Учителя. Ведь тот обязательно обладает восстановленным микрокосмосом. Вибрации, распространяющиеся по его целостным страдам, возбуждают резонанс в системе учеников. О подобном резонансе рассказывает, например, Ф.Меррелл-Вольф [31]. Находясь в поле учителя, ученики ощущают необычайно глубокое спокойствие и тепло. Они вдруг обнаруживают, что в их сознании установилась тишина, которой так трудно достичь своими усилиями.
Определенный резонанс может возникать и между учениками. Не исключено, что в этом заключалась причина, почему Пифагор формировал пары учеников одного пола, которых объявлял побратимами, неразлучными друзьями на всю жизнь. Любой прогресс в развитии первой страды, достигаемый одним из них, сразу же возбуждал такие же вибрации у второго. И наоборот.
Следующий шаг в использовании резонанса сделали катары. Их наставники формировали пары из мужчин и женщин. Причем один член пары был опытным учеником или ученицей, а второй новичком. Их союз не имел никакого отношения к сексу. Они также были неразлучны всю жизнь. Чтобы понять механизм резонанса в этом случае, обратимся к рисунку 26.2. На нем изображены два микрокосмоса в которых обитают мужчина и женщина.
В самом начале Главы 13 был рассмотрен вопрос о взаимообратной поляризации коконов мужчин и женщин. Она объясняется тем, что активным агентом построения картины мира является одномерное тело внимания, которое одновременно выступает источником вибраций. Поток положительной энергии, переходящей с одномерных волокон на двумерные, изображался формулой “1 2”. Она соответствует коконам женщин. Для мужчин справедлива формула “1 2”, то есть, рассматривается встречный поток энергии, которая считается отрицательной.
Один и тот же падший микрокосмос может принимать как мужские, так и женские воплощения. Причем, по его страдам положительная энергия всегда циркулирует в одном и том же направлении. Когда первая страда востанавливается, она служит продолжением волокон, образующих тело внимания. Из-за упомянутой поляризации сразу же получается, что если для женщины роль первой страды играет левая, то для мужчин - правая страда исцеленного микрокосмоса.
Отсюда следует, что в паре учеников, сформированной по катарскому правилу, резонанс перекрестным образом стимулирует работу не первой, а второй страды, которая обычно недоступна для сознательного управления со стороны эго. Очевидно, что такая взаимная дополнительность мужчин и женщин в деле оживления целостной циркуляции энергии в микрокосмосе, очень ценна.
То же самое относится и к супружеским парам, идущим по Пути вместе. А влияние сплоченной духовной группы, состоящей из мужчин и женщин, еще сильнее. В этом проявляется одно из многих благих свойств группового единства.