26.2. Взаимопомощь мужских и женских воплощений
Чем ближе знакомишься с проблемой второго крещения, то есть, крещения огнем, тем больше убеждаешься, что его не напрасно уподобляют распятию. Оно необычайно трудно для эго. Тому временами кажется, что весь мир только и населен изощренными тиранами. В нас еще очень живы романтические представления о чести и достоинстве, когда за малейшим выпадом со стороны противника немедленно следовал наш вызов его на дуэль. И сейчас нет-нет, а рука ищет рукоятку шпаги. Все такие порывы весьма губительны для исцеления второй страды (Глава 24).
Но тогда откуда берутся довольно многочисленные ученики истинных духовных учителей? Дело выглядит так, как будто среди нас обитает довольно много людей, у кого обе страды в порядке. Их, конечно, не толпы, но и не один на миллион. Так откуда они взялись?
В предыдущем разделе мы закончили тем, что рассмотрели взаимный резонанс между мужчинами и женщинами, идущими по Пути. Получается так, что если при общении между ними реализуется какой-то тонкий поток флюидов, то благодаря взаимообратной поляризации он замыкает непрерывный контур, охватывающий обе страды и нейтральное ядро микрокосмосов этих двух человек . Даже если у каждого активна только первая страда, то в сумме они складываются в нечто, напоминающее целостный контур микрокосмоса поскольку их нейтральным ядрам изначально присуще единство в сознании. Прообраз такого активного контура можно проследить также на рисунке 26.2.
А теперь воспользуемся этим как аналогией при рассмотрении ряда последовательных воплощений падшего микрокосмоса, когда в нем чередуются личности мужчин и женщин. Примем во внимание, что первое крещение и укрепление первой страды суть процессы, весьма легкие и привлекательные для эго. По крайней мере по сравнению с ужасами второго крещения.
А если так, то в одном и том же микрокосмосе в присутствии мужского воплощения будет восстанавливаться и укрепляться правая страда (играющая роль первой). А при женском воплощении то же самое будет происходить с левой страдой (см. рисунок 26.2). При продолжении такого чередования дальше, у микрокосмоса имеется шанс довольно скоро заполучить обе исцеленные страды. Вероятно, таков механизм восстановления микрокосмосов, позволяющий сильно смягчить трудности второго крещения.
При его реализации могут возникнуть препятствия двух видов. Во-первых, нежелание микрокосмоса чередовать мужские и женские воплощения. Многие старые архонты поддерживают те религии и традиции, в которых роль женщин очень принижена. Достаточно упомянуть ислам. Но и в христианских странах, например, в Латинской Америке, мужской идеал мачо настолько силен, что перспектива родиться женщиной должна вселять отвращение. Похоже, что только в индуизме нет столь эмоционального отторжения подобной судьбы. В Священных Писаниях Индии специально подчеркивается, что карма, то есть, привязанность, приводит к тому, что целые семьи могут перевоплощаться вместе, но роли внутри семьи всякий раз перераспределяются. Один и тот же человек может последовательно оказаться мужем, дочерью, сыном, женой и так далее. Наставник Вивекананды Рамакришна на склоне лет заявил, что следующий раз он родится в России, причем женщиной.
Во-вторых, человек, обладающий частично восстановленной второй страдой, представляет собой лакомую приманку для архонтов. Те склонны провоцировать вокруг него всевозможные конфликты, чтобы насладиться выплесками драгоценной энергии. Не вызывает сомнений, что та самая блестящая оболочка кокона, о которой говорилось в Главе 24, есть не что иное, как проявление замкнутой второй страды. Она крепче всего у детей. Но под ударами судьбы их эго постепенно крепнет и берет под контроль болезненные волокна второй страды. Оно выводит их из-под удара, но одновременно рвет их. Блестящая оболочка исчезает. Создается впечатление, что именно архонты (летуны) ее пожрали. Но это делает сам человек, правда, под давлением архонтов. Чем сильнее и агрессивней эго у человека, тем скорее оно рвет вторую страду.
В качестве примера можно привести случай с П.Флоренским, который он сам упоминает в своих воспоминаниях [64]. Надо сказать, что его описания детских лет поражают необычайной яркостью, свежестью, непосредственностью восприятия всего и вся. Хотя он не употребляет оборота “знание посредством тождества”, за его словами ощущается именно этот тип недвойственного восприятия. В круг его отождествления могли попасть и цветы, и камни, и люди. Родители всячески старались уберечь его от слишком раннего знакомства с какой-либо определенной религией, чтобы он, повзрослев, мог выбрать свой путь самостоятельно.
Как известно, возмужав, П.Флоренский стал прославленным религиозным философом. И вот как о главном труде его жизни отзывается другой философ - Н.Бердяев [8]:
“В “Столпе и утверждении истины” нет ничего простого, непосредственного, ни одного слова, прямо исходящего из глубины души. Такие книги не могут действовать религиозно. Эта изысканная книга, столь умная, столь ученая, лишена всякого вдохновения. Свящ. Флоренский не может сказать ни одного слова громко, сильно, вдохновенно. Слишком чувствуются счеты с собой, бегство от себя, боязнь себя... Можно только горевать, что большие природные дары свящ. Флоренского дали мало плодов, что человек, проделавший огромную духовную работу, так бессилен творить: он жертва безрелигиозных путей жизни, в ужасе спасающийся на архаических, неживых уже религиозных путях”.
Весь довольно пространный текст Н.Бердяева посвящен подобной и еще более жестокой критике. Единственное исключение делается в отношении “Главы о сомнении”. Признается, что она “самая блестящая и замечательная в его книге. Гносеологическое описание мук скептицизма очень сильно и напоминает описание адских мук, начала ада на земле. Так писать может лишь человек, сам переживший адские муки, для которого преодоление скептицизма — самая насущная и жизненная задача”.
В чем же дело? Куда исчезла былая непосредственность восприятия и познания П.Флоренского? За ответом обратимся вновь к его воспоминаниям [64]. Когда он учился в гимназии, в их кругу появился особенный человек. Будучи на несколько лет старше гимназистов, он выбирал себе друзей именно из их числа. Сдружившись с кем-нибудь, он посвящал ему все свое время и внимание. Он вникал во все проблемы и фантазии юного друга, во всем помогал, а главное, очень восхвалял и превозносил за малейшие успехи. Но через некоторое время он резко обрывал общение со своим другом и переставал его замечать. Легко себе представить, какую глубокую душевную травму испытывали мальчишки от такого необъяснимого и внезапного предательства.
И вот, в какой-то момент гимназист Флоренский почувствовал, что внимание этого особого человека пало на него. Тот стал проявлять большой интерес к его делам, стал нахваливать и оказывать прочие знаки своего предпочтения. Но Флоренский уже знал, чем заканчивается дружба с ним. И поэтому он, скрепя сердце, испытывая душевные муки, сам резко прекратил столь интересное знакомство. Ему было тяжело пойти на это, очень болезненно.
С точки зрения Концепции совершенно ясно, что именно в этот момент, защищая свое достоинство от будущих унижений, эго юного Флоренского решило взять ход событий под свой контроль и порвало вторую страду. Одаренность знанием посредством тождества тут же исчезла.
Биографы П.Флоренского отмечают, что незадолго до окончания гимназического курса, летом 1899 г., он пережил духовный кризис, осознал ограниченность и относительность рационального знания и обратился к принятию Божественной Истины.
За этими сухими словами угадывается трагедия потери богатейшего канала познания Мироздания. Все что ему осталось, это рациональный разум. По сравнению с недавним богатством это было почти ничто. Отсюда и осознание “ограниченности и относительности рационального знания”. Но никакая преданность формальному богословию не смогла вернуть ему былое восприятие.
Что же делать? Как уберечь вторую страду, если судьба подарила нам такое кармическое богатство?
Вспомним еще раз о великой Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф., гл.5). Почти с самого начала в ней звучит: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”.
Вспомним также, сколько насмешек адресуется кротким, деликатным людям за их непрактичность, за неумение постоять за себя. Но их кротость прикрывает от раззорения созревающее великое богатство, что превыше любых драгоценностей, - целостную вторую страду. Только с ней человеку открывается истинная глубина медитации. Только с ней он может познать всю Вселенную как самого себя. А это есть врата Освобождения.