Житель современного мира во все большей степени ощущает себя крошечным винтиком в огромной безличной социальной машине. Все его существование зарегулировано и расписано буквально по минутам. Однообразная череда обязательных дел перемежается чередой столь же однообразных и обязательных развлечений. Даже в далекое путешествие западный турист отправляется, не покидая уютного микроклимата социальной ячейки, предложенной ему архонтом гражданского общества. В глазах участника даже самого развеселого карнавального шествия заметна неизбывная тоска: человек догадывается, что он пойман. Он пойман какой-то невидимой колеей, по которой катится к неминуемой смерти в точности так, как готовые изделия на заводе движутся по конвейеру в цех упаковки.
Неужели это все, что ему может предложить жизнь даже в самом ее благополучном варианте? Правда, любой сбой социального конвейера оборачивается многообразными осложнениями для огромных масс людей. И Боже нас сохрани от таких “развлечений”. Но если мы имеем лучшее из возможного, то почему так тоскливо на душе? Внутреннее чувство подсказывает, что наличная форма существования не истинна. А где тогда истина? После долгих ее поисков во внешнем мире, человек узнает, что искать истину и свободу нужно внутри себя. Так он начинает знакомиться с мирами, вход в которые пролегает через его психику.
Как это происходит, можно видеть на примере трансперсональной психологии [19] (Глава 25). О чем здесь пока еще не говорилось, так это о препятствиях, которые подобным исследованиям чинит эго человека. Он уже может многое знать о привлекательных сторонах холотропных состояний сознания от других. Но никакие, даже самые увлекательные, перспективы не отменяют того факта, что эго испытывает смертельный ужас при любой попытке расширить границы осознаваемого мира.
Вот что пишет об этом С.Гроф: “В глубине души мы чувствуем, что наше существование как отдельного воплощенного "я" в материальном мире само по себе неполноценно и не может удовлетворить наших самых насущных потребностей... Одна часть нас, холотропная, желает выйти за пределы отождествления с телесным "эго" и пережить растворение в большем и объединение с ним. Другая же часть, хилотропная, движимая страхом смерти и инстинктом самосохранения, цепляется за нашу отдельную личность. Этот конфликт чрезвычайно сложен и может стать серьезным препятствием в процессе психодуховного преображения”.
Сколько бы человек ни выслушивал объяснений, что подобные переживания означают только символическую смерть эго и не влекут за собой реальной смерти и уничтожения, страх смерти и отказа от эго настолько силен и убедителен, что в момент его переживания трудно поверить таким объяснениям и найти в них поддержку.
С тем, на какие ухищрения пускается эго, чтобы замедлить процесс, можно познакомиться на примере записок Искателя Л.М.:
“Перед тем, как у меня начались астральные выходы, я пережил в подростковом возрасте несколько ужасных эпизодов во время сна. Вдруг возникало чувство, что я сейчас умру. Самое страшное, что отсутствовало дыхание. То есть казалось, что время идет, а дыхания все нет. Хотелось срочно проснуться, но для этого нужно было начать двигаться, а тело было полностью парализовано. Единственное, чем удавалось пошевелить, приложив гигантские усилия, это нижняя челюсть. Тогда тело постепенно оживало и можно было опять засыпать. Так случилось примерно 10 раз с интервалами в 3-4 месяца”.
“Когда привык к кажущемуся отсутствию дыхания, появилось чувство вибраций в теле. Они напоминали жужжание в голове. Их было достаточно, чтобы проснуться. Но процесс просыпания был по-прежнему тяжел, поэтому вскоре надоел. В какой-то момент решил не просыпаться, а перетерпеть это жужжание. Тогда оно стало нарастать, превратившись постепенно в невыносимый грохот. Параллельно перед глазами возник какой-то смешной мультфильм. Через несколько раз решил: будь что будет, пусть хоть мозг взорвется, пусть я умру, но через это пройду. И вдруг наступила тишина. Я ощутил, что медленно плыву в ярком и теплом небе. Подо мной расстилаются чудные поля и реки. Надо мной - голубое небо и белоснежные облака. В душе ощущалось ликование”.
“В следующие разы, поборов страх смерти, я оказывался в неизвестных городах, или летел над живописными озерами. Все это было очень привлекательно. Особенно часто появлялось небольшое озеро в лесу. Вода в нем была черного цвета. Но оно совсем не было страшным, наоборот, навевало чувство уюта”.
“Выходы становились привычными и сравнительно легкими, без каких-либо драматических переживаний. Затем последовала длительная серия “неудачных” выходов, когда я уже проходил сквозь вибрации, и в этот момент начинал слышать у себя за спиной в комнате веселые и звонкие голоса друзей. Они мне были не знакомы по мирской жизни, но то, что это - самые дорогие мои друзья, не вызывало сомнений. “Посмотрите, делает вид, что спит. Эй, лежебока! Проснись!” После чего следовал заливистый, нежный смех. Я с неимоверными усилиями начинал раскачиваться на кровати, двигать челюстью, дышать и, наконец, поворачивался лицом к комнате... Никого! Тело от этого уставало так, как будто разгрузил вагон угля”.
“Разумеется, со временем это мне надоело так, что я перестал обращать внимание на любые голоса, будь то дружественные, угрожающие или голоса родственников. Я уходил сквозь вибрации от них прочь. Поступал так, даже если раздавались тяжелые шаги и грубый голос спрашивал: “Хозяин, мы - аварийная служба, у вас крупная протечка, так что быстренько покажите, где тут ванная.” А однажды, когда какой-то парень подошел довольно близко и о чем-то шутил, я спросил его: “Кто ты такой? Как тебя зовут?” И он обиженым голосом назвал мое же имя. На это я заявил: “Ну так если ты это я, то отправляйся со всеми своими приятелями за горизонт и сиди там, пока я не позову.“ После чего все явления, связанные с отвлекающими голосами, прекратились”.
“Как-то раз я прошел сквозь вибрации, но остался у себя дома. Наоборот, ко мне явились двое мужчин. Одеты они были по-мусульмански, в светлые халаты и большие белые чалмы. Один был глубоким стариком, второй лет под тридцать. Они мне сказали: “Ты уже вполне созрел, чтобы идти с нами. Пошли, мы ждем тебя.” Я понял, что такой уход может быть навсегда, поэтому спросил: “А как же мой сын, он еще такой маленький?” “А, ну тогда прощай!” ответили они и исчезли”.
“Еще одну разновидность выходов можно назвать затянутыми. Это когда вдруг ощущаешь, как ноги взмывают к потолку, тело начинает раскачиваться из стороны в сторону, как подвешенное на веревке, а лицо при этом немилосердно елозит по грубому одеялу. Так могло продолжаться довольно долго, и ничего приятного в этом не было, уж поверьте. Но я настолько приучился игнорировать все подобные привходящие обстоятельства, что не делал никаких попыток насильно освободиться из такого положения. А потом, рано или поздно, наступал выход”.
“Довольно скоро содержание выходов меня перестало интересовать само по себе. Важнее оказалось то, что выходы возникают на фоне интенсивной и длительной интеллектуальной нагрузки. В то время я активно занимался наукой. Так вот, после астрального выхода, независимо от того, что там было, на следующий день находилось решение мучившей научной проблемы”.
“Интересно перемещение по телу зоны максимальных вибраций. Если все началось с головы, то с годами они постепенно перешли на шею. Потом на лопатки, на крестец. Самые чувственные эпизоды, естественно, были связаны с периодом, когда вибрировала промежность. Тут я понял, как трудно было отшельникам бороться с соблазнами со стороны разных духов. Только отрешенность от сексуальных проблем позволяет вибрациям пройти по промежности и переместиться на низ живота”.
“Я одно время был знаком с дамой по имени Н., которая с легкостью подключалась к каналу астральной связи. Но она не могла объяснить, как это делает. А моя идея заключалась в том, чтобы по аналогии с автоматическим письмом, когда рука пишет, что вздумается, без сознательного участия человека, попробовать также думать. Одним словом, на время уступить для пользования какому-то духу свой внутренний диалог... Так вот, в один прекрасный день я настроился на то, что задал мысленно какой-то вопрос и представил, что посредством моего же внутреннего диалога будет получен и ответ. Сработало! Я задал еще один вопрос. Проговорил мысленно ответ! И пошло, и пошло... Интересно, что никакого голоса не было слышно, а только формировались мысленные слова. Начал я это вечером. Вот лег уже спать а процесс все идет. Оказалось, что любая моя собственная мысль интерпретируется как вопрос, и тут же следует ответ. Заснуть невозможно. Я подумал об Н. Тут же появилась роскошная черная роза на фоне синего щита с косой фиолетовой полосой, а мысли сложились в такие слова: “Эта истеричка нам очень важна. Будь с ней бережен!”... Ночь прошла в каком-то полубреду. А под утро чувствую, что моя нога высунулась из-под одеяла и кто-то за нее держится. Смотрю, стоит какой-то мерзкий старикашка, весь аж трясется от вожделения. Сладострастно пожимает мою ступню, а по губам слюни текут. Руки его холодные-холодные. Но я даже тут не испугался, только заявил ему: “Пшел вон, мразь!”, повернулся на другой бок, втянул ногу под одеяло и стал спать дальше... Наутро процесс продолжался. Я почувствовал, что что-то во мне от этого дико устало. Иду на работу, продолжается. Смотрю, так и до изнеможения можно дойти. Тогда спрашиваю: “Ребята, а вы не могли бы отключиться, а то я устал?” Ответ: “Это ты должен отключиться, а мы всегда здесь!” А как отключиться, не ясно. Хорошо, что мне в тот день надо было прочитать студентам сразу несколько лекций подряд. Во время них было не до внутреннего диалога. А после лекций оказалось, что внутренний обмен вопросами и ответами прекратился. Тут я понял, что имел в виду дон Хуан, когда говорил о раскрытии просвета и о важности щитов для его закрытия. А щитами людям служат их обычные дела”.
Как видно из записок, они охватывают период примерно в 20 лет. Каждый шаг продвижения сопровождается протестами со стороны эго. Вначале это животный страх смерти. Когда он оказался побежден, ему на смену пришли дружеские привязанности. При этом роль желанных и дорогих друзей играли фрагменты личности самого же Искателя. Понятно, что у другого человека искушения могут затрагивать другую чувствительную струну души. Главная их направленность - воспрепятствовать выходу в астрал. Самая сильная привязанность - к детям. Из-за нее Искатель потерял контакт с двумя появившимися мусульманскими мудрецами.
Записки показывают, как постепенно у Искателя воспитывалась непривязанность. Она распространилась даже на ощущение возможного дискомфорта во время выходов, а главное, на содержание самих астральных эпизодов. Они со временем превратились в простой индикатор восприятия новой порции Знания.
Из общего ряда несколько выпадает эпизод с установлением астральной связи. Но он приведен здесь в силу его поучительности. Выше уже говорилось, что контакты с четырехмерными существами носят характер нашего одержания, так как мы с ними делим одни и те же волокна, принадлежащие точке сборки (Раздел 25.5). Наша готовность сдать кому-то внаем на время свой внутренний диалог или движения руки (при автоматическом письме), сразу же привлекает четырехмерных паразитов. Встречу с одним из них Л.М. описал довольно ярко. Если не дать им отпор, то они склонны высосать человека досуха. А взамен они не сообщат ничего такого, чего бы человек уже не знал и без них.