27.5. Путь Знания

Итак, на место наслаждения от вновь обретенной свободы в мирах второго внимания довольно скоро приходит разочарование. За ярким калейдоскопом миров скрывается напряженная интрига, в ходе которой человек рискует быть навеки пришпиленным к той картинке, которая ему больше всего понравится.

Тогда возникает законный вопрос: если новым видящим эта опасность известна заранее, зачем они допускают, чтобы их ученики настолько углублялись во враждебную территорию? Дон Хуан объясняет это тем, что второе внимание используется ими как учебное поле битвы для воспитания несгибаемых воинов. Цель обучения - достижение третьего внимания. Это очень трудная задача, но если ее решить, то реализованное состояние будет крайне плодотворным. Только оно по-настоящему открывает путь к свободе. До тех пор, пока маги ограничиваются областью второго внимания, они не представляют, что такое свобода.

Прямой прыжок из нашего обыденного первого внимания в третье - невозможен. Для этого нужны две точки опоры - первое и второе внимание. Причем, прыжок к свободе заключается в отказе от них обоих.

Чтобы пояснить эти слова, которые пока представляются довольно туманными, вновь обратимся к уникальной книге Ф.Меррелла-Вольфа [31]. Его опыт ценен тем, что он, стремясь к Освобождению, сумел избегнуть сколько-нибудь развитых контактов с существами Зеркальной сферы. Это стало возможным благодаря его изначальной философской установке на поиск Истины в ее непроявленной форме (в духе адвайта-веданты Шанкары). Поэтому он сумел не только достичь первой Нирваны (Раздел 25.5), но и пойти дальше. Подобно другим Постигшим, для рассказа о своем опыте, он использует ряд образных представлений, призванных пробудить в нас понимание. Поскольку его опыт касается тех же самых фундаментальных идей, что и опыт новых видящих, между их описаниями должно существовать определенное соответствие. Выявив его, мы сможем спроецировать опыт Ф.Меррелла-Вольфа на практику поиска третьего внимания в традиции дона Хуана.

Так, Ф.Меррелл-Вольф отмечает, что функции человеческого разума в значительной мере напоминают зеркало, принимающего внешность или вид того, что отражает, и поэтому его собственная сущность скрывается, делается незаметной. Напомним, что в индийской философии (Раздел 1.6) интеллект (в тексте Ф.Меррелла-Вольфа - разум) называется махатом, и он является первым тонкоматериальным слоем, на фоне которого проявляется весь остальной мир. Именно в этом смысле разум “принимает внешность или вид того, что отражает”. И, как мы знаем по собственному опыту, яркая картина воспроизведенного мира затмевает для нас вид самого разума (светящегося кокона). То есть, “его собственная сущность делается незаметной”.

В традиции дона Хуана фундаментальные реалии, в которых отражается картина мира, называются “кольцами силы”, будь то первым или вторым. Наличие двух колец силы, или двойственности разума, также отмечается Ф.Мерреллом-Вольфом. Он пишет: “В полуэзотерических психологиях буддизма, веданты и теософии принято деление разума на две части или грани... Одна грань ориентирована на объективный мир, другая на субъект. Объективно ориентированная сторона отражает мир и окрашена познавательными и эмоциональными свойствами личного человека (что соответствует первому кольцу силы - прим.Ле Мар). Сторона, обращенная внутрь, подобно тому, что она отражает, отмечена непредвзятым бесцветным бесстрастием (второе кольцо силы - прим. Ле Мар). Из-за этого сознание человека, в некотором смысле, лишено возможности пересечь то, что можно было бы назвать бесчувственным заливом бессознательного”.

По опыту сознательных сновидений мы знаем, что и во втором кольце силы нам доступны ярчайшие эмоции. Но поскольку Ф.Меррелл-Вольф фокусировал его на чувстве Я, очищенном от любых форм, постольку он и описывает его как нечто сугубо бесстрастное. В любом случае, осознание второго кольца силы отделено от первого внимания “бесчувственным заливом бессознательного”. Стать магом можно, только преодолев этот залив.

Отдав должное Нирване, как состоянию беспредельной Радости и Блаженства, Ф.Меррелл-Вольф нашел в себе силы вернуться к обычной жизни. Он пишет: “Как бы ни было велико благословение Потока Блаженства, тот, кто хочет быть Мастером, не должен утрачивать себя даже ради этого Величия. Есть такая вещь как Божественное Опьянение, и хотя многие рассматривают такую утрату себя как добродетель, они правы лишь отчасти. Истинный Жрец никогда не должен позволять себе терять управление даже в присутствии высшей экзальтации, иначе ему останется неведомо Высшее Озарение”.

Как бы в награду за отказ от вечного Блаженства его личное сознание стало свидетелем еще более высоких Постижений.

В начале к нему пришло состояние, названное им Удовлетворением. То есть, оно было не просто удовлетворительным — оно было Удовлетворением, ибо признак подлинных внутренних состояний — отождествление, а не отношение. Оно было не просто питательным, но включало в себя самую суть эстетического, эмоционального, морального и интеллектуального удовлетворения. “Не требовалось больше ничего, что хотелось бы для себя, ибо в то время я располагал всей ценностью всего, что можно было бы пожелать. Это можно назвать кульминацией, высшим моментом, до которого может дойти индивидуальное желание... Я бы мог, если бы захотел, предаться Ему навсегда и всецело. Не предаваться Ему было своего рода аскезой... В одном лишь отношении обнаружил я желание, которое могло бы вывести меня из этого Состояния, и это было желание передать эту новую ценность другим... Должен сознаться, что не знаю никаких иных соображений, способных пробудить волю отказаться от этого Высшего Удовлетворения, когда индивидуум познал Его непосредственное Присутствие” (Здесь по-прежнему цитируется книга [31]).

В этом отрывке ключевые слова: “кульминация, до которой может дойти индивидуальное желание”. Желание - это универсальный движитель эгоистического сознания, и в состоянии Удовлетворения он оказывается исчерпанным и удовлетворенным в самом фундаментальном смысле слова.

Затем, на смену Удовлетворению пришло иное, значительно более глубокое Состояние. Чисто условно оно было названо Высокой Беспристрастностью. Оно принесло чувство просто страшной власти. “Это была власть столь потрясающего величия, что сводила всех кесарей до уровня насекомого... Кесари, как и многие, кто позначительнее их, способны достичь лишь какой-то цели, вполне в пределах Удовлетворения. Они, несомненно, не знают Сил за пределами индивидуального желания. Но есть такая сфера власти, которая выше всего, что под нею, и это —Высокая Беспристрастность”.

В этом состоянии не было нужды ни в Удовлетворении, ни в Радости, ни в Блаженстве. Все это оказалось много ниже, хотя при желании могло бы присутствовать. “Однако в сравнении с этим Состоянием даже самое приятное наслаждение есть несчастье... До сих пор я сам никак не был способен реально представить себе состояние настолько великолепное, оно является поистине более чем желательным”.

“Что же приводит на этот уровень? Как я уже показал, это определенно не желание, кроме того, это Состояние явно за пределами человеческого воображения. Здесь мы в присутствии подлинной Тайны. Нирвана ли это? Есть достаточно веские причины полагать, что это нечто большее, чем Нирвана в ее наиболее простом смысле... Подобно многим другим ученикам, я прежде предполагал, что понятие Нирваны указует на самые предельные возможности сознания. Реализация Высокой Беспристрастности открыла реальность более всеобъемлющего Сознания”.

Чтобы пояснить, в чем выражается совершенно новое качество состояния Высокой Беспристрастности, Ф.Меррелл-Вольф приводит следующее соображение:

Обычное сознание привязано к объекту силой, которую можно назвать «гравитацией» (тяготением). Начальная борьба за Освобождение — это как раз борьба против этой силы до тех пор, пока в конечном счете не достигают момента, где она нейтрализуется.

Это момент особенно трудный на Пути, ибо прежняя мотивировка перестала работать, а противоположная сила еще не преобладает. Он легко может стать моментом отчаяния. На этом этапе можно продолжать работу только усилием воли без всякой помощи эмоций.

Но если данный индивид упорствует, он вскоре оказывается в поле иной силы, которую можно назвать «левитацией» (невесомостью). С этого момента и впредь в течение всей последующей фазы действует притяжение субъекта. Это явно какое-то «обращение» (поворот) в сознании.

Но это еще не то «обращение к глубочайшему основанию сознания». Это последнее требует отвращения (поворота) и от субъекта. Мое собственное сознательное участие в нем состояло в простом отказе от личного Блаженства”.

Итак, в начале человек полностью поглощен объектно-ориентированным сознанием, то есть, отождествляется с первым вниманием. После трудной борьбы он попадает в сферу “левитации” и поглощается субъективно-ориентированным сознанием, то есть, отождествляется со вторым вниманием. Здесь он имеет шанс навечно раствориться в Нирване. Однако, Ф.Меррелл-Вольф “ясно понял, что Сознание Нирваны стоит в полярном отношении к объективному сознанию, а потому не является синтезом”. Только отказ от этих двух видов внимания позволяет “обратиться к глубочайшему основанию сознания”, то есть, перейти в третье внимание, которое и осуществляет окончательный синтез.

Поэтому тот, “кто пребывает на плане Высокой Беспристрастности, может перейти к покою или действию по своей воле... Но Высокая Беспристрастность объединяет гораздо больше, так как в ней соединены сразу все свойства, все противоречия. Это Конец и Начало и все, что между ними. Оно физическое, равно как и выше физического; это форма и бесформенность; оно простирается через все и за все, не исключая времени и пространства”.

Для того, кто Пробудился к Бесконечному, вся реальная Жизнь есть жизнь в бесконечном... Если он и возвращается, то делает это не для того, чтобы учиться здесь еще чему-то. Ведь максимально возможное развитие в этом мире — это развитие в сторону пробуждения к бесконечному. Единственная цель возвращения - помочь тем, кто еще спит.