29.4. День Страшного Суда

Книга Валентина Андреа изобилует символами, представленными не только явными знаками, но и очередностью событий, включая нюансы их протекания. Важность этого завуалированного Знания для каждого Искателя-гностика вскрыта в комментариях Яна ван Рэйкенборга. Здесь из всего богатства содержания “Алхимической Свадьбы” мы воспользуемся только теми сведениями, которые относятся непосредственно к Концепции. В ином случае пришлось бы просто пересказывать то, с чем читателю лучше познакомиться самому.

Особый разряд символов составляют сны Христиана Розенкрейца. В них он находит объяснение событиям, которым еще только предстоит случиться. Прежде всего это относится к идее строгого отбора кандидатов, которой в “Алхимической Свадьбе” уделено огромное место. Центральный его эпизод описан как взвешивание гостей. Но к этой теме примыкают еще два сна Х.Р.К. Они бросают дополнительный свет на эту важнейшую процедуру и будут рассмотрены чуть позже.

Итак, Третий День начинается с того, что все собираются в огромном зале, в центре которого были подвешены весы из чистого золота. Там же находился небольшой стол, покрытый красным бархатом, на котором стояли семь гирь. Впереди всех стояла большая гиря, в стороне четыре поменьше, а еще в стороне две самые крупные гири. Эти гири были так тяжелы, несмотря на свои размеры, что в это никто не смог бы поверить.

Мы знаем, что из среды всех приглашенных и самовольных гостей должны быть отобраны люди, способные воссоздать и непрерывно поддерживать целостную энергетическую структуру, служащую зародышем или каркасом для возрождающегося микрокосмоса. Эта идея демонстрировалась в пьесе в виде решетчатого земного шара (Раздел 28.3). Причем, в силу малочисленности команды, каждый из участников должен быть в состоянии какое-то время справляться с задачей в одиночку.

Из модели Макрокосмоса, предложенной в Концепции, известно, что каждый микрокосмос занимает в нем вполне определенное положение. Но важно даже не оно, а та ориентация, тот угол зрения, под которым он воспринимает воздействия Абсолюта. Как указал Г.В.Лейбниц в своей Монадологии (Приложение B, пункт 57), “Как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон, кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом... существует столько же различных универсумов, которые, однако, суть только перспективы одного и того же, соответственно различным точкам зрения каждой монады”.

Как известно, наши микрокосмосы семимерные, а потому, их ориентация определяется семью параметрами. Отсюда и семь гирь. Но они соответствуют направлению не в каком-то физическом пространстве, которого вне Макрокосмоса нет, а “направлению” в пространстве состояний Абсолюта. Напомним, что в Концепции Абсолют моделируется бесконечномерным Множеством Произвольных Состояний. Но семимерный микрокосмос не может воспринять всего этого богатства, он созерцает только его определенный ракурс. Своеобразие этого взгляда задается конкретными значениями семи основных параметров. У каждого микрокосмоса эти значения разные. Но их набор должен быть полным.

Понятно, что способность воспринять воздействия Абсолюта находит свое отражение в жизненной позиции каждого конкретного воплощения в микрокосмосе. Если у него страды порваны, он продемонстрирует крайнюю степень эгоизма. Если обе страды уже замкнулись хоть в какой-то степени, у человека появятся черты поведения, совершенно невозможные для падшей личности. В разных гностических традициях набор семи основных качеств поведения формулируется по-разному. Но их общее свойство: падший человек не в состоянии их подделать.

Ян ван Рейкенборг [54] знакомит читателей с системой, принятой у Розенкрейцеров. Три самые большие гири соответствуют треугольнику основных посвящений, без которых все остальное невозможно. Это - истинное познание Бога, универсальной любви и мудрости.

Истинное познание Бога не есть что-то теоретическое или мистическое. Это полное, без вмешательства эго, открытие всего существа. В результате приходит бесконечная устойчивость, непоколебимая уверенность и непостижимая доброта. Тогда впервые рождается незыблемая основа существования, которая не имеет никакого отношения к обычной жизни.

Познание универсальной любви превосходит все диалектическое. Происходит синтез жизни, в котором больше нет предпочтений и антипатий. Все и вся окутывается любовью, что от Бога.

Истинной мудростью нельзя обладать. В нее можно войти, как входят в солнечный свет, в котором можно купаться, который согревает, укрепляет и дает жизнь.

Четырем гирям, что поменьше, соответствуют следующие качества, называемые совместно квадратом строительства:
- непоколебимая преданность священному труду;
- способность распространять вокруг себя гармонию души;
- ответственный, логичный порядок развития во всех трудах;
- позиция человека-священника во всех аспектах своего служения. Ему известно, что любой план, что не от Гнозиса, обречен на поражение, и любые результаты, хотя и задуманные ради добра, должны превратиться в свою противоположность, ибо диалектическое добро есть мельчайшая часть зла. Остается только стремление помочь всем живым существам на пути к цели, лежащей в основе всего творения, исполнить единый план Бога для мира и человечества.

Возвращаясь к проблеме взвешивания, обратим внимание на то, что критические значения каждого из семи параметров выбираются отдельно для каждого микрокосмоса. Главная здесь забота - не завысить критерий, тогда вообще никого не удасться выбрать, а нужные люди есть, это ощущается по состоянию принцессы. Поэтому гири делаются настолько легкими, насколько это возможно. Если кто-то из гостей не может уравновесить какую-то гирю из семи, это означает, что в нем слишком слаб потенциал “семимерности”. Он слишком легок и прозрачен для того, чтобы исполнить необходимый труд.

Христиан Розенкрейц подробнейшим образом описывает по сколько гирь сколько человек смогли уравновесить из числа тех, кто не справился с полным критерием. Но ни слова не говорит о том, сколько всего кандидатов подняли все семь гирь. Создается впечатление, что их получилось от восьми до одиннадцати человек. Сам Х.Р.К. оказался настолько тяжел, что ему разрешили принять в команду еще одного из тех, кто поднял только шесть гирь. Так он и сделал.


Примечание: Позже, при решении одной шарады косвено выясняется, что все гири подняли восемь человек. Потом к ним присоединился еще один, выбранный Х.Р.К. Итого, в Свадьбе участвовало девять человек.


Как раз возможность включить в команду дополнительного члена обнаруживает “энергетичность” предъявленного критерия. Если недостаточная пропускная способность для эфиров у одного компенсируется ее избытком у другого, то совместно они оба могут участвовать в работе. Потому-то тот человек в дальнейшем старался ни на шаг не отходить от Х.Р.К.

Всех, присутствующих на свадьбе, можно разбить примерно на три категории.

Первые, это гностики, они сумели отрешиться от своего мирского я и к своей жизни относятся как к служению. Их мало, они скромны и незаметны среди остальных гостей. Не все из них прошли испытание, но в процентном отношении они оказались самыми успешными.

Вторые получили приглашение благодаря своей устремленности к добру. На свадьбе они имели облик королей, императоров и прочих благородных особ. Их было довольно много, но, как говорит Х.Р.К., “испытание прошли только некоторые из этих великих людей, хотя во многих из них, вопреки моим ожиданиям, обнаружились выдающиеся дарования”.

Третью, самую многочисленную группу составили всякого рода мошенники, злодеи и шарлатаны, набравшиеся астральных сил с помощью различных негативных оккультных методов. Многие из них проникли на свадьбу вовсе без приглашения, для чего им пришлось перелезать через стены и заборы.

Все, кто прошел взвешивание, были тут же привлечены к работе суда, решавшего, как поступить с теми, кто явился на свадьбу, но не справился с испытанием. Обратим внимание на то, что первое предложение заключалось в том, чтобы всех предать смерти, одних суровой, других полегче, в соответствии с тем, насколько они не удовлетворили условиям. Согласитесь, идея настолько людоедская, что заставляет задуматься, почему ее вообще высказали. После долгих прений и милостивого вмешательства Короля, жизнь все же была дарована всем благородным и скромным людям. Фактически, жизнь сохранили все, кто сдвинул хотя бы одну гирю. Некоторых, правда, отпустили только после того, как на их телах были выжжены клейма. После царского угощения всем им дали выпить “бокал забвения”, дабы они не помнили о пережитом унижении, и они удалились восвояси.

Остальных ждал суровый приговор: “Наконец, осужденные обманщики других людей, кто не смог выдержать ни одного веса, будут наказаны телесно и лишены жизни мечом, повешением, дубинкой или утоплены в воде. Этот приговор да будет соблюден неукоснительно в пример другим.” Чувствуется, что автор жил не в двадцатом веке...

Читателю “Алхимической Свадьбы” приходится быть свидетелем стольких смертей, что пора начать разбираться с их смыслом.

Напомним, что в этой книге решается фундаментальнейшая проблема, как осуществить тотальное возрождение микрокосмоса, опираясь только на небольшую группу его воплощений, добившихся Просветления. Они формируют жизнеспособный прототип будущего мира. Дожидаться, когда все остальные воплощения, разбросанные по всем эпохам прошлого и будущего, преисполнятся покаяния и обратятся на путь истинный, нет никакой возможности. Промедление чревато потерей уже достигнутого качества.

Довольно распространено мнение, что в Царство Божие может войти только все человечество сразу. Пока существует кто-то недостойный его, все должны ждать. Измученные люди оказываются заложниками как раз тех, кто их мучит.

Пример “Химической Свадьбы Х.Р.К.” показывает, сколько всякого сброда существует в наших микрокосмосах. И это только те, кто ощутил зов духовности. Не забудем, что за пределами Свадьбы остались десятки тысяч воплощений, где люди просто задавлены нуждой, голодом, болезнями, где лютуют бандиты и военачальники, где без конца жгут, грабят, насилую и убивают. Неужели для возрождения истинного Человека нужно ждать, пока ко всем им придет высокое сознание? Оказывается, нет!

Падший микрокосмос, пока в нем правит Мавр, заинтересован в возможно более широком распространении своих щупалец, через которые он воплощается в нашем мире. Оттого-то так много воплощений в нем и насчитывается. Это позволяет ему существовать в энергетической роскоши.

Когда в микрокосмосе, в силу самого уклада нашей жизни, которая для того и была задумана, но сильно нами извращена, появляется количество просветленных, достаточное для поддержания непрерывного потока энергии, пусть и на весьма низком уровне, происходит решительная революция. Она-то и названа Алхимической Свадьбой. Поэтому не удивительно, что она так мало похожа на обычное бракосочетание. Ее цель - спасение всего микрокосмоса. Недаром пред самым ее началом звучит молитва: “Да будет приближающееся бракосочетание отпраздновано во славу Бога и нашего спасения.”

Идея революции заключается в том, чтобы вывести микрокосмос из контакта с падшей природой вообще. Это равносильно отказу от всех потоков энергии, которая протекает через падшие воплощения. На время реконструкции системы останется только та энергия, которая поступит через отобранных кандидатов. Это совсем немного, а потому, после Свершения свет везде будет пригашен, а вместо роскошных пиров придется довольствоваться весьма скудным питанием.

Алхимический процесс, описанный во второй половине “Свадьбы”, ставит своей целью исцеление разорванных страд микрокосмоса на всем их протяжении во времени (26 миллионов лет). Для этого участки страд, через которые происходили воплощения, перестают воплощаться вообще. Тогда их свободные концы можно подвергнуть лечебным процедурам. Выполнять это будет все та же команда под руководством Учителей.

Так вот, простейший и скорейший метод выведения страд из падшего мира, это просто выдернуть их оттуда. Воплощенные люди при этом переживут смерть. К числу таких воплощенных относились и все те гости, что не выдержали испытания взвешиванием. Предание их всех поголовной смерти и означает немедленное выдергивание страд.

Однако, реально такая мера была применена только к тем из воплощений, которые продемонстрировали свою особую злобность и вредность для других людей. Они в нашем мире внезапно скончались по разным причинам в те самые мгновения, когда погрузились в транс, чтобы проникнуть на свадебные торжества.

Всем остальным воплощениям, включая тех, что на свадьбе не были и о ней ничего не слыхали, была дана возможность мирно дожить свои жизни до естественного конца. Чтобы окончание жизни не было омрачено воспоминаниями о неудаче, им был предложен “глоток забвения”.

Все эти гости вернулись домой в те самые мгновения истории, из которых попали на Свадьбу. Ведь она происходила вне нашего пространства и времени, откуда одинаково доступны все места и все времена нашего мира. Им были даны наставления о том, как прожить оставшуюся жизнь с максимальной пользой для человечества.


Примечание: Выход из нашего времени в состояние, где оно как бы остановилось, стал возможен именно благодаря тем людям, что выдержали испытание. Каждый из них поддерживает свой энергетический канал, который работает только некоторый отрезок времени. Все мы привязаны к бегущей волне, что создает эффект однонаправленного времени. Перерывы связаны с периодами, когда эфирная волна выходит за пределы воплощения. Но все вместе, в составе команды, эти люди создают ажурную конструкцию, сквозь которую волны эфиров протекают постоянно. Для них энергия присутствует всегда и им уже не нужно бежать за гребнями волн. Все вместе они как бы остановились над их потоком. В точности также остается неподвижным относительно бегущих волн энергии и весь наш микрокосмос. Он только испытывает ее периодические приливы и отливы, которые соответствуют его “суткам”.


Не нужно думать, что все усилия Искателей, не прошедших испытания, пропали напрасно. Ведь каждый из них имел какую-то степень контакта со второй страдой, пусть и слабую. На языке символов это означает, что он обладал неким запасом золота. Так вот, в части приговора, которая касалась таких людей, было сказано: “...поскольку наша страна имеет к вам некоторые претензии, Его Величество надеются что никто из вас не унесет с собой цепи или еще что-нибудь иное, что у него есть, и таким образом вы убудете от нас по-дружески, и благодаря нашему мягкому обращению вернетесь опять домой”.

...После того, как приговор был зачитан, лорды были очень довольны, поскольку при такой строгости они не смели надеяться на милостивый исход. Вот почему они дали даже больше, чем у них просили, и расстались со всеми своими цепями, драгоценными камнями, золотом, деньгами и другими вещами, после чего почтительно отбыли.

При той энергетической напряженности, которая ожидалась на время алхимического процесса, нельзя пренебрегать ни малейшей помощью, которую могут оказать духовно продвинутые воплощения. Их вклад - это золотой запас, возникший в результате поиска истины, добра и справедливости. Он будет использован в процессе. Но оставить их самих в крепости, не отпустить домой, означало бы худшее наказание. С одной стороны, их слабость не дала бы им возможности перейти в третье внимание по окончании процесса. А с другой стороны, связанные с ними участки страд не были бы высвобождены, как у всех умерших, и не были бы исцелены. В результате, они оказались бы вне возродившегося божественного существа микрокосмоса. Что-то вроде налипшей соринки. Такой злой судьбы не заслужили даже бандиты.

Для подтверждения высказанных положений обратимся ко снам Христиана Розенкрейца. Сначало к тому, что приснился накануне суда: Мне снилось, что я находился на высокой горе и созерцал обширную долину. На ней находились несметные множества людей, и голова каждого человека была нитью соединена с небесами. Одни были повешены выше, другие ниже, а некоторые все еще стояли на земле. В воздухе вверх и вниз летал древний старик, держащий в руках пару ножниц, которыми он перерезал нити то тут, то там. Тогда те, кто были поближе к земле, падали быстро и без особого шума. Но когда это случалось с теми, кто был высоко, от их падения сотрясалась земля... Я с удовольствием наблюдал за этой акробатикой, и бывал очень обрадован, когда кто-нибудь из тех, кто слишком высоко себя превозносил, а потом с позором низвергался вниз, увлекал за собой еще и нескольких соседей.

Очередной раз можно поразиться, как такой деликатный человек, как Х.Р.К. в состоянии испытывать радость, наблюдая, падение людей с высоты и их смерть. Учтем, что и особой зависти он ни к кому не чувствовал. Тем не менее, этот сон был им истолкован как обнадеживающий.

Этого не понять, если не вспомнить, что Х.Р.К. заранее знал о свадьбе и о ее смысле. Тогда обрезание нитей, на которых подвешены люди, в точности соответствует выведению страд из воплощенного состояния. Значит сон предсказывал успех этого намерения. А потому и обнадеживал. Радость он вызывал по той причине, что символизировал освобождение микрокосмоса от огромной обузы, которую представляют в нем эгоистичные воплощения.

В связи с духовной проблематикой часто дискутируется вопрос о свободе воли. Мол, к Богу человек может вернуться только добровольно, по своей сознательной воле и любви. Никакое насилие в этом смысле недопустимо. А тут получается, что небольшая группа просветленных навязывает свою волю всем остальным воплощениям микрокосмоса, даже хуже, она ставит их перед свершившимся фактом. Не есть ли это насилие?

Представим, что некто ехал на автомобиле и вдребезги разбился. В путь он отправился добровольно, никто его не заставлял. Бригада медиков собрала вместе его разбросанные органы с целью реанимации. И тут некий философ заявляет, что негоже насильно соединять тех, кто добровольно принял разобщенную форму. Надо выяснить их волю. А то вдруг получится объединение по принуждению, а это недопустимо. Стали выснять волю. Но ответ получили только от самого сознательного фрагмента мозга. “Да, я хочу восстановиться!” Но философ настаивает, что нужно опросить всех, особенно самые бессознательные меньшинства. И не важно, что за это время может умереть сознательная часть мозга, важно, чтобы исполнялся принцип добровольности. Вопрос: стоит ли в такой ситуации тратить время на философские изыски?

Ответу на этот вопрос посвящен самый первый сон Х.Р.К., увиденный им еще до того, как он отправился в путь:

Едва я заснул, как почувствовал, что лежу крепко скованный в мрачной тюремной башне. Вокруг меня находилось бессчетное количество других людей. К нам не поступало ни малейшего лучика света. Наши тела кишели, буквально переплетаясь друг с другом, словно пчелы, чем увеличивали мучения друг друга...

Проведя в таком ужасном состоянии сравнительно долгое время,... мы вдруг услыхали звук многих фанфар...

Люк в башне над нами приподнялся, и к нам проникло немного света. Если бы вы только видели нас, перепрыгивающих один через другого! Каждый карабкался на других, а потому, если кто-то успевал проложить себе путь, другие его тут же стаскивали вниз... Мне удалось взобраться на каменный выступ. Но там на меня набросились другие... Я стал отбиваться руками и ногами.

...Старик со снежно белыми волосами (глядящий сверху) призвал нас к тишине. Чуть только исполнилась его команда, как он начал говорить: “Если бы только вы, несчастное человеческое племя, не ценили себя так высоко, то сколь многое было бы вам дано по милости моей матери. Но поскольку вы не услышите, то так и будете держать сами себя в заточении и оставаться пленниками ночи.

Но моя дорогая мать простит все сотворенное зло, лишь бы ее избраннейшие дары могли бы опять жить в свете. Все же это случается так редко, ибо человек ошибочно принимает ее щедрые дары за фантазию... В честь торжества, которое мы теперь будем праздновать,... да свершится доброе дело: она опустит вниз спасательный трос, и те, кто крепко за него ухватятся, вскоре обретут свободу...

Старая Госпожа приказала слугам опустить в тюрьму трос семь раз и вытащить оттуда с его помощью тех, кто сможет ухватиться... Так как цепи у многих были слишком тяжелыми, а руки слишком слабыми, люди не могли удержаться за трос, срывались и увлекали за собой вниз многих из тех, кто держался. По этой причине за пять попыток удалось вытащить только пять человек... На шестой раз, когда трос начал качаться туда-сюда, он прошел поблизости от меня. Я поскорей ухватился за него... и, наконец, вопреки всем ожиданиям, выбрался из башни... После того, как трос был опущен в последний раз, в результате чего было вытащено больше всего пленников, старая Госпожа убрала его прочь...

Обращаясь к оставшимся узникам ее древний годами сын сказал: “Вы, дорогие дети, ныне собранные здесь! Что было решено давным-давно, только сейчас закончено и сделано. Что моя мать даровала вашим друзьям для их утешения, этому не надо ни огорчаться, ни завидовать. Теперь наступило время радости, где все будут равны, никто не богат, никто не беден. Кому доверены многие задачи, обнаружит, что с него много спросят... А потому, умерьте свои громкие жалобы. Что за дело, подождать еще несколько дней!”

Как только он произнес эти слова, люк был опять закрыт и заперт, после чего вновь затрубили трубы и зарокотали барабаны. Звуки, однако, не были такими громкими, чтобы помешать нам слышать тяжкие жалобы узников башни, перекрывающие всякий шум, так что по моему лицу покатились слезы...

Госпожа и ее сын уселись в кресла,... она вздохнула и сказала своему сыну так, что я мог ее слышать: “О, как мне жаль тех бедных людей, что в башне. Позволил бы мне Бог освободить их всех.” На это ее сын ответил: “О, мать, такова воля Бога. Мы не можем спорить с ним. Если бы все из нас были господами и хозяевами, владели бы всеми сокровищами земли и сидели за столами, то кто подавал бы нам пищу?”

Проснувшись,... я понял, что Бог позволил мне посетить таинственное и непостижимое свадебное торжество.

Не вызывает сомнений, что вначале сон дает алегорическое описание нашего падшего состояния, с его тьмой невежества, жесткой конкуренцией и бесчеловечностью. Потом появляется “архетипический” Старик со снежно белыми волосами, и объясняет, что такое мучительное положение возникло из-за нашей привязанности к физической личности. Наша глухота лишает нас возможности услышать призыв к свободе. Мы сами себя держим в заточении (добровольно!).

За спасательный трос крепко могут ухватиться только те, кто готов поставить земное я (я первого внимания) в подчиненное положение. Остальные вынуждены остаться внизу. Они громко стенают, но на самом деле желают не освобождения, а улучшения условий привычного существования. В утешение им Старик произносит загадочные слова: “...наступило время радости, где все будут равны, никто не богат, никто не беден. Кому доверены многие задачи, обнаружит, что с него много спросят... А потому, умерьте свои громкие жалобы. Что за дело, подождать еще несколько дней!”

Понятно, что здесь речь идет о метафизических днях. Как мы знаем, всем падшим воплощениям будет дано время дожить свои жизни до естественного конца. Но если сравнить его с огромными временами нашего падшего состояния, то ждать осталось, действительно, недолго.

То торжество и равенство, где никто не богат, никто не беден, возможно только при гармоничном синтезе всех разрозненных частей в единое целое.

И, наконец, замечательный диалог, произошедший между Стариком и его матерью. Она признается, что хотела бы сразу освободить всех. На что сын отвечает: “Если бы все из нас были господами,... то кто подавал бы нам пищу?” Вновь мы встречаем циничное по мирским меркам высказывание, смысл которого совершенно в ином. Впрочем, в период времени до гностической революции, названной Свадьбой, оставшиеся падшие воплощения в прямом смысле слова продолжают поставлять энергетическую пищу для всего микрокосмоса. Но в ходе алхимического процесса они войдут составными частями в возникающее целое. При таком понимании слово “пища” имеет только переносный смысл.

В любом случае, все те сегменты страд, через которые происходили десятки тысяч воплощений, навсегда уйдут из падшего мира. Но он, этот мир, ровным счетом ничего не заметит. Дело в том, что вакансии для освободившихся воплощений будут возникать в нем по-прежнему. Только заняты они будут другими микрокосмосами. Старые актеры ушли из театра, на их место придут новые и будут играть те же роли. Зрители этого не заметят, так как не помнят, что было вчера, то есть, что происходило в предыдущей волне, когда та прокатывалась по этому же месту информационного субстрата.

Этим объясняется кажущееся противоречие с реальностью слов гностиков, которые говорят о сияющем Храме, куда устремлены огромные стаи птиц, олицетворяющих освободившиеся души. Мирские люди ничего такого не видят. И не увидят, пока к ним самим не придет Милость Освобождения, подаренная им немногими Просветленными.