A. Гермес Трисмегист, “Пимандр, Пастырь Мужей”

(CORPUS HERMETICUM  I)


Примечание: Текст приводится по книге Дж.Р.С.Мид, Трижды Величайший Гермес, Москва, Алтейа, 2000. Представляется, что в нем присутствуют минимальные искажения, отражающие философию человека, подготовившего издание. Этим он выгодно отличается от многих других вариантов.


1. Однажды размышлял я о сущем; мысль моя реяла в высотах, и все телесные чувства застыли, словно в тяжелом сне, наступающем впоследствии насыщения, излишеств или утомления.

Мне почудилось, будто огромное существо, без определенных очертаний, по имени звало меня и говорило мне:

«Что хочешь ты услышать или увидеть, чему хочешь ты научиться и что узнать?»

2. Я сказал ему: «Кто же ты?»

Он отвечал: «Я Пимандр, Ум Творец Вселенной. Я знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду».

3. И я сказал: «Хочу быть сведущим в вещах, постигнуть их природу и познать Бога».

«Прими в свой ум все, что ты хочешь знать, я научу тебя», — сказал он.

4. При этих словах он изменил свой облик, и тотчас все открылось мне в одно мгновение, и увидел я зрелище необъяснимое: все претворилось в нежный и приятный Свет, чарующий взоры.

Вслед за тем опустилась, колыхаясь, страшная, ужасающая Тьма.

Мне привиделось, будто Тьма превращается в какое то неведомое естество, влажное, трепетное, издающее, дымясь как от огня, какой то зловещий шум.

И раздался оттуда бессвязный вопль, как будто голос Огня.

5. Святое Слово снизошло из Света ... в Природу, и чистый Огонь взметнулся из Влажной Природы к высотам; он был легкий, проникновенный и в то же время деятельный.

И воздух, по легкости своей, последовал за Огнем; от Земли и Воды он поднялся к Огню и там как будто повис.

Земля и Вода пребывали в смешении, и нельзя было различить Землю с Водою, и поколеблены были они дыханием Духа Слова.

6. И сказал мне Пимандр: «Ты понял, что означает это видение?»

«Я узнаю», — отвечал я.

«Этот Свет, — сказал он, — Я, Ум, Бог, предтеча Влажной Природы, изошедшей из Тьмы. Лучезарное же Слово, исходящее от Ума, — сын Бога».

«И что же?» — молвил я.

«Узнай: то, что видит и слышит в тебе, есть Божественное Слово; Ум же — Бог Отец. Они неотделимы один от другого, ибо в единстве — их жизнь».

«Благодарю тебя», — отвечал я.

«Постигни же Свет и познай его».

7. Говоря так, он долго глядел мне в глаза, и я трепетал от взора его; и по знаку его увидал я в уме моем Свет и его неисчислимые Силы, порождение бесконечного Космоса и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе.

Это постиг я из слов Пимандра.

8. И так как я был в изумлении, он прибавил: «Ты созерцаешь в уме своем Изначальную форму, предтечу безграничного начала». Так сказал мне Пимандр.

«Откуда, — возразил я, — явились стихии Природы?»

Он сказал мне: «Из Божественной Воли. Природа же, взяв Слово и видя в нем строй и красоту, построила мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и зачатками душ.

9. Бог Ум, одновременно мужской и женский, который есть Жизнь и Свет, порождает посредством Слова другой Ум, Ум Демиург, Бога Огня, который образовал в свой черед Семь Правителей, в их сферы заключил Чувственный мир и стал им править посредством того, что называется Судьбой.

10. Божественный Разум устремился вскоре от низших стихий в чистую область сотворенной природы и соединился с Созидающим Умом, ибо они одной природы. И низшие, неразумные стихии оставлены были в состоянии чистой материи.

11. Созидающий Ум, [соединенный] с Разумом, охватив сферы и быстро вращая их, заключил свои создания в круговращение, предоставив им вращаться от безграничного начала к не имеющему конца пределу. Ибо начинается оно там же, где и завершается.

И повелел Разум: да произведет круговращение низших стихий Природы бессловесных животных, лишенных рассудка. Воздух произведет летучих, вода же плавающих. Земля и Вода отделены были одна от другой, ибо так повелел Ум; и Земля произвела из недр своих содержащихся там животных, четвероногих, пресмыкающихся, зверей диких и домашних.

12. Но Ум, Отец всего сущего, он же есть Жизнь и Свет, породил Человека, подобного Себе самому, и возлюбил его как собственное дитя. Красотою воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину Свой собственный Образ и вручил ему всех тварей.

13. Но Человек, увидев, что сотворил Демиург, захотел творить в свою очередь, и Отец дал ему на это согласие.

Войдя в сферу формирования, полновластный, он увидел творения Братьев своих, и те полюбили его, и каждый из них дал ему часть собственного правления.

Тогда, познав свою сущность и обретя часть их природы, захотел он преступить Границу их сфер и подчинить могущество того, кто властвует над Огнем.

14. И этот властитель мира и смертных существ, лишенных рассудка, направив свой облик через Гармонию, сломал могучую преграду сфер и явил низшей Природе прекрасный Образ Бога.

Пред этой дивной красотою, в которой силы [всех семи] Правителей сочетались с Образом Бога, Природа улыбнулась от любви, ибо увидела она образ Человека в Воде и тень его на Земле.

И он, узрев в Воде отражение своего собственного облика, возгорелся любовью к нему и захотел обитать в нем. Действие последовало за желанием, и зачата была форма, лишенная рассудка.

Природа охватила возлюбленного своего и окутала его всего, и соединились они обоюдной любовью,

15. И вот почему единственный из всех существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный телом, бессмертный в сущностном Человеке. Будучи бессмертным и обладающим властью над всем, он претерпевает то, чему подвержены смертные существа, подчиняясь Судьбе. Превосходя Гармонию, он невольник в ее пределах; муже женский, как его Отец; и подвластный сну, поскольку он происходит от неподвластного сну, он пребывает под властью сна».

16. «Чарует меня эта речь», — молвил тогда мой ум. А Пимандр сказал: «Вот тайна, скрываемая доныне. Природа, соединяясь с Человеком, произвела изумительнейшее из чудес. Он состоял, как сказал я тебе, из Духа и Огня, соединив в себе Природу Семи. Природа не остановилась и произвела семь ”человек", обоеполых, сообразно природе Семи, и движущихся в воздухе».

«О Пимандр, — воскликнул я, — продолжай, любознание мое усугубляется»

«Умолкни же, — молвил Пимандр, — ибо не кончил я речь мою».

«Молчу», — отвечал я.

17. «Порождение этих семи, как сказал я, произошло таким образом: Земля дала женское начало, Вода — произрождающее начало; Огонь придал зрелость, Эфир —дух и Природа произвела тела по образу Человека.

Человек получил от Жизни и Света душу и ум; душа явилась к нему от Жизни, от Света же — ум.

И все части Чувственного мира пребывали так до завершения периода и до новых начал.

18. Теперь выслушай остальное, желаемое тобою услышать.

И когда период закончился, связи, которые ограничивали их, расторгнуты были Волею Бога, ибо все животные, вначале двуполые, одновременно с человеком разделились и образовались самцы с одной стороны и самки с другой. Тотчас же Бог изрек свое Святое Слово:

„Растите в росте и умножайтесь во множестве, и все, мое деяние и творенья мои; и да знает обладающий Умом, что он бессмертен, и что причина смерти есть любовь, чрез Любовь есть все".

19. И при этих словах Его Провидение с помощью Судьбы и Гармонии учинило совокупления и установило произрождения. И все существа размножились по родам, а тот, кто познал самого себя, пришел к совершенному благу; но тот, кто, введенный любовью в заблуждение, растратил любовь на собственное тело, пребывает во Тьме, из за чувств подвластный Смерти».

20. «Какова же, — воскликнул я, — великая ошибка невежд, что из за нее они лишаются бессмертия?»

«Кажется, — ответил он, — не понял ты того, что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?»

«Я размышляю, — сказал я, — и вспоминаю, и благодарю тебя».

«Если ты обдумал, скажи мне, почему пребывающие в Смерти достойны смерти?»

«Потому что наша материальная основа происходит из той угрюмой Тьмы, откуда вышла Влажная Природа; из которой возникло и тело, построенное в чувственном мире, — кладезь смерти».

21. «Ты понял, — сказал он, — почему тот, кто познал себя, идет к Нему", как сказано Божественным Словом? »

Я возразил ему: «Потому что из Жизни и Света состоит Отец всего сущего, от Него же родился Человек».

«Благие слова, — сказал он, — Бог и Отец, от которого родился человек, — Свет и Жизнь.

Если же ведомо тебе, что произошел ты от Жизни и Света и состоишь из них — возвратишься ты к Жизни». Таковы были слова Пимандра.

«Скажи мне еще, о Ум, как могу я войти в жизнь», — сказал я... И ответил мой Бог: «Человек, обладающий Умом, да познает себя самого [в бессмертии] сущего».

22. «Значит, не все люди обладают Умом?» «Благие слова, — сказал он, — подумай, о чем говоришь. Я, Ум, присутствую у святых, у добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых.

Мое могущество в помощь им, и тотчас обретают они гносис всех вещей и призывают Отца с любовью, и к нему обращают молитвы, благословения и хвалы, ему подобающие. И прежде даже, нежели покинуть тело свое смерти, презирают чувства, деяния которых им ведомы; или, вернее, Я, Ум, не допускаю свершаться деяниям плоти. Словно привратник, закрываю я вход деяниям дурным и отвращаю дурные мысли.

23. Но что касается лишенных Ума, порочных и злых, завистливых и корыстных, убийц и нечестивых, Я далек от них и предаю их Демону мстителю, он же изливает в чувство их проницающий огонь, толкает их все больше к злу, чтобы усугубить их кару, и беспрерывно растравляет их страсти ненасытными желаниями, питает их, невидимый враг, и раздувает в них неугасимое пламя».

24. «Ты научил меня всему, чего я желал, о Ум; но просвети меня еще в том, как совершается восхождение»;

На это Пимандр сказал: «Сначала тление материального тела предаст его составные части превращениям; видимый облик становится незримым; (личный) нрав, теряя свою силу, отдается демону, потом телесные чувства тела возвращаются сообразно к своим источникам и растворяются как энергии. Страсти и желания возвращаются в неразумную природу.

25. Остальное возносится через Гармонию, покидая в первой зоне Энергию Роста или Убывания; во второй исчезает Источник Зла; в третьей — Иллюзия Желаний, в четвертой — Тщеславие Власти, отныне неудовлетворимое; в пятой — нечестивая Надменность и безрассудное Дерзновение; в шестой — Стремление к богатствам чрез дурные намерения; в седьмой — коварная Ложь.

26. И когда все иссякает, избавленный таким образом от деяний Гармонии, он является в Восьмую сферу, очищенный, в своей собственной Силе и поет с теми кто сущие гимны во славу Отца.

Пребывающие там ликуют с Ним, а Он, уподобленный им, внемлет мелодичному голосу Сил, которые превосходят Природу Восьмой сферы и поют хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают к Силам и, ставши сами Силами, рождаются в Боге. Таково конечное благо для обладающих Гносисом — стать Богом.

Чего же ты теперь ждешь? Ты научился всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасет Бог через тебя род людской».

27. Сказавши так, Пимандр примкнул к Силам.

А я, благословляя Отца Вселенной и воздав ему молитву, воспрянул, укрепленный Им, постигнув природу Всего и великое Видение.

И начал я проповедовать людям Красоту религиозного Служения и Гносиса:

«О народы, земнородные люди, погруженные в опьянение, сон и неведение Бога, стряхните свои чувственные оковы, очнитесь от вашего оцепенения».

28. Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил:

«Почему, о земнородные люди, предаетесь вы Смерти, когда дозволено вам обрести Бессмертие? Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в неведении, бегите света Тьмы, причаститесь Бессмертию, отступив от Тлена».

29. И одни, насмехаясь [надо мной], устремлялись в Путь Смерти; другие, припадая к ногам моим, умоляли их научить.

И я, воспрянув, став проводником [людского] рода, наставлял их моими речами на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости, и питаемы они были Водою Бессмертия.

Когда же настал вечер и померкли последние лучи солнца, я призвал их к молитве. И свершив дела благочестия, каждый вернулся к себе на ложе.

30. А я начертал в моем сердце повесть благодеяния Пимандра и, обладая предметом желаний моих, почил, исполненный радости. Сон тела произвел озарение души, мои сомкнутые очи лицезрели истину, плодотворное молчание принесло в своем лоне всевышнее Благо, изреченные слова были семенами блага.

Вот благодать, взысканная мною от Ума моего, то есть от Пимандра, Слова; так через божественное Вдохновение овладел я Истиной. Вот почему всей душою моею и всеми силами благодарю я Божественного Отца.

31. Свят Бог, Отец всего сущего. 
Свят Ты, о Бог, чья Воля совершается Твоими Силами. 
Свят Ты, о Бог, восхотевший быть познанным тем, что принадлежит Ему. 
Свят Ты, создавший бытие Словом Своим. 
Свят Ты, чей образ являет Природа. 
Свят Ты, не сотворенный Природою. 
Свят Ты и сильнее всякой мощи. 
Свят Ты и превыше всякого величия, 
Свят Ты и превыше всякой хвалы. 
Прими жертву моего разума, души и сердца, 
Возносящуюся к Тебе, о Неизреченный, Неисповедимый, 
Кого познать может одно Молчание.

Не введи меня в заблуждение, 
дай Познание нашей сущности, 
дай Силу Твою, озари Милостью Твоею 
непосвященных рода [человеческого], моих братьев, Твоих детей.

Верую в Тебя и свидетельствую о Тебе, 
шествую в Жизни и Свете. 
О Отец, Будь благословен; 
Человек, принадлежащий Тебе, причастится святости Твоей, 
ибо Ты дал ему в этом полную власть.