Человеческая психика по Фрейду

Психоанализ представляет в наше время огромную отрасль психологии и психиатрии, разделяясь при этом на множество самостоятельных течений. Основоположником его является З.Фрейд, начавший с 1902 года систематически применять психоаналитическую терапию. В изложении теории и практики психоанализа (см., например, [48]) заметны многие детали, весьма показательные с точки зрения Концепции.

Целый ряд важнейших, хотя и предварительных, открытий З.Фрейд совершил совместно с Й.Брейером, будучи еще его помощником. Это:

- Своеобразная версия закона сохранения энергии применительно к психическим феноменам: любая информация или ощущение, хотя бы однажды воспринятая любым из органов чувств, остается навсегда в пределах досягаемости для психики, хотя сознательно вспомнить о ней зачастую бывает весьма трудно. Вся совокупность такого опыта образует так называемое “бессознательное”.

- Прошлые, преимущественно отрицательные, переживания и впечатления часто не забываются, а вытесняются из сознания, то есть как бы отсутствуют в памяти, но продолжают оказывать влияние на психическое состояние и поведение человека.

- Конкретная причина психических нарушений обычно не только не осознается пациентами, но чаще всего вообще им неизвестна.

- Иногда к избавлению пациентов от их страданий приводил всего лишь их собственный рассказ о травмирующих ситуациях. Такое явление получило название катарсиса.

- Обязательным условием достижения терапевтического эффекта является либо гипнотический сон (по Брейеру), либо состояние пассивного расслабления (по Фрейду). Тогда тормозные и защитные механизмы ослабляются, что позволяет путем катарсиса освободиться от психотравмирующих переживаний прошлого.

Возникновение внутренних психологических конфликтов З.Фрейд связывал с взаимоотношениями между “Я”, “Сверх-Я” и “Оно” человека. Под Оно подразумевается вся сфера влечений, включающая наиболее примитивные компоненты психики. В Оно все хаотически перемешано, крайне неустойчиво и подчинено преимущественно «принципу удовольствия». Сверх-Я — это социально опосредованная высшая «судебная» инстанция в структуре индивидуальной душевной жизни, носитель моральных норм и стандартов, сформированных под воздействием родительских образов. Я — это главная психическая инстанция, контактирующая с внешней реальностью, одновременно Я — своеобразный фильтр между моральными установками и внутренними побуждениями, то есть — между Сверх-Я и Оно.

С точки зрения общественной морали Оно — совершенно цинично и аморально. В отличие от Оно, Я старается следовать принципу реальности, ориентируясь на требования и запросы социума и внешнего мира. При этом Сверх-Я по отношению к Я может быть столь же властно побуждающим к определенным типам поведения и не менее жестоким, как Оно. Если Я совершает что-либо угодное Оно, но не угодное Сверх-Я, то личность испытывает чувство вины. А поскольку требования Оно и Сверх-Я чаще всего несовместимы, то внутренние конфликты практически неизбежны.

Существенное значение Фрейд придавал феномену «психической реальности», которая отражает, а нередко и замещает внешнюю, объективную, реальность, но никогда полностью не соответствует последней. Поэтому психоаналитик всегда работает не с реальностью, а с психической реальностью пациента, какой бы искаженной, пугающей или даже отталкивающей она ни была.

Ведущим терапевтическим методом З.Фрейда стал свободный рассказ пациента о себе. Он может говорить все, что приходит в голову, не раздумывая, включая любые нелепости, несусветные глупости, «сальности» и даже непристойности, совершенно не стесняя себя в выражениях. Терапевт при этом искусно направляет усилия пациента, чтобы выявить его «заблокированные» мысли, желания и влечения.

Указателями на такие блоки часто служат оговорки, ошибки и любые слова, которые могут иметь двойной смысл. Очень важно содержание сновидений пациента, а также то, что он склонен активно отрицать и в чем видит свою вину.

Задача терапевта - помочь пациенту осознанно вспомнить о прошлых переживаниях, снять с них «нагар» и «зловоние» неприемлемости и сделать их действительно забытыми, действительно прошлыми.

Препятствием этому является завышенное представление людей о себе. Все мы хотим казаться искренними, благородными, великодушными. Но, как было известно задолго до Фрейда, а он это заново постулировал, нам присуща неискоренимая агрессивность, лживость, антагонизм по отношению к родителям, склонность к посягательству на чужую собственность, жажда сексуальных удовольствий и тому подобное. Мы нарушаем практически все библейские заповеди.

Между терапевтом и пациентом возникает специфическая связь, которую Фрейд обозначил термином «перенос». Его установление провоцируется терапевтом подчеркнутым безразличным всеприятием всех “ужасов” и “непристойностей” в рассказе пацианта. Пациент же стремится вызвать хоть какую-то ответную реакцию. В конце концов он начинает видеть в терапевте ту самую фигуру из своего прошлого, которая и нанесла ему самую глубокую психологическую травму. Это, как правило, кто-то из родителей, о чем пациент не смеет себе признаться.

Затем наступает фаза интерпретации рассказа пациента. Ее ведет терапевт. Его основная задача состоит в том, чтобы все скрываемое даже от самого себя, но не забытое, вначале «всплыло» на уровень активного восприятия пациента, стало осознаваемым, чтобы затем, после переосмысления, стать забытым, а не вытесненным.

Но какой смысл имеет слово “забытый” в психоанализе, который выстроен на предположении, что человеком вообще ничто не забывается?

Чтобы это понять, нужно поближе познакомиться со свойствами бессознательного. Фрейд установил, что в нем нет противоречий и в нем нет времени. То есть, в отличие от бодрственного сознания — такого логичного, словесного и «забывчивого», в бессознательном все фиксируется навсегда, как правило без слов, никак не делится на реальное и фантастическое, все хаотически перемешано, и существует в неопределенном времени.

Эти свойства бессознательного выведены из анализа снов со всей их хаотичностью и абсурдностью. Как отмечено в [48], наша психика почему-то оказалась способной достаточно четко и точно воспринимать эту небывалую смесь реальных и фантастических событий, как из актуального настоящего, так и из прошлого (в том числе — тысячелетнего). Механизм этого феномена пока мало исследован.

Процессы из бессознательного обретают логическую последовательность, только появляясь в сознательной сфере. Незаживающая психическая травма возникает как правило, когда в жизни пациента пересеклись какие-то неприятные, но независимые друг от друга последовательности событий. Его сознание связало их и возникла необоснованная причинно-следственная связь. Такое прошлое постоянно вторгается в сознание настоящего, но в силу механизма вытеснения, проявляется не в виде обычных воспоминаний, а в виде психических нарушений. Поэтому “забывание”, по Фрейду, это не “стирание” следов прошлого (что невозможно), а снятие причинно-следственных и временных зависимостей, ошибочно наложенных сознанием на эти следы.