1.1. Загадка человеческого Я

На первый и неискушенный взгляд мир кажется вполне самоочевидным. Многим удается прожить всю жизнь, так и не догадавшись, что за чередой простых житейских дел и забот скрыты какие-то подводные течения, оказывающие на наше существование свое властное влияние. Мы занимаемся наукой, производством, торговлей, войной, искусством, семьей, и руководствуемся при этом своим здравым рассудком. Изредка, когда складывается уж очень неясная ситуация, в нашем сознании проскакивает искра интуиции, и этого бывает достаточно, чтобы найти новые пути. Но стоит только задуматься о глубинных причинах протекающих вокруг процессов, о том, что называется смыслом жизни, и наш такой надежный разум начинает давать сбои. Все окутывается плотным туманом, ум увязает в трясине логических противоречий и человек на годы погружается в состояние мучительной неопределенности.

Как уже говорилось в Предисловии, трудности в понимании мира и человека не в последнюю очередь связаны с тем, что из рассмотрения выпал важнейший слой Мироздания - тонкая материя. Она служит связующим звеном между миром вещества и Сознанием Абсолюта. Концепция стремится заполнить этот пробел, причем доказывает, что тонкоматериальная составляющая не есть некая добавка к вещественным объектам, вроде поля теплового излучения, а основной субстрат, без которого вещество было бы вообще невозможно. Таким образом, Мироздание имеет трехъярусное строение: Сознание - тонкая материя - вещество. Поскольку Сознание первично, то и начинать исследование нужно с него.

Однако все выглядит так, как будто в сам наш ум встроен некий механизм, мешающий разгадать природу нашего Я и природу окружающего мира. Такой механизм, действительно, существует. Его обнаружение и нейтрализация - одна из задач Концепции. На пути понимания своего Я приходится радоваться каждой крупице добытой истины. Прогресс здесь измеряется миллиметрами в год, тогда как локомотив науки стремительно мчится вперед. Иногда создается впечатление, что в вопросе о смысле бытия вообще нет никакого прогресса. Некоторые древние изречения могут вдруг засиять новой истиной, а современные “откровения” кажутся пустыми. Тем не менее, кладовые мудрости медленно пополняются. Уже вполне осознано, что при поиске причин и смысла бытия любые наши представления обязательно потерпят крах. Поэтому вопрос заключается не в том, чтобы найти окончательный ответ, а в том, чтобы по возможности расширить территорию, на которой разум еще может как-то оперировать. Следует стремиться раздвинуть стены плотного тумана, за которыми скрывается Невыразимое. Тогда в нашем распоряжении оказывается большая база для приложения осознанных усилий.

Практически вся 1-я Часть книги посвящена изучению пограничной зоны между нашим миром и миром Невыразимого. Так можно приблизиться к пониманию абсолютной реальности, в море которой, подобно плоту, плавает наш мир. Исторически самой древней философией такого рода является индийская. В ней основной упор делается на изучении отношений нашего Я с окружающим миром. Внимательно проанализировав свойства индивидуального сознания, индийские мыслители уже тысячи лет назад пришли к выводу, что Я не может быть продуктом этого мира, что через него как через оконце в наш мир заглядывает некое безмерное, абсолютное или трансцендентное Сознание. Практически во всех системах индийской философии принято считать, что Сознание по своей сути не имеет с миром ничего общего. Самое лучшее, что оно может сделать, обнаружив себя привязанным к человеческой форме, это потерять интерес к этой форме, погасить в себе все эмоции и спокойно дождаться смерти физического тела, после чего навсегда вернуться в свои собственные пределы Сознания как такового. В Предисловии уже отмечалась ограниченность такого взгляда, связанная с тем, что единое Сознание как раз склонно отождествлять себя с феноменами мира. Отдельный человек просто не в силах противостоять этой тенденции, если не обзавелся соответствующим телом, причем, тонкоматериальным. Тем не менее, глубина и содержательность метафизических представлений индийской философии таковы, что просто невозможно отказаться от предлагаемого ею инструментария.