1.4. Статус первичной материи

Непосредственные наблюдения людей, обладающих астральным видением, во все века свидетельствовали о наличии у человека и других объектов нашего мира неких структур, названных позже тонкоматериальными (например, ауры, чакр, акупунктурных точек и меридианов). Пространственный масштаб этих структур сравним с размерами человеческого тела, то есть, он не микроскопический и не космический. А философский и научный анализ во все века ограничивался только нульмерными монадами и космическими сферами.

Под давлением научного прогресса вначале разлетелись вдребезги хрустальные небесные сферы, а позже пришло понимание, что и нульмерные монады, если они и существуют, не могут наблюдаться физическими средствами. На этом в Европе все попытки научно исследовать тонкоматериальный мир закончились. С этого момента любые разговоры о тонкой материи были отнесены к разряду шарлатанства и лженауки. Но оккультная и магическая практики продолжали существовать. Гонимые, они замкнулись в глубоком подполье, изобрели свой тайный язык, ключ к которому, в конце концов, и утеряли. А наука, как уже было сказано, в своем свободном плавании увязла в неразрешимых противоречиях, чего, впрочем, признавать не желает.

Концепция посвящена в основном развитию представлений как раз о тонкоматериальном мире. Он есть результат первой фазы творения. И сам выступает как субстрат для сотворения мира вещества на второй фазе. Помимо чисто геометрического рассмотрения тонкоматериального мира, в Концепции большое внимание уделяется вопросу о происхождении и циркуляции тонких энергий. Необходимость этого определяется тем, что любой текст, посвященный духовной проблематике, просто пестрит упоминаниями о божественных вибрациях, о потоках эфиров, о силовых линиях Духа и пр. Однако чтобы вновь не очутиться в тупике материалистической науки, Концепция предлагает несколько модифицированный вариант классических индийских идей, изложенных выше:

Представим покров иллюзии, сотворенный Майей и отделяющий наш мир от трансцендентного Абсолюта. Адвайта-веданта, вслед за санкхьей, помещает первоматерию пракрити по нашу сторону этого покрова. Это означает, что первоматерия сама есть результат иллюзорного творения. Далее она претерпевает преобразования, сходные с микроскопической конденсацией, в результате чего появляется привычное для нас вещество. Сознание Абсолюта пассивно созерцает этот процесс, который развивается по вполне научным законам. Возникает физическая Вселенная, чьи обитатели вполне резонно полагают, что никакой Бог им не нужен, так как если он и существует, то крепко спит.

В отличие от этого Концепция помещает первоматерию по ту сторону, где находится Сознание Абсолюта. При этом становится не важным, в каких отношениях первичности или вторичности они находятся между собой. Они в совокупности представляют как бы Тело и Дух единого Брахмана. Это - первичная духо-материя, по выражению, принятому в Агни-Йоге, представленной в трудах Рерихов. Она не есть результат деятельности Майи, а существует до нее.

Такой статус праматерии оправдывается тем, что ее состояниям всегда приписывалось свойство “беспричинности”, так как она сама является наиболее фундаментальной причиной или носителем всех материальных объектов, и не может восприниматься обычными средствами. Этим свойством, несомненно, должна обладать некая “божественная” субстанция, а не то, что принадлежит проявленному миру, скажем, воздух или земля.

После указанной "рокировки" становится очень важным определить, а каковы, собственно, свойства этой праматерии. Концепция не претендует на то, чтобы дать полное и непротиворечивое описание Абсолюта или одного из его аспектов - беспричинной праматерии. Это заранее невозможно. Здесь предлагается модельный взгляд на ее природу, когда множеству ее состояний вместо беспричинности приписывается свойство произвольности. Это последнее понятие сродни “всемогуществу”, но, в отличие от “беспричинности”, допускает содержательную трактовку (см. ниже).

О том, что Абсолют воплощает в себе идею безграничного покоя и неподвижности, говорилось всегда и много. Но наряду с этим персидский мистик Руми еще в XIII веке писал: "Небытие нетерпеливо кипит, ожидая возможности стать бытием”. В XX в. лидеры влиятельных духовных направлений, такие как Шри Ауробиндо, Рерихи и Франклин Меррелл-Вольф подтверждают истинность таких представлений. Они отмечают, что эффект Покоя порождается не неподвижностью, а наоборот, сверхвозбужденным, огненным состоянием божественного Абсолюта.

В соответствии с этим, обычно предполагаемое свойство подвижности первоматерии в Концепции обобщается до состояния интенсивного хаотичного кипения. Как увидим, это дает возможность объяснить, каким образом Абсолют может как бы из ничего каждое мгновение творить проявленный мир и одновременно избегать вовлеченности в него.