2.1. Сотворение сияющей точки

В этой Главе происходит переход от общих принципов творения к самому процессу. При этом удобно оттолкнуться от системы представлений, содержащихся в Каббале [66], [65], с добавлением идей о самоорганизации [55].

Несмотря на то, что Индия и Израиль располагаются очень далеко друг от друга, уже в древние времена в еврейских Мистериях содержалось учение, очень близкое индийским представлениям о творении мира божественным сознанием посредством созерцания. В книге Мэнли П.Холла [66], в главе “Каббалистические ключи к сотворению человека” говорится: “Глядя в Бездну, Элохим видели свои собственные тени, и от этих теней произошло низшее творение”. И далее: “Первозданный Адам отражает на субстанцию тень самого себя. Затем эта тень им одушевляется и становится живым созданием. [Тени множатся.] Они продолжают существовать, пока существует исходная фигура. С исчезновением оригинала исчезают орды отражений”. Итак, речь идет о процессе обособления устойчивых образований на фоне Бездны и проекция на них божественного сознания. Интересная деталь заключается в том, что обособляется нечто, соизмеримое с самим созерцателем, “его тень”.

Бога или Абсолют часто уподобляют кругу, чей центр везде, а граница нигде. По Каббале процесс творения начинается с того, что Скрытый Безграничный Абсолют (АЙН СОФ) возвращается от периферии к центру и устанавливает сияющую точку, которая есть первая манифестация Единого. Она символизируется Сефирой Кетер (Короной). При своем возврате в центр, Абсолют оставляет за собой мрачную Бездну, так как все формы вокруг сияющей точки лишаются жизни.

Столь драматичное описание, по-существу, соответствует сужению диапазона восприятия у созерцающего сознания Творческой Проекции. Поскольку центр бесконечного круга неопределен, в поле зрения сознания Абсолюта должны оказаться мириады светящихся точек. Это самая фундаментальная форма из всех. Она служит зародышем всего последующего творения. Если и можно обнаружить на начальной стадии во всем Множестве Произвольных Состояний хоть что-нибудь устойчивое, это окажутся долгоживущие нульмерные точки. Для их обнаружения необходима максимальная степень ослабления излучения от всех других мимолетных форм и образов в МПС.


Примечание: На примере точки удобно решить вопрос о соотношении понятий сущности и формы. Обычно понятие сущности подменяют совокупностью форм нижележащего структурного уровня, но для точки эта операция лишена смысла, так как она бесструктурна. Все, что только ни может происходить с точкой, определяется всем безграничным Абсолютом, в который она погружена. Она словно пушинка на ветру божественной произвольности. Таким образом, сущностью точки является весь Абсолют. По аналогии можно сказать, что сущностью любой формы является ее дополнение до Абсолюта. Если две формы близки, то и их дополнения будут близки, поэтому может возникнуть впечатление, что между формами действует некая сила, что их поведение согласовано. Облако пушинок захвачено вихрем и кружится в хороводе. Кажется, что они притягивают друг друга, но это только кажется. А если формы несоизмеримы, то взаимодействие между ними практически невозможно. Подобное реагирует только с подобным.


Поскольку из всех форм именно у точки оказывается самое большое дополнение до Абсолюта, практически весь Абсолют, понятно, почему таким почтением в Каббале окружена первая Сефира Кетер. Имя этой точки “Я Есмь”, т.е. она уже несет свойство вечного личного сознания Я. Она называется непостижимой неуловимой высотой и даже Богом. Ее считают не полностью проявленной. Это — скрытое существование, находящееся на расстоянии одного шага от не-существования.

Процесс установления сияющей точки Скрытым Безграничным Абсолютом правомерно назвать инволюцией абсолютного сознания. Оно опустилось в самый структурный низ собственной праматерии - вплоть до нульмерных точек. Далее материя неразложима. И здесь впервые рождается принцип личного сознания Я. Теперь мы начнем рассматривать движение отраженной волны сознания Абсолюта вверх по структурным этажам праматерии. Этот процесс называется эволюцией.

Вслед за [65] мы можем сказать, что “Кетер является первым видом активности проявления, движением. Это состояние чистого становления, начало Вихревых Движений, как его назвали каббалисты”. Таким образом, можно представить себе, как в пространстве Сознания в вихревом танце кружатся мириады светящихся точек, как бы помечая собой те движения кипящей пракрити, в которую они погружены. Их светящиеся траектории создают образы, близкие к замкнутым кругам, но таковыми не являющиеся. Эти образы только служат прототипами для привлечения и активизации сходных форм, скрыто присутствующих в МПС.

Консервативность Творческой Проекции сглаживает разрывы и сильные перепады в состояниях субстрата, не дает им разрушить возникший образ. Если точки в субстрате не могут существовать вечно (а это так, иначе какая же произвольность!), внимание будет перенесено с погасшей точки на ближайшую аналогичную. Если траектории точек не замкнуты, а только близки к замкнутым, Творческая Проекция их замкнет, если конечно, в МПС найдется соответствующий прототип (а он найдется, иначе какая же произвольность!).

Для перехода от движущейся точки к непрерывной кривой необходим качественный скачок. Он совершается во второй Сефире Хокма, называемой Зодиаком, то есть кругом. “Процессы творения продвинулись вперед. Из первичного Яйца (из точки) развился Змий, вцепившийся затем в свой хвост” [65]. Здесь необходимо отметить присутствие четырех новых качеств:
- во-первых, реализовалось одномерное пространство, имеющее вид непрерывной линии. Обратим внимание, что, в полном соответствии с индийскими представлениями, при сотворении этого нового одномерного мира его пространство с самого начала заполнено светом (оно и есть светящийся след сяющей точки), то есть прежде всего формируется махат, благодаря которому эта форма обретает возможность зеркального отражения сознания Творческой Проекции.
- во-вторых, это пространство должно быть “населено” движущимимся одномерными объектами, не исключено, что “суперструнами” с фундаментальной длиной 10-33 см (см. Приложение C). Только тогда оно со стороны сможет выглядеть чем-то вроде материальной нити, ибо пустое пространство ненаблюдаемо;
- в-третьих, это пространство замкнуто на себя, образуя контур, а тем самым уже “намекая” на возможность двумерной поверхности, на этот контур натянутой. О размерах таких контуров пока ничего определенного сказать нельзя.
- в-четвертых, при формировании тел одномерного “населения” сказывается роль гуны Тамас, а при их движении - гуны Раджас. Так осуществляется взаимодействие всех трех гун. Саттва строит пространство, в котором могут существовать некие “жители”, как бы прокладывает для них коридор. А те, в свою очередь, двигаясь по коридору, давят на его стенки, что может привести к деформации пространства.


Примечание: Строго говоря, ни пространство не состоит из гуны Саттвы, ни тела его жителей из гун Тамаса и Раджаса. Все три гуны относятся к первоматерии, а она пребывает по ту сторону Творческой Проекции. Любое же пространсто и, тем более, его население, обладают бытием по нашу сторону. Поэтому лучше говорить только о неких тонкоматериальных аналогах первоначальных гун, которые в Концепции называются эфирами. Их название соответствует гунам, только пишется с маленькой буквы. Если, применительно к тонкоматериальному и вещественному Мирозданию в дальнейшем, для краткости, говорится о гунах, то под этим всегда понимаются именно эти аналоги.


Здесь не случайно употребляется слово “пространство” а не просто “кривая”. Дело в том, что уже нульмерные точки Кетер являют собой обособленные нульмерные пространства, ибо вне их нет ничего, кроме Великой Пустоты Абсолюта. Нет в том числе ни облегающего пространства, ни времени. Если мы говорим о каком-то движении, то только как бы становясь на “точку зрения” Творческой Проекции. Поэтому применение образа движущегося точечного пространства для построения модели непрерывной кривой неминуемо приводит к возникновению именно одномерного замкнутого пространства Хокмы. Оно также изолировано и обособлено от всего, что вне его. Даже если таких пространств много, они не способны взаимодействовать между собой непосредственно. Как увидим далее, единственный канал для внешнего влияния на них доступен только самому Абсолюту.