2.3. Змея вновь кусает себя за хвост
В [65] сказано, что каждая Сефира содержит все потенциальные возможности всех других, следующих за ней Сефирот. Кетер содержит все остальные девять Сефирот; а Хокма, вторая Сефира, содержит потенции всех восьми Сефирот, следующих за ней. Для пояснения такого утверждения используется модель перетекания, когда каждая Сефира представляется в виде емкости, наполняемой жидкостью. При переполнении жидкость стекает в емкость, расположенную ниже, принося с собой качества, часть которых расцветает в очередной Сефире. С этим можно согласиться, но только с учетом сказанного о сущности формы как дополнения до Абсолюта. То есть содержание каждой Сефиры есть ее дополнение до Абсолюта. Но тогда перетекающая жидкость в этом образе на самом деле и есть Абсолют. И каждая Сефира выступает в роли специфического фильтра или резонатора, выявляющего какие-то особые свойства Абсолюта.
На примере перехода от нульмерных объектов к одномерным видно, что новое качество всегда берется не из точки как таковой, а из ее дополнения, то есть из Абсолюта. Таким образом, Концепция придерживается модели достраивания новых структурных этажей Мироздания, когда материал берется не от предыдущих этажей, а со стороны. Преимущество этой модели в том, что она исходно избавляет от тщетных попыток, например, обнаружить источник биологической жизни в скоплении безжизненных атомов.
В Каббале одномерным волокнам, олицетворенным Сефирой Хокма, приписывается роль проводников динамических вибраций Абсолюта, роль великого стимулятора вселенной. С этой точки зрения они призваны играть роль мужского начала.
Принимающей стороной этой активности служит третья Сефира - Бина. Ее роль является организующей и стабилизирующей. Одновременно она источник проявленных форм. Она - матерь всех живых существ и является архетипической утробой, из которой началось проявление жизни. Все это звучит пока несколько догматично. Но позже будет продемонстрирована фундаментальная истинность этих положений Каббалы.
Бина представляет собой полость, ограниченную замкнутой двумерной поверхностью (архетипическая утроба!). Это следующий естественный шаг усложнения геометрических структур. Важнейшим является вопрос, какого типа эта поверхность. Практически всегда в литературе предполагается, что это сфера. И действительно, там, где в микрокосмосах зарождаются биологические существа, двумерные поверхности имеют сфероидальную форму (Глава 12). Но применительно к структуре Макрокосмоса Концепция предлагает другой выбор, а именно - поверхность тора. В пользу такого выбора можно привести целый ряд доводов:
Первый довод - по аналогии. Вихревое движение светящихся точек уже послужило прообразом для конкретизации формы Сефиры Хокма в виде окружности. На следующем шаге множество светящихся окружностей, захваченных клубящимся вихрем, моделирует именно поверхность тора. Причем, тор вновь представляет собой змею, кусающую себя за хвост. На совокупность светящихся окружностей, вошедших в состав тора, можно смотреть и как на результат сдвига единственной первоначальной окружности вдоль замкнутой траектории, также имеющей форму окружности. Именно эту процедуру мы будем обобщать в дальнейшем.
Второй довод - энергетический. Когда после самого глубокого погружения Абсолютной Сущности (АЙН СОФ) в себя была сотворена концентрация в виде Точки, вокруг получилась Бездна и Пространство. Это пространство не есть пустота, но мыслится в Каббале как Воды Хаотического Моря, в которых есть определенный уровень Света, низший по отношению ко всему, что сотворено. (См. в [66] “Основания каббалистической космологии” со ссылкой на И.Майера). Получается, что каббалисты знали о хаотическом физическом вакууме задолго до того, как его с большой неохотой приняли физики (о физическом вакууме см. Приложение С).
Сходный образ фундаментального течения, взаимодействующего с более стабильным “сущим”, содержится в великой книге Дао-дэ цзин: “Прежде чем родилась Вселенная, было нечто бесформенное и совершенное... Оно - матерь Вселенной. Не ведая лучшего названия, я назову его Дао, Путь. Оно протекает через все сущее, внутри и снаружи, и возвращается к истоку всего сущего”.
При сотворении Круга в сферу проявления кроме точек нужно было вовлечь еще и одномерные объекты, поэтому яркость в Хаотическом Море должна была повыситься благодаря расширению фильтра Творческой Проекции. Потом фильтр расширился для вовлечения двумерных пространств, и так далее.
Поскольку нашему миру присущи качества электромагнетизма, значит они присутствуют в каком-то виде и в первоматерии. Недаром в связи с ней всегда говорится о Свете, электромагнитная природа которого не подвергается сомнению. Хотя понятно, что свет нашего трехмерного пространства есть только частный случай гораздо более общего явления.
А что случится, если замкнутый контур погрузить в вихревую намагниченную среду первоматерии? По нему неминуемо потечет ток эфиров - утонченный аналог знакомого нам трехмерного электрического тока. Прообразами носителей эфирных токов выступают гуны Тамас и Раджас. А Саттва намечает пространственный коридор, по которому они распространяются. В конечном итоге все три гуны влияют друг на друга, что приводит к изменению конфигурации пространства. Чем сильнее Творческая Проекция стремится сохранить какую-либо замкнутую форму, тем более сильный эфирный ток будет по ней циркулировать. Для возникновения токов достаточно, чтобы среда, охваченная контуром, была нерегулярной и имелись флуктуации, перпендикулярные плоскости контура. В МПС эти условия выполняются автоматически.
Думается, что именно благодаря генерации эфирных токов в замкнутом контуре Сефиры Хокмы, она играет роль первичного проводника динамических вибраций Абсолюта в материю. Однако, нет причин ограничивать принцип индукционного возбуждения эфирных токов только контурами, образованными одномерными линиями. Принцип действует на всех структурных этажах Мироздания.
Третий довод - мифологический. Бине всегда приписывают роль женского начала. С этой точки зрения она - Йони. В индийской мифологии Йони изображает женские внешние половые органы и имеет форму тора (иногда это венок из нескольких цветков). В центре Йони устанавливается Лингам - столб - символизирующий мужской половой орган. Поклонение Лингаму и Йони в Индии связано с признанием великой космологической роли божественного полового акта, который длится вечно. Согласно Ведическим писаниям, лингам Шивы выглядит как колонна света, его верхний и нижний пределы уходят в бесконечность. Если припомнить только что сказанное о перпендикулярных вибрациях первоматерии, охваченной замкнутым контуром, и о возникающих при этом эфирных токах, оживотворяющих Вселенную, то можно только удивляться удачности образа, выбраного в те времена, когда о генерации электричества ничего не было известно.
Четвертый довод - динамический. Вспомним, что тонкоматериальные образы проявленного мира возникают в результате созерцания бурлящего моря первоматерии неким высшим сознанием. Какой бы объект ни созерцался, он будет всегда стремиться расплыться под действием возмущений со стороны хаоса. Одновременно будет проявляться тенденция к самоорганизации, то есть к привлечению новых, более устойчивых форм. Так вот, в современной физике очень важное место занимают так называемые солитоны (Приложение С). Это нелинейные уединенные волны, демонстрирующие большую устойчивость по отношению к посторонним помехам. Чемпионами среди них являются тороидальные вихревые образования, наподобие всем известных дымовых колец и торнадо. Одним из постулатов теории самоорганизующихся систем является то, что долгоживущие конфигурации динамически подчиняют себе короткоживущих [45]. В этом смысле, в хаотической среде у сферы нет никаких шансов победить тор, который дополнительно поддерживается текущими по нему эфирными токами.