4.1. История и интерпретация Печатей
Одна из основных задач Концепции - получить достаточно развитое представление о структурах человеческого Макрокосмоса и микрокосмоса. Продвигаться к этой цели придется методом последовательных приближений, ибо на каждом шаге следует опираться на сведения, почерпнутые из той или иной традиции, включая и науку. Этим обеспечивается определенная мера доказательности, и окончательная модель не будет казаться необоснованой. Так, первое приближение уже было предложено на основе Каббалы. Это модель Макрокосмосов как замкнутых тороидальных пространств, получаемых друг из друга в результате циклических движений. Следующее, второе, приближение будет построено на основании Книги Пимандра, о которой говорилось выше.
При этом будет широко использоваться ряд графических символов, называемых “Ключами”, которые помогают уяснить суть излагаемой Концепции.
Поиски аналогов Ключей в литературе к успеху пока не привели. Самыми близкими, но все же другими, являются рисунки Планетарных печатей Рудольфа Штайнера. Здесь воспроизводятся шесть из них по книге Ф.Кемтера [26]. Хотелось бы выразить благодарность Мунину Нидерландеру, впервые обратившему внимание автора на эти рисунки.
Первоначально Печати были созданы Р.Штайнером в 1907 году как эскизы будущих капителей колонн, которые должны были украсить собой здание Гетеанума в Дорнахе. Как известно, этот проект был тщательно продуман, любая его архитектурная деталь несла глубокий метафизический смысл. Это касалось и колонн с их капителями.
Как отмечается в [26], в колоннах Гетеанума и в их капителях в концентрированной форме выражалось то основное, к чему стремился Р.Штайнер. Он в разное время указывал, что “эти фигуры не есть простые украшения. При их созерцании все эфирное тело человека приходит в движение и, в зависимости от того, какая фигура созерцается, возникает та или иная мыслеформа. Наше эфирное тело обладает изменчивостью, хочет и может (посредством последовательности данных фигур) вернуть себе ту форму, когда оно было совершенным. Каждая линия, каждый изгиб, все в этих формах может разбудить дремлющие силы. Эти силы указывают на огромную мировую тайну, лежащую в основе космического и человеческого развития Земли”.
Те интерпретации Печатей, c которыми удалось познакомиться, имеют историко-эволюционную направленность и поясняют различные стадии развития человечества в целом при смене эпох Сатурна, Солнца, Луны и т.д. В них, к сожалению, никак не объясняется семеричная структура капителей. Но колонны, как известно, являются символом мужского божественного творческого начала. Капители, в таком случае, - символы женские, аналогичные Йони, и должны как-то указывать на структуру микро- и Макрокосмоса. С этой точки зрения Планетарные Печати оказались весьма содержательными.
По логике Концепции, на первой Печати (см.рисунок 4.1 "Tafel 1"), как и на всех последующих, круг изображает семимерный Макрокосмос Человека. В самом центре находится семеричная звездочка - это сфера творения - Земля. Семеричная звезда большего размера в центральной части - это шестимерный Демиург в форме семи Правителей. Волнистая линия - это капля субстанции Человека, еще не воспринявшая информацию от Демиурга.
Это уже микрокосмос, но еще не несущий в себе информационной копии всего предыдущего Мироздания.
На второй Печати (Tafel 2) изображен более тесный контакт Человека с Демиургом. Человек принимает семеричную форму и проникает своими сегментами из седьмого измерения ближе к центру, то есть, в шестое, пятое и т.д. измерения. Кроме того, он привносит в глубину Природы свое новое качество, что приводит к ее сильной трансформации.
На третьей Печати ясно виден отрыв воплощенных людей от своих же семимерных фрагментов. Эта ситуация не отражена явно в Книге Пимандра. Там только сказано, что не все люди обладают Умом. Для таких людей Гнозис закрыт. Именно такой отрыв человека от своего высшего принципа гностики называют Падением. Четвертая Печать не приводится, так как она весьма близка к третьей.
На пятой Печати жизнь человека в падшем состоянии достигает наибольшего развития. Он проникает в сферу творения до последних глубин. Одновременно разрозненный высший принцип консолидируется и начинает проникать в падшую природу с целью вернуть человека.
На шестой Печати видно, что контакт с семимерностью каким-то образом восстановлен. Падшая часть человека, следуя за высшим принципом, как за магнитом, выходит из зацепления с миром Демиурга.
На седьмой Печати отход микрокосмоса обозначен еще более явно.
Предложенная здесь интерпретация Планетарных Печатей демонстрирует способ графического анализа многомерных объектов. Если на периферии рисунка размерность равна семи, то при приближении к центру она понижается до нуля. Такой метод дает возможность изучить довольно тонкие особенности многомерных структур.
Одна из важнейших идей, которую иллюстрируют Печати, это способность тонкоматериальных образований находиться в различных топологических состояниях. Для Макрокосмоса это исходная тороидальная форма Демиурга и его же форма в виде нескольких сегментов-Правителей. Для микрокосмоса это падшее и непадшее состояния.