5.3. По ступеням, ведущим вниз
Итак, в раю можно было наблюдать многие микрокосмосы в самых разных состояниях. Были там те, что вообще не претерпевали Падения, они даже не стали опускаться до уровня Мира Огня. Но были и Падшие. И те, и другие могли наблюдаться только частично, так как выходили за пределы пространства, характерного для рая. Поэтому они и названы “деревьями”. Облик первых определяется 2-м Ключом (Рис.4.9). Это - Древо Жизни. Именно к нему должны были со временем вернуться Адам и Ева. Ведь вкушение плодов означает, что существо органически уподобляется источнику питания. Но до времени (до осуществления размножения) так поступать не следовало.
Вместо этого змей предложил человеку вкусить от Древа Познания Добра и Зла. Что тот и сделал. Символическое изображение этого Древа можно видеть на рисунке 5.2.Это ни что иное, как микрокосмос падшего человека. Его свойства будут подробно рассмотрены во 2-й Части книги.
Однако, от такого состояния Адама с Евой отделяли еще несколько стадий Падения. Оно началось, когда человек поддался на уговоры и отведал запретного плода. Но еще до этого “увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание“. Люди отведали плодов “и открылись глаза у них обоих...” Что это значит?
Пользуясь приманкой, мифологический змей начал настойчиво вовлекать человека в другое тело, отличное от того, каким его наделил Бог для проживания в раю. В 3-й Части книги будет показано, что в пределах ядер микрокосмоса, действительно, могут возникать разные тела. Сейчас важно только то, что попытка эта увенчалась успехом: “и открылись глаза у них обоих...” Это означает, что другое тело начало функционировать. Произошло, к сожалению, не только то, что человек, бессознательно вошел в другое тело. Главное, что при этом полностью изменилось его сознание.
Во-первых, активизировался орган познания добра и зла, то есть рациональный ум в совокупности с низшим эго. На рисунке 5.3 это символизируется появлением дополнительной стяжки в пределах нижнего дыхательного поля.В людях проснулся стыд и, как следствие, попытка прикрыть наготу, отгородиться от окружающего мира. По мнению М.Наими [39], отражающего суфийскую традицию, именно фиговый листок является символом настоящего падения человека. Вся наша культура, наука, промышленность - это продолжение фигового листка, отделяющего нас от первичного Мироздания.
Во-вторых, человек по-новому и очень болезненно воспринял свои отношения с Богом. Дело в том, что его сознание, войдя в новое тело, перестало ориентироваться на собственный нейтральный принцип. Теперь оно находилось под двойственным воздействием воспринимаемых им Добра и Зла. Этот факт на рисунке 5.3 отображен с помощью подсветки соответствующих областей его микрокосмоса. В совокупности, обе эти области, обладающие взаимно-противоположной энергетической поляризацией, в гностической традиции называются Зеркальной Сферой.
Далее Книга Бытия сообщает, что когда Отец наведался в очередной раз к своим детям и окликнул их, они застеснялись и спрятались. У них появился не только стыд пред Богом, но и страх. Дело в том, что они стали воспринимать то, что приходило из высших областей собственного микрокосмоса как нечто внешнее, постороннее и чуждое. В них вспыхнула сильнейшая эмоция отторжения. В 3-й Части книги также будет показано, насколько могуществены бывают наши эмоции в отношении тонкоматериальных структур. Как результат, обе страды, соединяющие людей с высшими мирами, были порваны.
Приток энергий и эфиров, впитываемых "лепестком" микрокосмоса, тут же прекратился. Вот когда произошло настоящее грехопадение. Вот непоправимость! Ибо с этого момента микрокосмос человека стал быстро деградировать. Вся система его включенности в природу рая оказалась разрушеной. Остановить падение удалось только на уровне третьего измерения. Таким образом человек сам себя изгнал из рая, и вот во что превратился его микрокосмос.
Две разорванные страды замкнулись в нем накоротко, образуя еще одно, аварийное дыхательное поле, в котором мы и существуем. Исходные мужское и женское ядра оказались разрушенными. Нейтральный принцип уцелел, но существует в полной изоляции от нас (на рисунке он показан небольшим кружком вверху). Сознание человека подпало под диктат Зеркальной сферы с ее областями Добра и Зла (этот факт отображен подсветкой).
Во многих трактовках эпизода Падения библейский Бог часто выглядит мелочным и мстительным. Однако, при внимательном чтении выясняется, что это далеко не так:
- Он вовсе не пожалел яблочка для своих деток! Он заранее предупредил человека, что поедание плодов с Древа Познания Добра и Зла приведет того к смерти.
- Он не обещал убить человека за такой проступок. Тот сам переключил обменные процессы в своем теле на более низкий уровень, когда последовал коварным советам искусителя и съел плод.
Все остальное было следствием: и появление эго, и начало работы рационального разума (познание добра и зла), и извращенная мораль в виде стыда, страх и чувство вины перед Богом, и бегство от Него, приведшее к выпадению из рая в третье измерение.
В Библии отчетливо звучит тема (Бытие 3, 16), что в результате Падения и вхождения в новое тело процесс размножения (умножения, как сказано в Библии) будет протекать совсем не так, как было задумано вначале: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой”. То есть, вместо безболезненного деления микрокосмосов будут происходить тяжелые роды. Вместо равноправного сосуществования с мужчиной женщине предстояло подчиненное положение.
“Адаму же сказал: за то, что ... ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе,... проклята земля за тебя; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят”... “И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожанные, и одел их”.
Слова Бога полны настоящего сочувствия. Видно, что проклят оказался вовсе не Адам, а земля проклята за него. Дело в том, что Адам вслед за собой втянул в Падение еще несколько слоев Мироздания (землю). Это произошло из-за того, что в своем новом ущербном состоянии Адам нуждался в создании аварийной среды обитания - нашей нынешней природы. Если бытие человека в нашем мире выглядит ужасным, то бытие “братьев меньших” (животных и растений) просто кошмарно. А ведь они даже не согрешили!
Далее, Бог предупреждает Адама, что отныне тот не сможет существовать без поедания пищи. А в падшей природе ее всегда будет не хватать. Придется трудиться. До каких пор? “...Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят”.
Эту фразу часто трактуют как злобный выкрик тирана, увенчивающего череду наказаний еще и смертью. Основания для этого видят в библейской фразе: "И создал Господь Бог человека из праха земного”... Якобы она эквивалентна тому, что Адам взят из праха и обречен на тяжкий труд, пока не возвратиться во прах, то есть, до смерти.
Но Адам взят искусителем в падшее состояние из рая. И трудиться ему предстоит вплоть до возвращения в рай. В словах Бога содержится указание на возможность возврата, причем добровольного. Ибо и уход был добровольным, вернее, он был результатом волевого акта, диктуемого имеющимся состоянием сознания. Поэтому и возврат возможен в форме волевого акта сознания.
Наконец, Бог еще раз вмешался в процесс, и создал для падших людей “кожанные одежды”, то есть наши биологические тела. Разумеется, их нынешний облик нельзя даже сравнить с тем, каким люди обладали, находясь в раю. Что уж говорить об Облике истинного Человека! В Откровении святого Иоанна упомянуты звери, пребывающие возле престола. Один из них имеет "лице человека", но еще и крылья, и тысячи глаз по всему телу, и способность изъясняться. Вот чей облик, да и то ущербный и бескрылый, имеет нынешний человек. Повидимому, тот "зверь" является одним из многомерных существ, созданных на предыдущих стадиях творения, но для нас, падших, и он - нечто божественное.
Далее в Библии присутствует сюжет с изгнанием человека из рая. Он символизирует окончательную потерю контакта с божественностью, причем человек изгнал себя сам. Ведь первым вопросом Бога после Падения был: “Где ты, Адам?” Ибо для четвертого измерения рая трехмерный Адам стал чем-то прозрачным и незаметным. Он уже выпал из рая! Поэтому и посягать в таком виде на плоды Древа Жизни он никак не мог. Слова же о том, что на границах рая стоит пламенная завеса, закрывающая людям путь туда, соответствует высказыванию апостола (1 Кор. 15.50), что “плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия”. То есть, вернуться в рай человек может только вернувшись в то тело, в коем он пребывал в раю. А у нынешнего трехмерного физического тела субстанция иная, и попытки найти рай и войти туда в нем совершенно бесперспективны, ибо рай отгорожен пламенной границей другого измерения.
Мы рассмотрели процесс падения так подробно потому, что для возвращения назад, в Дом Отца, следует проделать все те же шаги, только в обратном порядке. Вернуться можно только по собственным следам.
Стадии Падения суть следующие:
- переход от исходного тела микрокосмоса к первому райскому телу с ориентацией сознания на божественный нейтральный принцип (отход от мира Света и погружение в мир Огня);
- переход во второе райское тело, способное к пребыванию в раю, но ориентирующееся на принцип эго и поляризованную Зеркальную сферу;
- как следствие, обособление себя от остального Мироздания (стыд и страх пред Богом);
- активное отторжение Бога и разрыв обеих страд микрокосмоса;
- деградация микрокосмоса, обретение еще одного нового тела (“одежды из кожи”) для жизни в падшем состоянии;
Но как пройти этот обратный путь конкретно? Для ответа на этот вопрос нужно внимательно изучить строение падшего микрокосмоса. Тогда понятнее станет наше место во Вселенной и то, какими возможностями обладает падший человек для возвращения Домой. Этой проблематике посвящена 2-я Часть книги.