Недостающее звено
(В качестве Предисловия)
На протяжении многих столетий людей волнуют самые захватывающие тайны мироздания, включающие в себя:
- возникновение Вселенной;
- происхождение жизни;
- возникновение и функционирование человеческого разума.
Странно, но факт: искомая цель, словно горизонт, всякий раз ускользает при попытке к ней приблизиться. Казалось бы, с проявлениями собственного разума и сознания мы сталкиваемся постоянно, уж здесь-то все должно быть предельно ясно. Но все далеко не так. До сих пор не поддаются научному объяснению даже взаимоотношения между мозгом и сознанием. Причем, мир сознания сам по себе оказался настолько бездонным и загадочным, что многие люди посвятили его исследованию всю жизнь, став духовными Искателями.
При более близком знакомстве с перечисленной проблематикой возникает ощущение, что в ее мировоззренческом обосновании явно чего-то не хватает. Именно, отсутствие некоего недостающего звена приводит к тому, что даже небольшие успехи там достигаются ценой огромных усилий и скорее случайно, чем закономерно.
Наиболее поразительным примером этому является духовная жизнь. Так, учителя индийской йоги утверждают, что по-настоящему вступить на духовный Путь удается одному человеку из тысячи, а цели достигает один из тысячи тех, кто в него отправился. Получается - один на миллион! И это в Индии с ее богатейшей духовной культурой! А на что тогда надеяться нам, жителям прагматичного Запада?
Между тем, с вопросами духовности люди связывают представления о смысле своего существования. Поэтому любые затруднения, неясности и ошибки здесь приводят к особенно болезненным последствиям.
В чем же состоит специфика духовного опыта, оборачивающаяся таким ошеломляющим отсевом претендентов? Почему Учителям и Пророкам так трудно передать нам всю меру своего понимания Истины? Почему книги, написанные ими, искажаются, а изреченные мысли воспринимаются в ложном свете?
Фундаментальная причина этого заключается в том, что все мы субъективно являемся обитателями трехмерного пространства, а духовный призыв исходит из поистине многомерных областей мироздания, и, в конечном итоге, оттуда, где уже нет ни пространства, ни времени, ни причинности.
Так вот, сам факт существования Учителей и Пророков, приобщившихся к космическому сознанию, к нирване и к тому, что ждет нас даже за ее безбрежными просторами, указывает на то, что человеческое существо столь же многомерно, как и само мироздание. Однако до сих пор отсутствует достаточно разработанная система представлений о таком человеке. Чтобы закрыть эту брешь, в настоящей книге предпринята попытка построения Концепции Многомерного Человека. Основное внимание в ней уделено вопросам духовной жизни, хотя заметное место занимают и три проблемы, упомянутые в самом начале.
Последние столетия ими по большей части занималась наука. Поначалу казалось, что ее подход полностью адекватен мирозданию и обещает единое и непротиворечивое его описание. Оно как скорлупа огромного яйца должно было окружить земного человека со всех сторон, даря ему уют, безопасность и смысл существования. Но постепенно выяснилось, что строгому научному объяснению поддаются только отдельные участки реальности. На поверхности защитного яйца обозначились трещины, которые невозможно заделать никакими усилиями. Форма этих трещин в описании мира задается множеством так называемых "отрицательных результатов" научных исследований. К ним принято относиться как к временной и досадной помехе, не более того. Ведь вся наука нацелена на получение "положительного" опыта, только он и расценивается как успех.
Тем не менее, предлагаемая Концепция одним из отправных своих пунктов имеет как раз множество фактов, обнаруженных в ходе кропотливой работы ученых, фактов, не находящих себе убедительного объяснения. Они как раз и обозначают те самые трещины в описании мира, сквозь которые снаружи пробивается свет иной истины. Когда в этой книге приводятся подобные факты, они по необходимости оформлены в виде противоречий, привнося некое полемическое начало. Такова уж их суть. Читатель должен иметь в виду, что Концепция вовсе не занимает позиции прокурора, поймавшего неких преступников за руку. Все эти факты добыты самой наукой и оценены как парадоксальные тоже ею. Единственное, что делает Концепция, это сопоставляет подобные факты из самых разных областей знания с тем, чтобы предложить единый способ их интерпретации. Именно единство интерпретации является главной чертой Концепции.
Прежде, чем перейти к общей характеристике Концепции, остановимся вкратце на современных представлениях о реалиях, входящих в круг ее интересов.
Что говорит о человеке наука? С ее точки зрения это организм, состоящий из вещества. Его сознание мыслится как нечто производное от биологических процессов, протекающих в мозгу. Однако попытки понять происхождение жизни и, тем более, происхождение и функционирование сознания до сих пор не увенчались успехом. Совершенно не понятна связь с сознанием даже тех импульсов, что распространяются по нервным волокнам. Индикатором успеха в понимании природы человека должна была бы стать реализация столь многообещающей программы создания искусственного интеллекта. Но она безнадежно пробуксовывает. Более того, теперь уже признано, что компьютеры ни в коей мере не могут считаться аналогами систем, реализующих сознание человека.
Но если какая-то проблема не поддается решению, несмотря на колоссальные усилия, не значит ли это, что сама задача сформулирована неверно? Не пора ли пересмотреть ее предпосылки, чтобы выйти из тупика? По-видимому, и здесь вопрос упирается в отсутствие адекватных представлений о природе человека.
За последние 30-40 лет, в основном силами психологов, начался ренессанс духовных воззрений на человека. Философской основой этого служат, в основном, восточные традиции. Прибегнуть к их помощи побудило огромное количество фактов, подтверждающих, что в определенных условиях человек способен “вспомнить” о событиях, имевших место задолго до его рождения, или происходящих в местах, где он никогда не бывал. В каждом из таких случаев память о событии формируется помимо мозга конкретного человека, который просто отсутствовал в припоминаемой ситуации. Познакомиться с этой темой можно по книге С.Грофа [17], посвященной трансперсональной психологии. Осмысление подобных фактов возможно только при допущении, что мозг не играет такой главенствующей роли в процессе сознания, как предполагалось раньше. Не случайно его книга имеет характерное название “За пределами мозга”. Но что находится за пределами мозга такого, что обеспечивает работу нашей психики? Убедительного ответа нет.
В своей борьбе с механистическими взглядами на сознание сторонники трансперсонального подхода вдохновляются примером современной физики, особенно релятивистской космологии, успешно, как им кажется, преодолевшей ограничения “ньютоно-картезианской концепции”. Однако на самом деле современная космология также находится в тупике. Почти общепринято, что начало нашему миру положил Большой Взрыв, но его характеристики оказываются настолько “экстравагантными”, что вдребезги разбивают все допустимые ограничения физической теории. В результате, ученые вынуждены систематически нарушать одно из самых важных правил науки: не применять теорию там, где ее применимость не обоснована.
Как бы подытоживая эту ситуацию, К.Уилбер [58] говорит, что “каковы бы ни были другие последствия Большого Взрыва, представляется, что он нанес смертельный удар материализму... Большой Взрыв сделал всех мыслящих людей идеалистами”. Свой вывод он основывает на том, что по логике самой науки получается, что математические законы (нечто идеальное) существовали и действовали уже тогда, когда еще не было никакой материальной Вселенной.
Однако обреченность материализма вовсе не осознается большинством ученых. Утонченные доводы, вроде приведенного выше, проходят мимо их внимания. Желая во что бы то ни стало спасти полюбившуюся модель Большого Взрыва, они изобретают все более запредельные гипотезы [16]. В дело идет и сверхплотный кипящий физической вакуум, и одномерные объекты в виде суперструн, и многомерные пространства до 10 измерений и более, и многомерное время (по крайней мере, трехмерное время внутри “черных дыр”). Кроме того, провозглашается множественность одновременно существующих вселенных. Необходимость последних следует из попыток объяснить тот факт, что сочетание значений физических мировых констант, обеспечивающих возможность разумной жизни на Земле, имеет вероятность гораздо меньшую, чем 1 на миллион. Ученые склонны предполагать, что в физическом вакууме (см. Приложение С) постоянно рождаются и умирают очень многие вселенные с самыми разными наборами значений констант. В одной из них стала возможна жизнь, вот мы ее и наблюдаем изнутри. В этом заключается суть столь модного ныне “антропного принципа”. Таким образом, существование одной нашей Вселенной объясняется через возникновение миллиона других эрзац-вселенных. И потом, откуда такая уверенность, что физический вакуум обеспечит разные наборы констант? На конкурсе красоты среди теорий эта по праву должна занять последнее место и получить утешительный приз с формулировкой “За самый низкий к.п.д. в науке”.
Но не подсказывает ли сам “антропный принцип”, что в проблемных отношениях “Человек-Вселенная” не следует стараться все решить за счет модификации представлений о механической Вселенной. Может быть, пора применить наработанный научный потенциал к человеку, который столь же велик и глубок, как Вселенная? И с этой точки зрения было бы полезно обратиться к богатейшему опыту духовных традиций, которые неизменно на главное место ставят Сознание.
Но в науке принимаются практически все мыслимые и немыслимые предположения, кроме одного, что Сознание есть качество, присущее мирозданию изначально. Так почему бы ни сделать такого допущения, и не посмотреть, как при этом изменится физическая теория? Еще Джордано Бруно, стоявший у колыбели науки нового времени, в 1584 году утверждал: “Единство Вселенной - в Едином, и это солиднейший фундамент истин и тайн природы. Люди могут подняться к божеству по той же лестнице природы, по которой само божество нисходит к мельчайшему” [24].
Нет, они так держатся за материализм, как будто тот сделал кого-нибудь на Земле счастливым! Они по-прежнему отдают все силы души только одному служению - попыткам понять бездушный, холодный космос. А ведь в согласии с древними традициями и наша Земля, и вся Вселенная суть существа живые. На примере даже земных животных мы видим, как в их организмах экономно и без излишних затрат энергии протекают процессы, для реализации которых в технике требуются колоссальные ресурсы. Предлагаемая Концепция построена в надежде на то, что основные проблемы космологии в контексте живой Вселенной найдут разумное и изящное решение.
Но что увидят физики, если в поисках вдохновения обратятся, например, к трансперсональной психологии? В основном, смесь буддийских представлений с европейскими догадками о коллективном бессознательном и архетипах. Все это еще так мало структурировано, что о какой-то космологии говорить явно рано. Следует констатировать, что после мировоззренческого срыва в материализм, случившегося в Европе в XVII-XVIII вв., ее духовное возрождение достигло еще только уровня буддизма и индуизма, но никак не христианства, если не иметь в виду его чисто обрядовой стороны. Это видно по тому, какими идеями руководствуются в своей деятельности сторонники трансперсональной психологии и весьма широкого движения New Age. А ведь они идут в авангарде возрождения.
Если буддизм видит идеал человека в том, чтобы отказаться от личного Я и самого существования в пользу единого трансцендентного сознания, то христианство принесло весть, что мы суть Дети Бога, находящиеся в данный момент в ущербном состоянии. Посредством Мистерии Преображения мы можем навечно вернуться в дом Отца.
Ни буддизм, ни индуизм никак не объясняют, что может помешать личному Я, вошедшему в состав трансцендентного сознания, вновь принять воплощение в форме человека. Ведь по их представлениям, его тело по исчерпанию кармы распадается без следа, так что же тогда будет стоять на страже интересов освободившегося Я? Само трансцендентное сознание как раз обладает огромной склонностью к воплощениям. Именно таким способом оно создало и поддерживает весь мир. Неужели личное Я отдельного человека может идти против космической тенденции?
Следует сказать, что в буддизме, через 600 - 900 лет после его основания, появилось такое понятие, как Тело Блаженства Будды. Именно оно поддерживает его пребывание в нирване и не дает опуститься вновь в наш мир. Но подобные указания на существование каких-то возвышенных тел остаются слишком туманными, да и возникли только после того, как в Индии и Китае побывал апостол Фома.
А вот в гностическом христианстве с самого начала подчеркивалось, что освобождение человеческого сознания не есть восстание против космической тенденции. Наоборот, после возвращения к Отцу мы сможем, наконец, приступить к тому делу, ради которого были созданы. Вечной порукой тому будет наше новое преображенное тело. Его сознание, в своих высших проявлениях, будет как раз соответствовать трансцендентным формам, достижимым в буддизме и индуизме.
Гностическая христианская традиция, в отличие от восточных, уделяет заметное внимание высшим аспектам тела. Особенно ярко это выразилось в герметизме и алхимии, в частности, у средневековых Розенкрейцеров. Их учение о микрокосмосе легло в основу предлагаемой вашему вниманию Концепции Многомерного Человека.
Чтобы еще раз продемонстрировать особенности подхода к духовному Пробуждению со стороны западного автора - сторонника “нео-вечной” философии, приведем пример. Так, в [58] по поводу довольно редкого состояния отождествления с объектом созерцания (например, когда человек чувствует, что является находящейся пред ним горой и ощущает ее состояния как свои собственные) говорится: “это простейшее и наиболее очевидное из всех состояний, которые вы можете пережить... Вы не входите в это состояние, но, скорее, это состояние, неким фундаментальным и таинственным образом, было вашим изначальным состоянием с незапамятных времен. На самом деле, вы никогда ни на мгновение не покидали это состояние”. А по поводу познания Духа там же настойчиво утверждается, что “прямо сейчас Дух на сто процентов содержится в вашем восприятии... Фокус состоит в том, чтобы понять это непреходящее положение дел, а не изобретать будущее состояние, в котором Дух заявит о себе”. Напоследок тот же автор утверждает, что духовный Поиск вообще не нужен. Не правда ли, подобные высказывания были бы к лицу только дзенскому наставнику-теоретику, если таковые имеются в природе.
В медицине иногда случается так, что слепому сделают удачную операцию по восстановлению зрения, а он все еще не видит. Такое явление называется психологической слепотой. В этих случаях убедительная речь, вроде процитированной выше, может привести к прозрению. Но ее совершенно бессмысленно обращать к людям, которым исцеление еще только предстоит.
В отличие от приведенных наставлений “западного буддиста”, современные Розенкрейцеры [50] очень внимательно относятся к тому, что все мы здесь - существа, пережившие космологическую катастрофу, называемую в Библии Падением. Системы наших микрокосмосов сильно повреждены и нуждаются в восстановлении. А наш мир есть ни что иное, как больница. На каждом этапе восстановления человек нуждается в специфической терапии и помощи.
На основании чего можно было бы судить, органической или только психологической духовной слепотой мы страдаем, и, соответственно, выбирать средства духовного исцеления? Наше сознание в этом деле - плохой советчик, ибо посредством нашего же Я ведет с нами коварную игру. Оно обладает фундаментальной способностью отождествлять себя с тем или иным субстратом. Обычно оно отождествляется с нашей физической личностью. Иногда нам доводится войти в состояния повышенного сознания, например, осознать во сне, что мы спим. Пока мы находимся в этом состоянии, нами владеет убеждение, во-первых, что это именно я осознал себя во сне, а во-вторых, что это состояние настолько приятно, естественно и просто, что отныне я буду оказываться в нем при любом удобном случае. Однако для аналогичного повторного переживания иногда приходится приложить очень много усилий. Как показано в Концепции, на самом деле во сне себя осознает совсем другое Я, вернее, в этом случае сознание отождествляет себя с совершенно другим субстратом. А нам кажется, что это было наше обычное Я.
Как видим, в состав высших переживаний входит ощущение их естественности и вечной данности. Это означает, что в этот момент структура нашего микрокосмоса оказалась такой, что сознание смогло отождествиться с чем-то, существующим вечно, что само по себе осознает присутствие Духа. А потом переживание заканчивается, и человек может годы и годы жить, полагая, что уже достиг цели, или, наоборот, судорожно стремясь к повторению переживания. И то, и другое свидетельствует об остановке на Пути.
Распознать ловушки сознания может помочь только ясная Концепция, призванная служить, прежде всего, компасом на духовном Пути. С ее помощью Искатель может установить, на каком этапе находится. Она помогает отсечь многие тупиковые ветви развития. А главное, она дает перспективу постоянного вхождения в истинное Сознание. В рамках Концепции проясняются такие загадочные понятия, как Макрокосмос, микрокосмос, Реальность, Иллюзия, Потусторонний мир, Недеяние, Нирвана, Мистическая смерть и многие другие. По ходу дела становится понятно, в чем заключается коренное отличие людей от роботов, на чем основываются главнейшие законы сохранения физики, почему не удается межвидовое скрещивание, почему мы воспринимаем мир в звуке и цвете, хотя в физическом космосе ни того, ни другого нет, и так далее...
Складывалась Концепция очень медленно, в общей сложности около 30 лет. Все начиналось с научного интереса к проблемам пространства и времени. Постепенно он переместился на проблему человеческого сознания и, шире, на проблему предназначения человека. Если в прежние времена доступ к эзотерическим источникам был затруднен, то теперь поражает обилие литературы, посвященной подобной тематике. Читателю предлагаются рецепты для достижения любых целей: от обогащения до почти вечной жизни, включая полное знание прошлого и будущего.
Как не заблудиться в таком обилии? К счастью, человек - существо духовное, и в нем имеется внутренний компас. Именно он направляет внимание на вполне определенные аспекты Пути. Так постепенно на фоне пестрой мозаики начала вырисовываться стройная Концепция. Ее траектория прошла по очень многим изолированным островкам духовности, перебрасывая между ними мосты. С этой точки зрения автор настоящей книги является только свидетелем рождения Концепции. Этот процесс все время направлялся своей собственной внутренней логикой.
Поначалу Концепция питалась идеями встретившихся духовных течений, но постепенно она обрела самодостаточность. Если в тексте книги читатель встретит полюбившиеся ему идеи, но, как ему вначале покажется, в несколько “искаженной” форме, то это сделано не для того, чтобы вызвать чье-то раздражение. При изложении Концепции вполне можно было бы обойтись без таких упоминаний. Но они помогают раскрыть врата для входа в нее. Дело в том, что прозрения многих Учителей и Искателей носят, как правило, изолированный характер. Они почти никогда не заботятся об их согласовании с прозрениями других людей. Попытка такого согласования, предпринятая в Концепции, может произвести впечатление искажения. В любом случае, предпочтение должно отдаваться духу, а не букве, целостности, а не фрагментарности.
В Концепции активно используются многие представления, уже получившие хождение в научных кругах, такие как пространства разного числа измерений, а также многомерное время. Но используются они совершенно иначе. Все, что выходит за рамки привычного вещества, трехмерного пространства и одномерного времени, относится к так называемому тонкоматериальному миру. Он первичен, а наш физический космос - вторичен относительно него. Точнее, используется трехуровневый подход, когда основой всего признается божественный Абсолют. В целях творческого самораскрытия Он вначале порождает рабочий инструмент (это достаточно простые тонкоматериальные структуры - Макрокосмосы и микрокосмосы). На втором шаге творения, как возбужденное состояние тонкоматериального мира, возникает проявленный мир, характеризующийся огромной сложностью и многообразием.
И, в отличие от современной космологии, чьи предсказания зачастую не могут быть проверены на опыте, Концепция опирается на богатейший “наблюдательный” материал множества духовных традиций, чем объясняется использование специфически религиозной и магической терминологии. Ценность подобных свидетельств объясняется тем, что до сих пор именно человеческое сознание остается единственным “телескопом”, с помощью которого только и
можно получить хоть какое-нибудь представление о мире тонкой материи. А, не поняв его, невозможно по-настоящему понять и мир вещества.
Поставляя удобные модели, а главное, обширный наблюдательный материал, физика только отдает старый долг метафизике. Когда-то в XVI - XVII вв. лучшие умы человечества преподнесли ему драгоценный дар. Они предупредили о наступлении совершенно нового уклада жизни, призвали к духовному возрождению и вооружили людей сокровенным знанием, соединенным с Духом. Но людям показалось проще вычленить из астрологии астрономию, из алхимии химию, а из механической магии механику. После этого они набросились с издевками на тех, кто вручил им эти дары.
Критическое отношение частично было оправдано желанием выйти из настоящих джунглей суеверий, которыми в то время являлось общественное сознание. Но вместе с помоями был выплеснут и ребенок. Наука пустилась в самостоятельное плаванье, забыв о своих духовных истоках. Теперь, когда благодаря ее мощи человечество стало поистине планетарным фактором, а это, в свою очередь стало чревато целым рядом катастроф (демографической, экологической, межэтнической), наука (в первую очередь физика) по-прежнему не знает, как ответить на самые главные вопросы бытия. Значит, наступило время нового осмысления метафизики.
Эта последняя уже сотни лет существует как бы на задворках культуры. Тем не менее, соединившись с многообразными традициями, она донесла до нашего времени Знание, отторгнутое наукой. Как уже говорилось, это знание весьма фрагментарно. Но, при сопоставлении разных точек зрения на один и тот же предмет, возникает плодотворный “стереоскопический “ эффект. Проблемы обретают неожиданную и глубокую перспективу. При изложении Концепции этот эффект используется часто. Для его достижения в текст книги пришлось включить достаточно пространные цитаты из многих источников. Тем самым, читатель может сам судить, в какой мере обоснованы выводы Концепции. При этом иногда обнаруживается нехватка терминов для описания некоторых реалий. В этих немногочисленных случаях (их всего три-четыре) Концепция предлагает новые понятия. К таковым следует отнести:
- Множество Произвольных Состояний божественной первоматерии (МПС);
- каррас - групповое тонкоматериальное существо, обитатель Макрокосмоса;
- страда - силовая линия или энергетический поток, задающий форму микрокосмоса;
- тело внимания и пространство внимания - инструмент и результат воспроизведения картины мира в микрокосмосе.
Для ознакомления читателя с этими и другими специфическими терминами в конце книги помещен Глоссарий.
Книга состоит из трех больших частей. Первая, в основном, имеет космологический характер, то есть, посвящена проблеме происхождения Человека как многомерного микрокосмоса (включая его Падение). Здесь рассматривается строение мира тонкой или астральной материи, ибо он первичен по отношению к нашему миру вещества.
Инструментом содержательного анализа многомерных структур выступают так называемые “Печати” и “Ключи”. Это графические изображения силовых линий микрокосмоса, когда по одной оси отложено количество пространственных измерений, а по другой их условный размер. При всей простоте Ключей, они позволяют понять многие закономерности в функционировании микрокосмосов. В нескольких разделах книги продемонстрировано соотношение Ключей с ранее известными диаграммами, такими, как каббалическое Дерево Сефирот, Планетарные печати Р.Штайнера, Звезда Давида, Энеаграмма Гурджиева.
Во второй части книги рассмотрена структура падшего микрокосмоса и возникновение картины физической Вселенной. Учет наблюдательных данных физики, астрофизики, психологии, палеонтологии и других позволяет “прокалибровать” предлагаемую модель так, чтобы она соответствовала хорошо установленным научным фактам.
По ходу дела здесь продемонстрированы источники известной взаимо-противоположной полярности эфирного, астрального и физического тел мужчин и женщин. Рассмотрены проблемы функционирования “внешней” памяти, природа нервных импульсов, возникновение дочернего трехмерного пространства наблюдаемого мира и существование параллельных миров. Предложен альтернативный механизм космологического красного смещения, освобождающий науку от химер Большого Взрыва, “темной материи” (состоящей из неведомых частиц) и “квинтэссенции” (обладающей отрицательным давлением и антигравитацией). Неадекватность космологии последних лет стала особенно очевидна, когда в нее под давлением наблюдательных данных были включены эти сказочные и неописуемые сущности, причем, в количествах, намного превышающих всю нормальную Вселенную.
При этом Концепция ни в малейшей степени не претендует на построение сколько-нибудь полной научной картины мира с новых позиций, когда Сознание признается первичным по отношению к бытию. Это дело будущего. Ведь нынешняя научная парадигма складывалась сотни лет усилиями тысяч и тысяч ученых. В наши цели входила демонстрация того, насколько плодотворным может оказаться новый взгляд на вещи. Приведенные здесь решения, как говорится, просто лежали на поверхности.
Помимо прочего, обращение к научной тематике в тех пунктах, где наука сама уже признала свою несостоятельность, должно послужить прививкой от распространенного преклонения пред наукой как неким духовным светочем. Она создавалась совершенно из других соображений и подобной функции выполнять не может. Авторы некоторых метафизических работ почти заискивают перед научными авторитетами, пытаясь снискать их одобрение. Но они его не дождутся, ибо критерии истинности у науки и метафизики разнятся до противоположности. Первая изучает трехмерный мир трехмерными приборами, а вторая пытается осветить многомерную дорогу к Абсолюту. У каждой своя сфера деятельности, причем, сфера науки - лишь крошечная часть того, чем должна заниматься метафизика. Этой последней достаточно согласовывать свои выводы с имеющимися научными фактами, чтобы отсечь заведомо ложные пути. А в остальном дело за интуицией, отвагой и трезвостью.
Если Искателя смущает явное расхождение научных представлений о мире с теми, которые ему предлагает его излюбленная духовная традиция, то пусть он обратится к “научным” главам Концепции и убедится, что возможно совершенно другое объяснение научных данных, согласованное именно с духовностью. Поэтому он может спокойно следовать своему Пути, не заботясь о том, что об этом Пути думают ученые. Им бы в своих делах разобраться!
Располагая картиной того, каким образом в результате Падения нарушилась целостность силовых линий истинного микрокосмоса, можно лучше понять способы их восстановления. Прежде всего, рассмотрены различные виды духовных практик и дается объяснение, почему они работают. Наука, как известно, считает все это либо детской игрой, либо шарлатанством. Помимо известных практик на основе самосовершенствования личности и расщепления личности, особое внимание уделено существующим методам удвоения личности. Если первые два вида практик заводят Искателя в тупик, то третий приводит к восстановлению микрокосмоса. В рамках Концепции находят свое объяснение многие драматичные, и даже кризисные проявления в жизни Искателя.
Показано, каким образом мужчины и женщины могут сотрудничать на духовном пути, включая взаимопомощь мужских и женских воплощений одного и того же микрокосмоса. Указаны резервы, использование которых существенно облегчает прохождение Пути. Описана природа гностической Духовной Школы и ее необходимость для человечества.
В последние века ее представителями в Европе были Розенкрейцеры. В силу исторических причин их учение не было в полной мере раскрыто для всеобщего ознакомления. Для преодоления кажущейся парадоксальности некоторых выводов Концепции, в целом ряде разделов книги демонстрируется факт того, что Учение Розенкрейцеров вполне согласуется с этими выводами. На примере средневековых гравюр показано, что им были известны все основные идеи о строении и восстановлении микрокосмосов, описанные в Концепции. О том же свидетельствует текст “Химической Свадьбы Христиана Розенкрейца”, опубликованный впервые в начале XVII века.
После того, как Концепция была всесторонне выверена, она смогла помочь в интерпретации некоторых особенно загадочных сюжетов из “Химической Свадьбы Х.Р.К.” В результате обнаружилось, что в целом этот текст представляет собой Ключ к драгоценнейшему наследию, предназначенному всем искренним Искателям Духа. В значительной степени это наследие так и остается невостребованным. Раскрыть его суть Искателям - вот побудительный мотив написания настоящей книги.