6.4. Избыток энергии и расслоение пространств
После того, как выяснены условия замыкания пространства Макрокосмоса, рассмотрим, каким образом из его однородного тороидального тела, называемого страдой, возникает несколько Правителей. Они представляют собой петли, образованные все той же страдой. Но кроме того, на отдельных своих участках многомерное пространство страды претерпевает расслоение на объекты меньшего числа измерений, вплоть до одномерных линий. Эти линии в конце концов пересекаются в одной точке Кетер.
Чтобы выяснить причину расслоения, нужно вспомнить, что единственным методом порождения тонкоматериальных образований в сознании Творческой Проекции является созерцание ею бурлящего моря пракрити, которое в Концепции моделируется Множеством Произвольных Состояний (Глава 1). Она не может ничего “придумать” сама. Все изначально существует в Абсолюте в виде череды мимолетных и никак не связанных друг с другом состояний.
Творческая Проекция выхватывает из этого моря относительно устойчивые образы и потом, благодаря фильтрующей способности, продлевает их существование в своем сознании. Так происходит самопроявление и самопознание Абсолюта. То, что Концепция настаивает на тороидальной форме возникающих образований связано с тем, что они ближе всего соответствуют вихревой структуре Множества Произвольных Состояний.
Бурлящая пракрити служит при этом динамичным и объемным экраном. Согласно индийской философии [69], пракрити состоит из трех гун - Саттвы, Раджаса и Тамаса. Они постоянно “спорят” о главенстве, что и приводит к “бурлению”. Понятно, что светящийся след, который оставляет за собой движущийся Макрокосмос Демиурга, осознается Творческой Проекцией благодаря преобладанию в нем Саттвы.
Однако, из сказанного выше следует, что коль скоро образ нового Макрокосмоса уже возник, то было бы неверно утверждать, что его пространство построено из Саттвы. Также неверно было бы говорить, что индуцированные эфирные токи состоят из гун Раджаса и Тамаса. Ведь они не есть пракрити, а только отфильтрованный образ пракрити. Тем не менее, эти эфирные реалии настолько фундаментальны, что в тонкоматериальном мире выполняют все те функции, которые обычно приписываются гунам. По этой причине в Концепции рассматриваются фундаментальные эфирные аналоги гун, имеющие те же названия, но пишущиеся со строчных букв - саттва, раджас и тамас. Кроме прочего, это помогает сохранить преемственность с представлениями индийской философии.
Итак, пространство Макрокосмоса строится в сознании Творческой Проекции из эфира саттвы. Поначалу ее роль по отношению к двум другим главенствующая. Она задает пространственные коридоры, по которым только и могут распространяться два другие эфира. Это напоминает то, как дикое животное, попавшее ночью в прожекторный луч, убегает вдоль этого луча и не догадывается, что можно спастись, отпрыгнув в сторону.
Поскольку замкнутый контур Макрокосмоса погружен в море флуктуаций, в нем генерируются индуцированные эфирные токи. Они состоят в основном из эфиров тамаса и раджаса, хотя в них содержится и саттва. Их количество увеличивается и вначале происходит накачка Макрокосмоса этими эфирами, поскольку однородное пространство само по себе не оказывает им никакого сопротивления. Ясно, что такой процесс не может длиться вечно. Неминуемо должны сказаться нелинейные эффекты, приводящие к потере эфиров. Этот эффект и есть расслоение многомерного пространства. Динамически расслоение понятно, ибо при насыщении тамасом и раджасом они начинают активно влиять на саттву, то есть перестраивать пространство, в котором распространяются. Так как при этом не должно быть нарушено единство Макрокосмоса (что означало бы его гибель), расслоение есть единственный способ для эфиров выйти за его пределы.
Наглядным образом расслоения может служить брусок трехмерной книги, расслоенный на “двумерные” листы. Корешок книги при этом играет роль “точки ветвления”, удерживая связку расслоенных фрагментов вместе. Результат дальнейшего расслоения двумерных листов на одномерные волокна выглядит как кисть с миллионами длинных волосков. Коэффициент размножения при расслоении геометрически ничем не ограничен. То есть, в трехмерной книге с точки зрения математики может оказаться бесконечное число двумерных листов. У кисти может оказаться также бесконечно много одномерных волосков, но, опять же, только математически. О том, что расслоение тонкоматериальных пространств должно подчиняться квантующим условиям замыкания, см. Примечание в конце Главы 7.
Почему же расслоение приводит к потере эфиров? Чтобы понять, как это происходит, вспомним, что в Абсолюте свершается процесс Становления. Он начинается с сотворения простейшего Макрокосмоса Хокмы, представляющего собой замкнутую линию (см. Главу 2). Уже по его контуру циркулируют “одномерные” эфирные токи. При увеличении размерности Макрокосмосов возрастает и размерность эфирных токов. Их палитра становится все более богатой по свойствам. Но вибрации многомерных эфиров могут распространяться беспрепятственно только в пространстве своей же размерности. Аналогом здесь может служить распространение продольных вибраций звука в атмосфере. Но стоит многомерному току наткнуться на область ветвления, дальнейшее его распространение по расслоенным участкам возможно только в форме поперечных колебаний (аналогично электромагнитным волнам). Чтобы представить себе, каким образом протекание многомерного эфирного тока может сопровождаться поперечными вибрациями расслоенных участков страд, достаточно взглянуть на то, как трепещет флаг на ветру. Довольно сложная теория показывает, что “двумерная” поверхность флага совершает поперечные колебания, даже если погружена в гладкий трехмерный поток ветра.
Понятно, что в многомерном токе эфиров есть составляющие и с меньшим числом измерений, то есть гораздо более бедные по свойствам. Вот они-то могут продолжить свое распространение по расслоенным участкам страд, оставаясь внутри пространства, намечаемого саттвой. А многомерная составляющая, хотя и приводит к поперечным вибрациям расслоенных участков, сама контакт с саттвой теряет. Но, в соответствии с главнейшими принципами индийской философии, нечто может существовать, только если совмещает в себе четыре принципа - саттву, раджас, тамас и сознание наблюдателя. Потеря контакта с саттвой, таким образом, означает исчезновение из пространства Макрокосмоса.
Здесь следует уточнить, что помимо пространства Макрокосмоса существует еще “предустановленная гармония”, которая также обладает определенной долей саттвы. Поэтому эфирные токи, вышедшие в некотором месте за пределы страды, продолжают осознаваться Творческой Проекцией и не теряются целиком и окончательно. В целом, в Макрокосмосе возникает глобальная циркуляция эфиров, преодолевающая участки расслоения. Но на них все же происходит потеря определенной доли эфиров.
Взаимное влияние саттвы, раджаса и тамаса проявляется не только в том, что два последние создают расслоение пространств, созданных саттвой. Она тоже не остается в долгу и тоже реализует расслоение эфирных токов, но уже не в пространстве, а во времени. Это означает, что при встрече сплошного потока эфиров с точкой ветвления, та часть эфиров, которая может и далее распространяться внутри расслоенного пространства, осуществляет это в форме последовательных импульсов.
Сильнее всего это явление заметно в случаях, когда эфирный поток в микрокосмосе спускается вниз по его пространственным этажам. Каждый из них заселен микрокосмосами соответствующей размерности и протяженности, а потому обладающими своими собственными значениями основной частоты и длины волны. Вот в соответствии с этими частотами эфирный поток дробиться все далее и далее.