12.4. Воспроизведение физического тела
Что касается физического тела, то его природа должна быть той же, что и природа всего окружающего мира. То есть, оно должно быть результатом голографического воспроизведения посредством точки ветвления. Но исходная информация о нем не может быть записана там же, где записана информация о мире. Это легко понять, если учесть, насколько тесно связано наше сознание с нашим телом. Эта связь формируется на основании опыта передвижений в мире: где бы мы ни путешествовали, наше тело всегда является для нас объектом первого плана, оно сохраняет свою тождественность.
Маги могут посещать и другие миры, при этом они ощущают их также посредством тела, хотя оно и может видоизменяться. Известна также способность магов принимать облик животных. Это накладывает дополнительные ограничения на локализацию исходной информации для тела.
Всем этим условиям удовлетворяет двумерный участок страды, примыкающий к точке ветвления (см. рисунок 12.7). Как видно на рисунке, для воспроизведения впечатления о физическом теле, первой страде достаточно образовать дополнительную небольшую петлю, чтобы пучок одномерных волокон, исполняющий роль предметного луча, прошел через соответствующий участок этой же страды. Разные ее участки отвечают за разный облик и состояние тела. Именно эта конфигурация с дополнительной петлей, напоминающая улитку, в традиции дона Хуана называется точкой сборки. Поэтому ее видимые размеры совсем не микроскопичны, а сравнимы с теннисным мячом.
Точка сборки представляет собой нечто вроде головки патефона, несущей иглу - точку ветвления. Игла скользит по пластинке и посылает сигнал в объем резонатора, который усиливает звук. Но в точке сборки “игла” проходит через дополнительный фильтр, принадлежащий ей самой, на котором “записана” информация о физическом теле. Более того, как говорит дон Хуан, точка сборки действует подобно магниту. Она притягивает друг к другу те эманации внутри и вне кокона, которые “подходят” друг к другу. Она выравнивает информационное наполнение этих двух эманаций, и они могут, в идеале, слиться воедино. Это и есть функция “сборки”, благодаря которой возникло само название. При этом каждый из двух источников информации сохраняет свою специфику и свободу, то есть, внутренние эманации в основном отвечают за построение тела, а внешние, за построение картины окружающего мира. Некоторая доля полной информации о мире переносится на внутренние эманации, а часть информации о теле, типа: “вот я какой” и “вот я где”, переносится на внешние. И только потом содержание внутренней эманации проецируется в толщу кокона.
И тогда в коконе воспроизводятся одновременно и окружающий мир, и погруженная в него личность. Причем, имеется свобода в их взаимном расположении. Точка сборки, как “улитка”, ползет по субстрату двумерных эманаций. Ее перемещение сопровождается сменой ландшафтов, на фоне которых существует личность. А изменение места на страде, через которое проходит предметный луч в самой точке сборки, приводит к смене внешнего облика мага, включая сюда постарение, омоложение, оздоровление и даже превращение в животных. Использование этих двух возможностей сразу позволяет магу при посещении различных миров иметь то тело, которое наилучшим образом к этому миру приспособлено.
Люди как правило не задумываются о том, что всю жизнь имеют дело с “картиной мира”. Они полагают, что просто живут в этом мире. С этой точки зрения кокон является вместилищем целой Вселенной. Поэтому выявленный механизм вполне можно сопоставить с тем, что говорилось в Главе 1 о порождении мира по представлениям индийской философии [69]. Первым всегда возникает махат, или буддхи. Это некий объем, насыщенный светящимся элементом саттвы. Как махат он служит основой для мира объектов. Как буддхи он является интеллектом, позволяющим свету сознания Абсолюта отразиться в мире объектов и познать его. Здесь важно то, что любой объект может быть осознан не ранее, чем наложит свой отпечаток на интеллект.
Кокон как раз и является таким объемом, насыщенным светящимися, вибрирующими волокнами, построенными из саттвы. Будучи промодулированными благодаря взаимодействию с двумерными эманациями, вибрации волокон создают в объеме “отпечаток” объектов, включая сюда физическое тело человека. Как мы уже знаем, Творческая Проекция транслирует свое сознание на любой замкнутый контур, образованный волокнами, стараясь придать ему устойчивость. Это и есть то самое целостное сознание кокона, с помощью которого человек мог бы, в конечном итоге, ощущать весь свой мир непосредственно как самого себя.
Но кроме этого большого контура нужно учесть еще ту дополнительную петлю, о которой говорилось в связи с построением образа тела человека. Это точка сборки, имеющая форму улитки. Именно она является носителем личностного сознания, центрированного на себя (самосознания). Именно ее следует сопоставить с аханкарой, ибо функция аханкары и заключается в ощущении «я и мое».
Точка сборки или аханкара самым тесным образом связана с нашим телом. Ведь именно оно оказывается непременным компонентом во всех жизненных перипетиях. В результате, самосознание приучается ложно отождествлять себя с физическим телом. А всю остальную картину мира полагает чем-то внешним и чуждым. Но это заблуждение. Из всего сказанного должно стать ясно, что никакого внешнего и чуждого мира предметов, лежащего вне нашего кокона, просто не существует. Все, чего мы касаемся, все, на что смотрим, есть “отпечатки” объектов на субстрате нашего кокона (или в интеллекте, если употреблять это слово в смысле индийской философии). Когда мы отодвигаем стул и встаем из-за стола, один “отпечаток” в интелекте, воспринимаемый как наша рука, действует на другой “отпечаток”, воспринимаемый как стул. Все это происходит “внутри” нашего сознания. Только ложное отождествление аханкары с нашим телом заставляет думать, будто стул есть нечто внешнее для нас.
Мы не будем детально заниматься тем, как именно строится наше тело в коконе. Напомним только, что в индийской философии утверждается, что из аханкары (из носителя нашего я) параллельно возникают пять тонких элементов (служащих основой для воспроизводства вещества в окружающем мире) и одиннадцать тонких, первичных органов нашего тела. Значит именно наше я ответственно за тот мир, в котором обитает наше тело! И за качества нашего тела ответственно оно же! Среда обитания и скафандр, в который облачается сознание, погружаясь в эту среду, изготавливаются одновременно и взаимосогласованно.
Эти индийские представления как нельзя лучше соответствуют описанной деятельности точки сборки. В Концепции все процессы в нашем мире рассматриваются как результат распространения вибраций по совокупности одномерных и двумерных эманаций Орла. В результате возникает устойчивая картина интерференции колебаний (что создает впечатление огромного количества трехмерных частиц вещества), а также возникают дополнительные тонкоматериальные структуры, на которые транслируется сознание аханкары. Эти структуры функционируют как специализированные “внутренние” органы чувств, называемые в индийской философии индриями.
Таким образом, между точкой сборки человека и теми волокнами, которые “соединяют его со всем в мире”, должна существовать неразрывная взаимосвязь. Сам дон Хуан никогда ее не подчеркивал. Поэтому, для ее выявления прибегнем к сведениям, почерпнутым из других традиций.
Всем известно, какое большое значение в йоге придается спинномозговому каналу, вернее, его тонкоматериальному аналогу - Сушумне (называемой в западной традиции Змеиным огнем). Так вот , это и есть “предметный” пучок светящихся волокон, который берет свое начало в точке сборки, а потом входит в тело в районе макушки на голове.
По йогическим представлениям, Сушумна снизу упирается в Кундалини, которая служит заслонкой для потоков могущественных энергий. У большинства людей она накрепко закрыта, и это очень хорошо для них.
Мастера восточных единоборств установили, что этот канал, на самом деле не оканчивается возле Кундалини. Он проходит вблизи нее, поворачивает вперед и поднимается вдоль передней стороны тела. Так он достигает уровня пупка. Здесь расположен центр энергии, важнейший для боевых искусств - Дан-Тянь.
А вот дальнейшее продолжение этого потока наружу как раз описывает дон Хуан, как систему волокон, которые исходят из живота и которыми человек соединен со всем множеством объектов в мире. Однако, по самой логике учения дона Хуана получается, что человек не просто соединен с объектами, он творит их! Вернее, он является свидетелем того, как некая сила в его собственной системе воспроизводит пред ним все объекты мира. Инструментом этого творчества, как мы видим, является “предметный” пучок волокон, исходящих из точки сборки, проходящий через тело человека и выходящий наружу в районе живота. Точнее, там выходит основная часть этого пучка. Остальная распределена по поверхности тела более-менее равномерно и называется эфирным телом.
Навстречу предметному пучку через пространство кокона устремлен “опорный” пучок. По-существу, это продолжение все той же петли, которая образована одномерными волокнами. Встреча двух потоков вибраций порождает в пространстве кокона впечатление частиц вещества. Они организованы в скопления, образующие предметы. Недаром дон Хуан подчеркивал, что точка сборки неизменно формирует из волокон комплексы-скопления. Наше физическое тело есть одно из таких скоплений. Поскольку оно играет в коконе выделенную роль (“оно мое”, “оно - это я”), то человеку кажется, что от его тела во все стороны расходятся волокна, соединяющие его с прочими объектами.
Все это рассмотрение потребовалось, чтобы ввести очень важное понятие первого кольца силы (см. рисунок 12.8). То, как его описывает К.Кастанеда, всегда звучит несколько иносказательно. На самом деле, первое кольцо силы это то, что выше было названо телом внимания, то есть совокупность одномерных волокон, замкнутых в петлю, проходящую через точку сборки. То есть кольцо - это петля! Таким образом, этот тольтекский термин как нельзя более нагляден. При этом, плечо петли, играющее роль предметного пучка, проходит через тело человека, образуя то, что в йоге называется Сушумной. Часть тела внимания, прилегающая к физическому телу, сопоставляется с эфирным телом и, далее, со всей аурой человека.
Что касается множества двумерных слоев кокона, то в Концепции они отождествляются с астральным телом (по индийской терминологии, с телом эмоций и желаний). Такое заключение можно обосновать тем, что во время сна форма кокона может весьма сильно искажаться, что сопровождается яркими видениями, так как точка сборки входит в контакт с ранее недоступными эманациями. А когда дон Хуан готовил ученика к сдвигу точки сборки наяву, он часто провоцировал у него вспышку сильных эмоций, зачастую отрицательных. Это также помогало создать необходимую вмятину на поверхности кокона. Таким образом, изменения формы слоев кокона одновременно связаны как со сновидениями, так и с эмоциями, то есть, с теми самыми явлениями, которые всегда приписываются астральному телу. Что требовалось доказать.
Примечание: В Главе 2 рассмотрены первые шаги творения, когда Абсолютом порождаются пространства с количеством измерений 0, 1 и 2. Они символизируются Сефирот Кетер, Хокма и Бина [65]. Для описания Макрокосмосов там же было предположено, что Сефира Бина представляет собой двумерную поверхность тора. Но она имеет и классическую модификацию в виде сферы. Только что, при описании светящегося кокона упоминались миллионы тонкоматериальных сферических слоев, из которых он образован. Все пространство кокона пронизано миллиардами одномерных петель, которые символизируются Сефирой Хокма. Именно одномерные волокна Хокмы поставляют энергию и информацию в Бину, которая служит принимающей стороной, рождающей формы нашего мира.
Напомним, что замкнутый объем кокона, образованный петлей двумерных эманаций, играет роль махата, то есть основы для возникновения мира объектов. Сами эти объекты воспроизводятся в результате деятельности тела внимания (что соответствует по индийской терминологии интеллекту). Физическое тело человека играет роль наблюдателя множества окружающих объектов. При этом человек убежден, что во все стороны вокруг него расстилается бесконечное физическое пространство. Теперь понятно, что оно вторично по отношению к тонкоматериальному пространству Макрокосмоса. Оно также и иллюзорно, по крайней мере в отношении производимого им впечатления бесконечности. В соответствии с механизмом возникновения, его можно назвать пространством внимания. Однако, благодаря коллективному и устойчивому характеру этой иллюзии, она приобрела огромное самостоятельное значение, а потому нуждается в специальном изучении, что явится предметом Главы 18.