14.4. Образ мира и модальность восприятия

Итак, образ мира дается нам в сознании. Мы живем внутри этого образа, в этой картине мира, сами являясь ее частью. И ничего иного быть не может. Исходно эта картина расцвечена всеми оттенками радуги: голубое небо, зеленая трава, желтый песок и золотистые стволы сосен... Плеск волны и дальние раскаты грома... Теплый ветер... Запах костра, гладкие, темные волосы подруги и легкий пушок на ее щеке... Красиво... Об этом хочется слагать стихи и петь песни... Из этой необходимости, наверное, и возник язык (шутка!)...

По мере развития науки мы узнаем, что практически ничего, о чем нам говорят органы чувств, на самом деле во внешнем мире не существует. Цвета нет, есть только поперечные электромагнитные колебания различных частот. Нет ни тепла, ни холода, есть кинетическая энергия движущихся молекул вещества. Нет гладкости или шероховатости, есть коэффициент поверхностного трения. Звуков тоже нет, есть продольные колебания плотности воздуха. Об этом убедительно свидетельствуют приборы. Их измерения объективны, воспроизводимы и надежны. На их основе только и можно создавать технические устройства и возводить постройки. Но захотели бы жить люди в мире, ощущая его так, как это делают приборы? В мире без цвета, запаха, звука...

К счастью, до этого пока не дошло. Несмотря на прогресс науки, убеждающей нас, что мы живем в мире каких-то фиктивных впечатлений, мы остаемся им верны. Философы придумали гладкие слова для объяснения такого положения дел. То, как мир ощущаем мы и все живые существа впридачу, называется сенсорным модальным восприятием. Приборы же дают амодальную информацию о мире. При этом принято считать, что все физические процессы во Вселенной подчиняются именно амодальному описанию.

Так делается первый шаг к тому, чтобы все-таки загнать нас в мир без цвета и звука. Ибо наше живое модальное восприятие сразу же становится ненаучным, оно должно потесниться. И только потому, что наука не знает, что с ним делать. И в самом деле, согласно А.Леонтьеву [29], происхождение модального восприятия - “это не исследованная (или почти не исследованная) проблема науки”. И это тогда, когда кажется исследованным почти все вокруг нас! Почему свет с длиной волны в 7000 ангстрем кажется нам красным? Неизвестно!

Но марксизм изменил бы себе, если бы не попытался убедить нас, что имеет ответ и на этот вопрос. А.Леонтьев полагает, что эта проблема “в психологии должна решаться как проблема филогенетического развития образа мира, поскольку: (1) необходима "ориентировочная основа" поведения, а это образ, и (2) тот или иной образ жизни создает необходимость соответствующего ориентирующего, управляющего, опосредствующего образа его в предметном мире. Короче. Нужно исходить не из сравнительной анатомии и физиологии, а из экологии в ее отношении к морфологии органов чувств и т. п. Энгельс пишет: "Что является светом и что – несветом, зависит от того, ночное это животное или дневное" [29].

Ну что сказать? Во-первых, здесь, как и раньше, наблюдается путаница между достаточным и необходимым условием. Ибо, по А.Леонтьеву, модальные восприятия возникли потому, что были необходимы для ориентирования в мире. Наверное, все было наоборот. Сначала возникла в сознании картина мира, а потом способность ориентироваться в ней. Во-вторых, не вызывает возражений, что ночные и дневные животные к привычному для нас освещению относятся по разному. Но разве все это объясняет, почему свет определенной частоты нам кажется красным, а нагретый камень теплым? Что и как производит в нашей психике такую систематическую подстановку?

И вот, не имея ни малейшего представления о том, как функционируют наши органы чувств, наука навязывает нам приоритет именно своих безвкусных и бесцветных критериев. Она свысока относится к свидетельствам видящих, которые, например, в подробностях описывают ауру человека. А как иначе? Ведь их субъективные восприятия не подтверждаются приборами. При этом забывают, что пользуясь субъективными восприятиями человек выживал на этой планете миллионы лет, создал могучую культуру и науку. Это ли не проверка на практике их эффективности! А современная наука, не успев появиться, за 300 лет привела человечество на грань гибели. Так кто страдает слепотой?

Модальные восприятия подвергаются атаке и с другой стороны. Со стороны языка. Он возник как система звуковых сигналов для обозначения различных действий и явлений. Понятно, что словами были обозначены прежде всего те феномены, которые имели наибольшую важность для большинства людей. Это круг нашей повседневной жизни.

Но для видящих были важны еще явления, доступные только им. Так появились уже менее распространенные понятия для обозначения подробностей устройства и активности ауры, светящегося кокона и микрокосмоса.

Но модальные восприятия имеют еще один (или не один?) уровень раскрытия к сути Мироздания. И там уста смыкаются, а язык вынужден смолкнуть. Человек, переживший такие состояния, может попытаться передать нам свой опыт только намеками. К подобному изложению всегда можно придраться, оно неизменно оказывается ближе поэзии, чем науке. Вот о таких сообщениях и говорят, что это глас вопиющего в пустыне. Люди, в большинстве своем, не склонны прислушиваться к пророкам. Ведь те употребляют привычные слова в каком-то непривычном смысле. Да они просто издеваются над языком! На костер их!