15.1. Где хранится память?

Распутывать клубок противоречий в общепринятой научной картине мира начнем как раз с вопроса о природе нервных импульсов. В конце предыдущей главы были сформулированы три важных промежуточных вывода:
- во-первых, каждый рецептор обязательно вступает в контакт не только с актуальным раздражителем, действующим на него в данным момент, но и с тем, что на него действовал когда-то в прошлом, и о котором мозг предполагает, что именно тот вновь действует сейчас. Поскольку мозг допускает ошибки, это служит причиной многих наблюдаемых иллюзий, которые рассеиваются по мере выдвижения мозгом все более адекватных предположений. Мозг исправляет свои ошибки, сравнивая информацию, поступающую от рецептора при его контактах с актуальным и предполагаемым раздражителями;
- во-вторых, каждый нервный импульс есть не более, чем простейший двоичный сигнал, и никакой их набор не в состоянии сам по себе быть аналоговой моделью раздражителя. Импульсы только указывают на тот раздражитель, с которым следует испытать модельное взаимодействие. Значит где-то в памяти должен храниться банк модельных раздражителей, к аналоговой форме которых имеют доступ все рецепторы. Логический анализ показал, что сам мозг не может быть местом такого хранения, так как тогда была бы излишней обнаруженная физиологами встречная система нервных волокон. Значит памятью должны обладать сами рецепторы;
- в-третьих, человек каждое мгновение пребывает в рамках своей индивидуальной картины мира. Если она искажена из-за неверного отождествления раздражителя, то человек всем своим существом ощущает именно эту искаженную картину. Он воспринимает ее как подлинную, пока мозг не исправит свою ошибку.

Решить вопрос о том, где и как хранит информацию рецептор, поможет обсуждение явления эйдетизма [49, 63]: некоторые люди продолжают видеть предмет даже после того, как его убрали из поля зрения. Иногда это принимает настолько навязчивые формы, что превращается в болезнь. Если показать эйдетику картину с очень большим числом мелких деталей, потом, через 10-15 секунд убрать картину, а затем спросить о некоторых ее подробностях, таких как число людей, надписи на вывесках и т.п., то он, чтобы ответить на вопросы, вглядывается в будто бы находящийся перед ним образ. Эйдетик продолжает видеть картину, считает людей, читает надписи и т.д.

Полагают,что эйдетизм - это явление, стоящее на стыке восприятия и памяти. Но это означает, что человек не столько вспоминает, сколько видит то, что было в прошлом, т.е. видит сквозь время!

Но ведь каждый рецептор при ощущении также должен использовать память о модельных раздражителях. Так может быть всем им присуще свойство эйдетизма, а не только клеткам сетчатки? Может быть это и есть нормальный механизм памяти? Понятно, что его поломки, связанные с “залипанием” впечатлений, оказались замечены прежде всего на примере зрения, так как это наиболее информативный канал.

Стоит только предположить, что рецептор не хранит в себе никакой информации, а обращается сквозь время к своим собственным прошлым состояниям, как вся система организации нервной деятельности обретает поразительную экономичность и ясность.

Исчерпывающая демонстрация справедливости такого предположения будет проведена в два шага. На первом мы ограничимся классическим представлением о том, что человек как физическая личность обитает в окружающем физическом мире. На втором шаге мы в полной мере воспользуемся моделью светящегося кокона и точки сборки.