15.2. Внешняя память

15 01Рис.15.1 По микрокосмосу прокатываются волны возбуждения (показаны две из многих тысяч). Все они сходятся воедино в точке Кетер.Напомним вкратце, как возникает в микрокосмосе картина мира. С точки зрения волновой модели микрокосмос есть сегмент Макрокосмоса, обособленный тем, что все одномерные волокна его ствола сходятся в единой точке Кетер (Глава 8) (см. рисунок 15.1). Волокна всех измерений, из которых соткано тело микрокосмоса, служат коридорами, по которым друг за другом продвигаются волны эфирной энергии. Эти волны представляют собой достаточно узкие импульсы, разделенные спокойными промежутками. А в зоне волны вся система пространственных кружев микрокосмоса пребывает в возбужденном состоянии. Благодаря этому возбуждению в пределах светящегося кокона возникает картина мира, включая физическое тело самого человека.

Итак, мы живем в трехмерном мире, картина которого вместе с волной возбуждения перемещается вдоль тела микрокосмоса. Поэтому для описания такого сдвига необходимо привлечь уже четвертое измерение. Оно-то и трактуется в нашем мире как время.

В теории относительности для анализа движения объектов в четырехмерном пространстве-времени употребляется понятие мировой линии. Оно есть четырехмерный аналог обычной траектории в пространстве. Так вот, вообразим себе мировую линию в пространстве-времени, вдоль которой движется рецептор. Ее можно представить себе в виде шлейфа паутинок, который тянет за собой паук-рецептор. Здесь позиция Концепци отличается от позиции физики, так как полагает, что мировая линия рецептора овеществлена, а не является математической фикцией. Но это овеществление тонкоматериальное, посредством одномерных волокон. Смысл первого приближения заключается в том, что мы полагаем, что рецептор есть компактный возбужденный участок на его собственной мировой линии. Вне его физического тела мировая линия спокойна.


Примечание: Следует пояснить, в каком смысле можно говорить о “спокойных участках мировой линии”. Первичным источником энергии в микрокосмосе является его семимерное нейтральное ядро. Поэтому и волна энергии имеет семимерную структуру. Когда она добирается до уровня нашего кокона, то внутренние волны обладают всего двумя измерениями, а остальные пять приходятся на внешние поперечные волны. Для воспроизводства мира достаточно выбрать любую из бесчисленного множества плоскостей поляризации двумерных колебаний. Поэтому-то в падшем мире так много параллельных трехмерных пространств. Волны эфиров занимают практически всю длину микрокосмоса, но состоят из отдельных острых импульсов, имеющих различные поляризации. Каждое воспроизведенное пространство живо за счет своей поляризации и реагирует только на нее. Если бы не так, то их жители могли бы влиять друг на друга, чем нарушили бы взаимную изоляцию. Именно с этой точки зрения можно считать, что бегущий импульс (обладающий конкретной поляризацией) окружен обширными участками, где возбуждение с данной поляризацией отсутствует.


Постоянно пребывая в пределах волны возбуждения, рецептор ощущает свое погружение в окружающую среду, которая генерируется этой же волной. Время от времени объекты окружающего мира вступают с ним в контакт, или вернее, рецептор вступает в контакт с ними. Это можно представить так, что в некоторых точках пространства-времени паутинка прикрепляется к объектам, а в остальном она висит там свободно. Именно в моменты прикрепления паутинки рецептор-паучок вырабатывает импульс, этот унифицированный сигнал того, что он находится в контакте с внешним миром. Таким образом смысл нервных импульсов оказывается еще проще, чем двоичное “да-нет”. Они несут мозгу единственный сигнал: “да”! А на его мировой линии, в месте возникновения импульса, возникает крошечный канал связи с внешним миром. Его можно представлять себе как отверстие или маячок.

Как известно, рецепторы в значительной степени специализированы. Одни из них реагируют на нажатие, другие на поглаживание, третьи на тепло и так далее. В слуховом анализаторе каждый рецептор настроен на свою длину волны звука... Все это происходит благодаря “одежкам” в которые облекаются достаточно стандартные по строению чувствительные тельца рецепторов. В результате, каждая ситуация сопровождается огромным потоком импульсов, текущих к мозгу от массы различных рецепторов.

Возникает важнейший вопрос: а кто при этом испытывает ощущения, совокупность рецепторов или мозг? Ответ: ни то, ни другое! Ощущения есть функция сознания и только его. И транслирует его на кокон Творческая Проекция. Почему и как она вместо электромагнитных колебаний ощущает цвет, а вместо волн плотности - звук, мы разберем в рамках второго приближения.

Отметим, что в пределах волны возбуждения (в наш момент “сейчас”) в микрокосмосе существуют замкнутые контуры, по которым текут токи эфиров (кокон есть часть этой структуры). Этого достаточно, чтобы Творческая Проекция сопровождала их своим вниманием. Какая ситуация генерируется этими токами, такую она и ощущает. Поскольку главный контур в нашем коконе это точка сборки, то все ощущения воспринимаются как бы “с ее колокольни”, то есть, с точки зрения нашего эго. Все ощущения приписываются ему.

Что касается расшифровки информации, переносимой импульсами, то мозг этим вовсе не занимается. Ему важно распознать ситуацию в целом! На входе он имеет импульсы, пришедшие от определенного набора анализаторов. Как ему решить, в какой ситуации оказалось эго? Он дает команду тем же самым рецепторам найти аналог в прошлом.

Здесь важно, что первичные сигналы в мозг каждый рецептор посылает независимо друг от друга. Какое воздействие есть, о том он и сигналит, как умеет. Можно представить, что внешний объект как бы вбрасывает через точку контакта в нервную систему частицу своей энергии. А когда мозг по параллельным нервам посылает вторичные или встречные сигналы, то те, достигнув рецепторов, заставляют направить их энергию в прошлое. Ее уносят туда тонкоматериальные “волокна-щупальца”, скользящие вдоль мировых линий рецепторов туда, где волна возбуждения уже прошла. Как определяется место, в котором энергия, переносимая “щупальцами”, должна “соскочить” с мировых линий и выйти во внешний мир? Это должно произойти там, где одновременно встретятся маячки на всех мировых линиях, вовлеченных в процесс. Понятно, что этот критерий слишком жесткий, и условие на самом деле может выполняться с некоторой погрешностью. В этом причина возникновения иллюзорных восприятий. Но это же дает возможность в ходе нескольких попыток отождествления оценить качество объекта, с которым ранее контактов вообще не было.

А что происходит, когда энергия всей совокупности нервных импульсов одновременно “соскакивает” со своих мировых линий? Ведь там уже нет никакого внешнего мира, волна возбуждения давно ушла вперед. Все эманации пребывают в спокойном состоянии. Но импульсы приносят необходимую энергию, чтобы заново возбудить те контуры, которые сложились в пространственных кружевах при последнем прохождении волны возбуждения. Их энергия, разумеется мала и скоротечна. Но она делает главное: вновь налаживает контакт между разъединенными страдами. На этом участке микрокосмоса появляется на короткое время дочерний кокон. Через это место в пространстве-времени вновь может быть передана энергия от точки Кетер, пусть и небольшая. Поэтому возбуждается только бледное подобие былой картины мира. В этот процесс вовлечены также волокна, составляющие след от точки сборки. Значит, одновременно оживает и бледная тень нашего эго. Вот оно (а вернее, все та же Творческая Проекция) и ощущает эту призрачную картину. Поскольку все это происходит в нашем же коконе, то мы не в состоянии отличить какое я задействовано, существующее в данный момент “сейчас”, или в прошлом.

Таких точек воспоминания может оказаться сразу несколько. Там же, в прошлом, запечатлены и образцы предпринятых некогда действий по поводу аналогичной ситуации. Мозг выбирает наилучший вариант и дает команду на двигательные органы - рефлекторная дуга замыкается.

Итак, можно сделать вывод: Хранилищем памяти о мире служит сам мир в его моменты прошлого.

Действительно, зачем волочить за собой память о внешнем мире, если он, хотя и в невозбужденном состоянии, существует в прошлом? Тогда для сравнения предъявленного раздражителя с модельным достаточно просто перенести точку контакта с миром в прошлый момент времени, возбудить там соответствующую картину и ощутить ее.


Примечание: На первый взгляд получается, что рецепторы ведут себя как машина времени. Но на самом деле речь идет о потоках импульсов, направленных по одномерным волокнам “щупалец” вдоль тела микрокосмоса как бы в четвертом пространственном измерении. Конечный эффект эквивалентен перемещению во времени. Более того, поскольку наш микрокосмос семимерен, то такими движениями возможности волокон далеко не исчерпываются.


Теперь также становится понятно, почему К.Лешли не удалось локализовать в мозгу место, где фиксируется условный рефлекс. Даже если он возбуждал у крысы какой то избранный рецептор, она всегда реагировала на всю ситуацию в целом. Поэтому возбуждалась вся кора ее головного мозга. Поиск аналогов в прошлом также происходил с участием практически всей коры, то есть даже тех рецепторов, которые он не раздражал. И она находила этот аналог, даже если он изымал из ее мозга какой-то фрагмент. Оставшейся части общей картины для этого хватало, ведь успешный поиск возможен и при определенной погрешности.

Более того, в опытах уже на людях исследовали, как ведет себя восприятие внешнего мира в случаях сильного нарушения работы органов чувств. Например, человеку надевают сильно искажающие очки. В предельном случае он видит мир либо вверх ногами, либо, благодаря зеркалам, его правый и левый глаза как бы меняются местами (см., например, [28]). На первом этапе человек испытывает информационный шок. Он не в состоянии ориентироваться в такой внешней среде. Но если он преодолевает свою пассивность, начинает хоть что-то делать, то через некоторое время ориентировка восстанавливается.

Здесь важна деятельность, так как благодаря ей в процесс освоения “нового мира” включаются другие органы чувств, помимо зрения. С опорой на них и происходит восстановление прежней картины мира. По ходу дела выясняется масса интереснейших моментов относительно работы психики. Например, она склонна достраивать недостающие фрагменты образа мира, исходя из принципа правдоподобия. Это, собственно, и дает возможность постепенно переработать всю картину. А когда искажающие очки с человека снимают, он опять на некоторое время попадает в мир хаоса.

Анализ подобных опытов позволил А.Леонтьеву [28] присоединиться к резкой критике распространенных представлений о возникновении психических образов внешних объектов (за стиль высказываний ответственность несет их автор): “В свете теории отражения школьная "классическая" схема: свеча- ее проекция на сетчатке глаза - образ этой проекции в мозге, испускающем некий "метафизический свет", - есть не более чем поверхностное, грубо одностороннее (а следовательно, и неверное) изображение психического отражения. Схема эта прямо ведет к признанию того, что наши органы чувств, обладающие "специфическими энергиями" (что есть факт), отгораживают субъективный образ от внешней объективной реальности”.

Еще он пишет: “Капитальный психологический факт состоит в том, что в образе нам даны не наши субъективные состояния, а сами объекты”. То есть, он старается убрать границу между внешним миром и его отражением в нашей психике настолько радикально, что практически уравнивает их.

Более того, он подчеркивает, что в психике на самом деле отсутствует загадочная и необъяснимая ранее способность будто бы проецировать вовне наши внутренние образы: “В акте восприятия субъект не соотносит своего образа вещи с самой вещью. Для субъекта образ как бы наложен на вещь. Нельзя поэтому согласиться с высказываемым иногда утверждением, что предметность восприятия есть результат "объективизации" психического образа, т.е. что воздействие вещи сначала порождает ее чувственный образ, а затем этот образ относится субъектом к миру, "проецируемому на оригинал". Психологически такого особого акта "обратного проецирования" в обычных условиях просто не существует”.

И, наконец, его высказывание: “Воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств”.

Все вместе это очень точно характеризует точку зрения Концепции. Чтобы с этим согласиться, нужно только уточнить, что понимается под словами “субъект” и “человек”. Субъект в Мироздании один - это Абсолют с его Творческой Проекцией. Человек - это микрокосмос, которому “делегируется” сознание Творческой Проекции, физическая личность - это часть картины мира в микрокосмосе, возникающая благодаря прохождению по нему волны возбуждения.

Как мы выяснили в предыдущей главе, картина мира есть результат голографического воспроизведения описания мира. Поэтому она и есть, пусть субъективный, но единственный образ объектов мира. Никакого другого существования в вещественной форме у объектов просто нет. Никакого марксистского “удвоения” мира в сознании человека не происходит. Тем более, что выявлено отсутствие механизмов для проекции этого удвоенного мира вовне. А.Леонтьевым сказано: “Для субъекта образ как бы наложен на вещь”. Это “как бы” выдает натяжку, так как накладывать одно на другое вовсе не нужно. Есть один экземпляр образа и этого достаточно. Наложение ситуаций, а вернее их сравнение, происходит на стадии формирования образа.

Фраза: “Воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств”, на самом деле решает старую проблему параллелизма. Если за словом “человек” стоит Сознание Абсолюта, то мы все время имеем дело с тем, что этому сознанию предьявляются те или иные ситуации. Механизм их оценки таков, что для ситуации, ощущаемой сознанием в данный момент подыскивается аналогичная ситуация из прошлого, которую также предъявляют сознанию для восприятия. Задачу о том, какую именно модельную ситуацию предложить сознанию, решает мозг. Он размещает точку модельного контакта с внешним миром в тех или иных моментах прошлого, то есть, на той или иной дистанции от волны возбуждения (см. рисунок 15.2). Сознание созерцает эти ситуации до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворительное согласие между актуальным и модельным состояниями. Все это время человек пребывает в неопределенности, в его сознании сменяют друг друга иллюзорные картины.

15 02Рис.15.2 Актуальная картина мира воспроизводится в коконе слева (обозначенном белым цветом). Поиск аналогов для сопоставления происходит в прошлом. Там, где высвобождается максимум энергии, переносимой вдоль "мировых линий рецепторов", оживляется дочерний кокон. На какое-то время в нем циркулируют токи, проходящие через точку Кетер. Их достаточно для возбуждения бледной копии былого переживания.Познакомиться поближе с тем, как это происходит, можно на очень простом опыте. Достаточно сесть перед зеркалом и начать внимательно созерцать свое отражение. Нужно остановиться на какой-нибудь детали лица, например, на точке между бровями, и успокоиться настолько, чтобы изображение начало слегка туманиться. И вскоре перед взором начнет сменять друг друга целая галерея лиц: благородных и подлых, мужских и женских, красивых и уродливых. Некоторые полагают, что так можно увидеть свои лица из прошлых жизней... Но в любом случае, становиться явной творческая работа нашей психики. Она склонна найти порядок в любой ситуации. Эту сторону нашего существа дон Хуан называет тоналем, в отличие от нагваля, который представляет собой одновременно творческое и хаотическое начало.

Другой общеизвестный пример, это когда вы расположились в купе поезда и ждете отправления. Вот картина за окном плавно поплыла назад. При этом вы никогда не скажете себе: “Предположу-ка я, что мой поезд тронулся”. Вы в какой-то момент просто ощущаете, что поезд пошел. Иногда даже кажется, что уже и колеса постукивают. Но вдруг приходит осознание, что это за окном отправился встречный поезд, а ваш все еще стоит на месте. Здесь особенно ярко видно, что мы каждый момент ощущаем внешний мир так, как он отображен в нашей картине мира.

В приведенных примерах отождествление ситуации происходило в течение длительного времени. В повседневной жизни этот процесс, к счастью, протекает достаточно быстро, почти мгновенно. Для этого существуют определенные механизмы, с которыми мы прознакомимся в следующем разделе.

А сейчас важно отметить, что действительно имеют место два различные ряда явлений, “один из которых образован состояниями сознания, а другой – сопровождающими их нервными процессами”, как об этом пишет Ж.Пиаже [41]. Но порядок все же нужно изменить. При распознавании ситуации сначала реализуются нервные процессы, а параллельно с ними состояния сознания. Чтобы нервные импульсы “соскочили” со своих мировых линий в нужный момент прошлого, должна поработать нервная система. В результате, в этом месте микрокосмоса возбуждается ослабленное подобие нашего кокона и сознание Творческой Проекции свидетельствует ту прошлую картину мира. Поток таких свидетельств и образует параллельный ряд состояний сознания.


Примечание: Если быть точным, то ни о каком "ряде состояний сознания" говорить не следует. Абсолютное Сознание неизменно и всегда тождественно себе, словно зеркало, равно отражающее все, что угодно. Модификации испытывает психика, возникающая на стыке этого Абсолютного Сознания и изменчивых тонкоматериальных структур микрокосмоса (в нашем случае это точка сборки и референтная система, о которой см. Раздел 15.4). Поскольку официальная наука отрицает существование тонкоматериальных реалий, то она вынуждена говорить о "рядах состояний сознания", чем сразу загоняет себя в философский тупик.


О том, что один из рядов излишен, можно было говорить, пока не было понято, что мозг не является хранилищем долговременной памяти (не исключено, что кратковременная память есть то единственное, что можно назвать памятью).

А у роботов, которые несут память в себе самих, второго ряда состояний (сознания) действительно нет. Есть только “нервные” реакции. Не обладают они и модальным восприятием, то есть, их мир не имеет ни цвета, ни запаха, ни звука. Их датчики умеют реагировать лишь на амодальные физические воздействия, такие как энергия волны.

Но живые существа устроены по-другому. Памятью для них служит их индивидуальная картина мира в ее прошлые моменты времени. Как образно выражается В.Налимов [36]: “Личность живет не только в сейчасности настоящего, но и в сейчасности прошлого”.

Отсюда ясно, почему не удается расшифровать нервные импульсы даже в простейших случаях. Ведь они несут отпечаток именно индивидуальной истории каждого организма. Все выглядит так, как будто каждая особь вырабатывает собственную систему кодирования импульсов. Но на самом деле никакого кодирования не происходит вообще.

Индивидуальность картины мира каждого существа обеспечивается тем, что оно обитает в своем коконе и картину мира строит там же. Его тело есть одна из составных частей картины мира. Память можно считать внешней только по отношению к физическому телу, данному в конкретный момент “сейчас”, так как при воспоминании точки контакта рецепторов с “окружающим миром” отстоят от этого момента на некотором расстоянии. Причем, все это есть только небольшой фрагмент многомерного микрокосмоса. Поэтому в качестве резюме приведем высказывание дона Хуана: “Обычный человек считает, что его мысли и чувства находятся у него внутри, маги считают, что они снаружи. Человек знания не различает одного от другого и не придает этому значения".