15.3. Природа модального восприятия

Итак, чтобы оценить любое свое текущее состояние, люди сравнивают его с предыдущими. Как говорил дон Хенаро, один из помощников дона Хуана [25]: "Мы всегда отстаем от мира на один прыжок, так как только и делаем, что вспоминаем, вспоминаем”...

Но как же тогда в сферу нашего сознания попадает самый первый опыт о мире, и где он сохраняется? Сюда же примыкает вопрос о том, почему нам, живым существам, мир раскрывается именно через модальные восприятия? Кто и как научил нас систематически заменять энергетические воздействия на тело ощущениями тепла, звука и цвета? Как мы видели, у официальной психологии на этот вопрос ответа нет.

Чтобы разобраться в проблеме, рассмотрим предэволюцию трехмерных существ, эти почти неисследованные этапы становления психики, предшествующие ее биологической форме.

В 1-й Части книги описан процесс возникновения все более сложных тонкоматериальных структур, называемых Макрокосмосами. Все начинается с того, что “...скрытый Безграничный Абсолют (АЙН СОФ) возвращается от периферии к центру и устанавливает сияющую точку, которая есть первая манифестация Единого”. Так был сотворен нульмерный Макрокосмос (точка). Затем последовало освоение 1-го, 2-го, 3-го измерений, вплоть до 7-го.

На каждом этапе, начиная с двумерного Макрокосмоса, их пространства заселялись тонкоматериальными существами-каррасами и микрокосмосами. Начиная с трехмерных микрокосмосов, у каждого из них сформировались ядра - нейтральное, позитивное и негативное. В пределах двух последних появилась возможность воспроизводить картину “окружающего мира”, в том числе, собственное физическое тело. У наших падших микрокосмосов процесс воплощения в физическое тело носит принудительный характер. Одновременно позитивные и негативные ядра у нас деградировали до состояния одного и весьма неустойчивого светящегося кокона.

Все этажи этой тонкоматериальной структуры, как губка водой, пропитаны морем Сознания Абсолюта, называемого Творческой Проекцией. Оно ярко и непосредственно осознает не только каждую частицу, но и сразу все Мироздание в каждое мгновение. Нам очень трудно вообразить себе такое Сознание, прикосновение к его потоку является признаком высшего Просветления.

Представьте, что вы вдруг включили на полную мощность радиоприемник, способный воспринимать сразу все диапазоны. На вас тут же обрушится лавина звуков, под напором которых вы просто оглохнете. Тогда вы, во-первых, поскорее убавите звук, чтобы избежать болезненных ощущений, а во-вторых, подключите узкополосные фильтры, чтобы из всего множества сигналов выделить тот, который важен для вас сейчас.

Аналогично и с существом микрокосмоса. Его структуры никогда не будут в состоянии в полной мере и адекватно воспринять море Сознания Абсолюта. Ведь микрокосмос есть только одна из “антенн” карраса, которые совместно могут в некоторой степени приблизиться к этой цели, да и то только на уровне своей размерности. “Антенна” это прежде всего тонкоматериальный фильтр, позволяющий существу сузить диапазон восприятия внешних сигналов. Следующий этап фильтрации выполняет нервная система физического тела. Она, таким образом, не столько окно в мир, сколько защитный фильтр от испепеляющей мощи могучих информационных потоков, властвующих в окружающем Мироздании. Циркуляция нервных импульсов предназначена для того, чтобы из всего многообразия информации, потенциально доступной через Творческую Проекцию, выделить ту, что относится исключительно к данному существу. В результате оно может созерцать мир как бы со своей колокольни.

Напомним, что в Главе 6 описывалось, как в сознании Творческой Проекции рождаются образы сложных структур Макрокосмосов и микрокосмосов. Они погружены во Множество Произвольных Состояний Абсолюта и играют роль резонаторов для его нерегулярных вибраций, благодаря чему образы некоторых состояний обретают длительное существование. Это сравнивалось со звучанием отклика или стройного аккорда.

Когда формируется тороидальное пространство следующего Макрокосмоса, область звучащего отклика образует внутреннюю полость тора. Таким образом, тело нового Макрокосмоса проявляет себя как волновод для отклика, порождаемого предыдущим Макрокосмосом. Кто осознает этот звучащий отклик или предустановленную гармонию? Конечно Творческая Проекция, и только она, ведь она есть единственный аспект Сознания Абсолюта, вовлеченный в процесс Творения.

Сопоставление прошлого опыта микрокосмоса с теми воздействиями, которые испытывает на себе физическое тело в данный момент, осуществляется посредством активных тонкоматериальных “щупалец”, скользящих в прошлое вдоль пассивных тонкоматериальных мировых линий рецепторов. Этот образ является приблизительным намеком на деятельность тонкоматериальных органов чувств, называемых индриями. Они необходимы микрокосмосу, так как на привычные нам внешние органы, вроде глаз, ушей или языка действуют либо электромагнитные вибрации (порождающие впечатление света), либо механические (переживаемые как звук, прикосновение или тепло, причем, в конечном итоге, они также имеют электромагнитную природу). Но каким-то образом наше сознание ощущает именно цвет, именно звук, именно тепло.

Ближайшей задачей является демонстрация того, что эту возможность психике предоставляют тонкоматериальные органы чувств, настроенные на восприятие предустановленной гармонии. То есть, воздействие на сетчатку глаза электромагнитных волн длиной 7000 ангстрем вызывает у нас переживание красного цвета не потому, что лучи красные, а потому, что воспринимать их так научилась Творческая Проекция на предыдущих стадиях Творения. И теперь такая ассоциация навсегда закреплена в предустановленной гармонии. Тем самым, Сознание Абсолюта никогда не бывает далеко от нас. То, что мы воспринимаем мир в цвете и звуке, есть Его непосредственное проявление в нас.

Теперь постараемся выявить, каким органам чувств соответствуют отклики микрокосмосов разных размерностей. Для этого воспользуемся такой мерой, как информационная емкость сигналов, воспринимаемых различными органами чувств.


Примечание. Предлагаемый подход основывается на том соображении, что каждый микрокосмос играет роль антенны, воспринимающей сигналы со стороны предустановленной гармонии. Богатство восприятия каррасом (который и есть истинный микрокосмос - обитатель пространства Макрокосмоса) зависит от количества этих антенн, а значит, от размерности самого карраса. Каррас размерности N состоит из N микрокосмосов. То есть, двумерный каррас имеет 2 микрокосмоса, трехмерный - 3, четырехмерный - 4 и так далее.
Параллельно этому следует учесть, что хотя на органы чувств нашего тела всегда действуют только трехмерные объекты, информационное наполнение этих воздействий весьма различно. Так, зрение намного информативней слуха.


Концепция исходит из того, что наши тонкоматериальные органы чувств (индрии) производят подмену трехмерных воздействий на рецепторы теми ощущениями, которые Творческая Проекция испытывала на стадии предэволюции. Правило для подмены основано на информационной эквивалентности того и другого. На нынешней стадии эволюции соответствующие восприятия непрерывно воспроизводятся или звучат в предустановленной гармонии каррасов, обладающих соответтсвующим количеством антенн-микрокосмосов (об иерархии каррасов см. Приложение D). Так как наше сознание есть всего лишь “часть” сознания Творческой Проекции, мы ощущаем эти вечно воспроизводимые в нем состояния как свои собственные. Необходимую коммутацию между ними и внешними воздействиями на тело, как говорилось, осуществляют тонкоматериальные структуры нашего микрокосмоса (индрии).

Таким образом, выясняется, что параллельно картине мира в коконе воспроизводится структура, поддерживающая соответствия между воздействиями на тело и нашими ощущениями. Причем, эта структура целиком тонкоматериальна и обращена одной стороной к нашему трехмерному миру, а другой к мирам меньших размерностей. Оттуда черпаются конкретные ощущения по крайней мере для смысла, звука и цвета.

Это положение Концепции не является полностью чуждым науке. Вот, например, отрывок из книги А.Леонтьева [29]: “Рассматривая сознание человека, я должен ввести еще одно понятие – понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это – смысловое поле, система значений... Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении... Значения выступают не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей... Значения, таким образом, несут в себе особую мерность. Это мерность внутрисистемных связей объективного предметного мира. Она и есть пятое квазиизмерение его!”

В этом высказывании важна интуиция того, что картина нашего мира как бы погружена в ореол дополнительного измерения, которое А.Леонтьев сопоставляет со значениями. Однако, не следует думать, что оно на самом деле дополняет наше пространство-время до пятого измерения. Чтобы в этом убедиться, обратимся к высказываниям другого известного исследователя сознания - В.Налимова [36, 37, 38], посвященным близкому понятию смысла.

Его позиция сводится к тому, что необходимо говорить о “вездесущности сознания”. Но это невозможно всерьез делать, если не постулировать “изначальное существование непроявленной семантики”, то есть существование смыслов, независимых и внешних относительно нашей психики и предшествующих ей. Сам он считает свою точку зрения близкой позиции Платона. Кроме того: “Такой подход больше нельзя считать ненаучным – признаем же мы изначальную заданность фундаментальных физических констант, природа которых скорее ментальна, чем физична”.

И далее: “Мы можем научиться пространственно воспринимать мир смыслов, если сумеем неким, достаточно наглядным способом, задать образ семантического поля. Так мы можем геометризовать наши представления о сознании и создать язык, близкий языку современной физики”.

Давно известно, что каждый дискретный знак, каждое слово имеет неоднозначный смысл, иными словами, обладает как бы смысловым ореолом. Его геометризация началась с того, что в [36] В.Налимов установил эквивалентность элементарного смысла нульмерной точке. И в самом деле, именно смысл, как и точка, обладает свойством дальнейшей неразложимости на составные части, своеобразной окончательностью.

Наглядный образ семантического поля В.Налимов мыслит в виде непрерывного линейного упорядоченного множества точечных смыслов. Они “упакованы на числовой оси также, как там упакованы действительные числа. Это еще только семантический вакуум – здесь еще отсутствует система предпочтения”.

“Если все окружающее, весь мир рассматривать как своего рода текст, то это будет не что иное, как совокупность смыслов, связанных с помощью языка. Тексты же представляют собой структуры, порождаемые вероятностным взвешиванием смыслов”.

Таким образом, в отличие от А.Леонтьева, В.Налимов видит истоки сознания не в пятом, а в нулевом дополнительном измерении. Носителями окончательных смыслов у него выступают нульмерные объекты. Наша психика каким-то образом умеет вступать в контакт с исходным одномерным “запасом” этих объектов, выбирая из него подходящие, вероятностно “взвешивая” их, и тогда в нас рождается ощущение осмысленности.

Точка зрения Концепции весьма близка к этому, но с важной оговоркой: любые нульмерные объекты являются представителями тонкоматериального мира, и по этой причине их нельзя отождествлять с самим сознанием, как это часто делает В.Налимов. Однако, сильная сторона его позиции в том, что он один из первых связал тонкоматериальные объекты с функционированием нашей психики. Именно это направление развивается в Концепции.

Как мы видели в 1-й Части, творение началось с самых простых структур - с нульмерных. При дальнейшем Его становлении эти, уже освоенные объекты, служат буквально точками отсчета, смыслами. В составе микрокосмосов они занимают позицию точек Кетер, в которых сходятся воедино все силовые линии. В них осуществляется как бы итоговая оценка состояния микрокосмоса.

Для нашего трехмерного мира нульмерные, одномерные и двумерные объекты прозрачны и ненаблюдаемы. Однако, благодаря тому, что тонкоматериальные структуры микрокосмоса несут в себе наследие всех предыдущих этапов творения, наша психика имеет возможность вступать в контакт со всеми измерениями тонкоматериального мира. В результате, нам становятся доступны те самые модальные восприятия, о которых уже столько сказано.

Итак, при контакте с нульмерными объектами наша психика переживает смысл.

А каковы наши ощущения, когда мы вступаем в контакт с одномерными объектами? Прежде всего, этот контакт может переживаться только как субъективное восприятие. Можно утверждать, что это переживание внутреннего звука, то есть не звука, вызванного внешним раздражителем, а тем первичным опытом звучания, с которым сравнивается любой звуковой раздражитель в нашей жизни.

Такое сопоставление вполне отвечает критерию информационной эквивалентности. Известен очевидный факт, что для запоминания и воспроизведения звучания достаточно одномерной дорожки в звукозаписывающем аппарате.

Наиболее просто указать место в нашем внутреннем мире для контактов с двумерными объектами. Очевидно, это зрительные образы цветных светящихся поверхностей, но, также как и для звука, здесь под ними понимаются внутренние образы, что сродни воспоминаниям. Для запоминания зримых образов всегда необходима двумерная поверхность. Цифровая передача изображения в виде последовательности кодов может создать впечатление, будто оно также эквивалентно одномерному массиву информации. Но это не так, ибо в этом случае поверхность разбивается на множество мелких одинаковых площадок, называемых пикселами, каждая из которых все равно двумерна.

Для трехмерных объектов уже можно указать проявления во внешнем мире. Это - формы. Но они постигаются нами не непосредственно, а косвенно, ибо дистантное стереоскопическое зрение сводится к восприятию пары двумерных “раскрашенных поверхностей”, предъявляемых каждому из глаз отдельно. Форму мы познаем контактно, благодаря внутреннему чувству своего тела и осязанию.

Но наиболее сильные ощущения в нашей внутренней жизни связаны с эмоциями. Если мы чувствуем, что всегда остаемся выше звука, выше зрительных образов, то эмоции буквально захватывают нас целиком и нередко руководят всем нашим поведением. Зачастую нет более веского соображения для человека, чем "я хочу" или "мне не нравится". Все это свидетельствует о соизмеримости эмоций с самым фундаментом нашей личности. Поэтому можно предположить, что мы переживаем эмоции, когда наша психика вступает в контакт с тонкоматериальными объектами, имеющими размерность по пространству не ниже трех.

Любое наше ощущение, любая мысль, при всей их важности для нас самих, играют чисто служебную роль для микрокосмоса. Когда мы осознаем нечто, это означает, что сквозь наш кокон, как через передаточное звено, протекает очередная порция эфирной энергии. Как было установлено ранее, если размерность энергетического импульса превышает размерность “проводов”, то есть волокон кокона, то энергия передается в форме поперечных колебаний. Сам светящийся кокон представляет собой трехмерное образование. Поэтому при протекании по нему импульса энергии, соответствующего эмоциям (по крайней мере трехмерного), должна искажаться форма кокона. Именно это в подробностях и описано К.Кастанедой [25]. Например, сдвиг точки сборки ученика возможен только при создании вмятины на поверхности его кокона. Чтобы ее реализовать, дон Хуан часто провоцировал у ученика вспышку сильных эмоций, зачастую отрицательных. То есть, эмоции в самом деле сопровождаются изменением формы кокона, что подтверждает их “многомерность”.

О существовании тонкоматериальных миров издавна было известно в иудаизме. Например, А.Штайнзальц в своей книге “Роза о тринадцати лепестках” [71] рассказывает об одном из них, о так называемом “мире созидания”, следующее: “...Это, по существу, мир чувств, главная субстанция которого - эмоции того или иного типа, являющиеся элементами, из которых этот мир построен”.

Эти элементы признаются существами и называются в иудаизме ангелами. “Каждого из них характеризует некий импульс или определенное побуждение - ощущение любви, импульс страха или сострадания и тому подобное... В стане ангелов любви, например,- бесконечное множество разновидностей и нюансов этого чувства... Ангел всегда остается проявлением одной-единственной эмоциональной сущности”.

Впрочем, выбор любви в качестве примера эмоций здесь следует признать весьма неудачным. Разве что это любовь к макаронам или к рыбной ловле. Место Любви - среди самых высоких метафизических понятий: “Бог есть Любовь”. А описываемый А.Штайнзальцем мир созидания это один из промежуточных уровней тонкоматериальной структуры Макрокосмоса, где вибрации предустановленной гармонии осознаются как эмоции.

Но предложенный А.Штайнзальцем образ качественно весьма близок тому, что говорит В.Налимов о точечных смыслах, населяющих одномерные пространства. Но теперь речь идет об объектах или существах, несущих импульс гораздо большей информационной емкости. Чтобы дать исчерпывающее описание, например, эмоции земной любви, зависти и т.п. не хватило всей предыдущей мировой литературы. А все дело в том, что литературные тексты обладают качественно меньшей информационной емкостью, чем любая эмоция, ведь они манипулируют нульмерными смыслами, а не трехмерными или четырехмерными эмоциями.

Итак, на входе нашей нервной системы действуют только раздражители, соизмеримые с нашим телом, т.е. трехмерные. Интерпретация этих воздействий как разнообразных субъективных переживаний становится возможной благодаря коммутирующей функции волокон тела внимания. Они соединяют наличные раздражители с эталонными ощущениями, но поскольку эталоны возникали на самых различных стадиях Творения, то система соотнесения пронизывает собой всю иерархию пространств.

В Главе 7 мы познакомились с тем, что тело Макрокосмоса Человека представляет собой иерархию каррасов, обладающих разным числом микрокосмосов-антенн, от 2 до 7. Соответственно, они и проявляют себя как “станы ангелов”, несущих импульсы разной природы: смыслы, звуки, цвета, эмоции и так далее. Для психики человека доступны контакты с каррасами, входящими в состав его микрокосмоса на тех же правах, на каких в состав нашего физического тела входят органы, ткани, клетки, молекулы... Каждый из таких каррасов несет импульс, соответствующий числу антенн и положению в теле нашего микрокосмоса. “Щупальца” индрий имеют возможность по выбору вступать в контакт с любыми доступными каррасами-носителями неизменных импульсов-ощущений, то есть, им доступна вся гамма смыслов, звуков, цветов и эмоций. Для нас не составит труда представить себе точечные носители неизменных смыслов, или протяженные, как струна, носители неизменных звуков, или сияющие неизменными оттенками двумерные носители визуальных образов. Но идея носителей неизменных эмоций уже трудна для восприятия. А ведь это только промежуточная ступенька на лестнице восхождения...


Примечание: Может возникнуть вопрос, почему Концепция относит трехмерные или даже четырехмерные тонкоматериальные объекты к прошлым стадиям Творения, ведь наши тела трехмерны? Но не забудем, что изначально человек семимерен. Здесь, в давно сотворенном трехмерном мире, он оказался в результате Падения. Здесь он - незваный гость.