15.4. Референтная система

В результате восприятия объекта посредством рецепторов всех возможных видов и в результате соотнесения этих воздействий с осознанием их прототипов из прошлого, возникает вертикальная конструкция, сотканная из волокон, соединяющих различные уровни иерархии в структуре микрокосмоса, начиная от нулевого измерения и далее вверх. Эту конструкцию будем называть цепочкой осознания. Она дает психике возможность согласованно испытывать ощущения разных информационных размерностей (смыслы, звуки, визуальные образы и эмоции).

Волокна собственного кокона мы воспринимаем не как какие-то линии, а по результатам их деятельности. Всякий контакт волокон с носителями ощущений рождает в coзнании фрагмент чувственного впечатления об объекте. В результате работы всей многомиллионной совокупности волокон мы имеем целостное восприятие мира.

Длина волокон, соединяющих наше тело с источниками ощущений не играет никакой роли. Ощущения всегда воспринимаются как данные здесь и сейчас. Но в этом проявляется, скорее, не какое-то специальное свойство волокон, а свойство вездесущего сознания.

Очевидно, что цепочки осознания следует считать элементами описания мира, ведь они предписывают, какие именно ощущения необходимо пережить сознанию в связи с конкретными воздействиями на тело. В Главе 13 уже было определено первичное описание мира, регулирующее его вещественное наполнение. Поэтому цепочки осознания и референтная система, рассматриваемая чуть ниже, должны быть отнесены ко вторичному описанию мира. Они представляют собой фильтр, задающий систему предпочтений при интерпретации воздействий внешней среды на организм.

В той мере, как эти цепочки интерпретируют звуковые и световые воздействия, они, по-видимому, являются микрокосмическим и биологическим наследием. А вот их интерпретация смыслов - дело наживное. Наиболее устойчивые цепочки осознания формируются в процессе воспитания. В результате их конфигурация у индивида является оттиском таковой у окружающего общества.

В зависимости от размерности объектов, входящих в цепочку осознания, возникают различные феномены культуры. Так цепочка

3 - 1 - 0

реализует устную речь. Ею оказываются связанными объекты нашего мира (трехмерные), их смысл (нульмерный) и звуковое выражение смысла (одномерное), вернее, его символическое выражение, ибо слова - не более, чем знаки какого-то смысла.

Цепочка

3 - 2 - 0

реализует письменность, когда о смысле объектов заявляет набор двумерных символов (текст).


Примечание: Аналогичную цепочку осознания рассматривает В.Налимов [38]: “Динамическое раскрытие природы смысла может быть достигнуто только через одновременный анализ семантической триады: смысл, текст, язык. Любой элемент этой триады может быть определен через два других. Здесь мы обращаемся к так называемому циклическому определению. Скажем:
Смыслы - это то, из чего создаются тексты с помощью языка.
Тексты - это то, что создано из смыслов с помощью языка.
Язык - это средство, с помощью которого из смыслов рождаются тексты.
Триада становится синонимом сознания”.

Он может так сказать, ибо через понятие “язык” уже включил неявням образом сознание в эту конструкцию (см. выше цепочку осознания для письменности).


Итак, тонкоматериальные структуры с разных уровней иерархии микрокосмоса оказываются соединенными волокнами тела внимания в некие связки. Когда это осуществляется “по вертикали”, то строятся цепочки осознания. То есть, в момент каждого контакта психики с внешним миром, кроме всего прочего, запечатлевается его смысловая и эмоциональная оценки. Кроме того, мировые линии рецепторов соединяют между собой все эти цепочки осознания уже “по горизонтали”, вдоль времени.

В результате, внимание человека получает возможность обращаться к памяти не только по видимым физическим признакам объектов, но и по их оценке. Например, можно вспомнить мгновение, когда на душе было так же радостно, как и сейчас, или вспомнить звучание иностранного слова, которое имеет тот же смысл, что и слово родного языка.

Как уже говорилось, способ сопоставления трехмерных объектов и смыслов вырабатывается в процессе воспитания. Все общество генерирует в пространстве-времени в прожитые моменты разветвленную надстройку над миром обитания. Эта надстройка как бы представляет совокупную общественную картину мира, в которой записан весь опыт людей. Тольтеки [25] называли это образование тоналем времен. Новорожденный человек нуждается в гиде-воспитателе для того, чтобы научиться строить свой тональ в соответствии с общественным.

Проще всего это понять на примере письменности. Выше уже приводилась цепочка осознания, которая ей соответствует:

3 - 2 - 0.

Но она действует только в контексте общественного опыта. Обученный человек прочитывает надписи помимо своей воли. Ему очень трудно научиться, наоборот, их не читать при первом же взгляде! Но стоит ему предьявить текст на незнакомом языке (например, на грузинском), как все очарование грамотности исчезает. Он видит перед собой всего лишь затейливый, но немой узор. Когда учитель поможет ему установить связь между знаками и смыслами, его тональ окажется надстроен.

Индивидуальный тоналъ человека, оформляется постепенно и представляет собой систему упорядочения моря восприятии. Для его организации необходимо выработать достаточное количество цепочек осознания самых разных объектов и ситуаций. Собственно тоналем можно назвать именно способность организации взаимных соответствий, что достигается через установление коммутации различных цепочек осознания между собой по горизонтали. Конкретное наполнение этих связей определяется культурной традицией.

Воспитание, как известно, строится на основе системы поощрений и наказаний. В этом методе учитывается один из самых эффективных механизмов организации поведения - условные рефлексы. Как они вырабатываются, хорошо известно. Если сознание отмечает, что после некоего раздражителя следует существенное событие, то при новом появлении этого раздражителя организм приготавливается встретить и то, что за ним последует. Условный рефлекс выглядит иногда как способность организма предвидеть развитие событий. Но на самом деле это не предвидение, а проявление памяти. Поскольку контакт “щупалец” индрий с былыми ситуациями порождает в сознании ощущения, как бы данные в момент “сейчас”, независимо от глубины погружения в прошлое, эффект воспоминания оказывается замаскирован.

После того, как раздражитель отождествлен, прочитывается и вся история событий, которые имели место в прошлом после появления раздражителя. (Под словом “прочитывается” здесь понимается процесс возбуждения спокойных волокон, относящихся к прошлому, посредством нервных импульсов, что дает возможность оживить в сознании бледную тень былых событий.) Там подробно записано, какие реакции организма были наиболее успешными. Эти реакции и воспроизводятся в настоящий момент.

Здесь требуется важное уточнение. Если бы поиск аналогов производился по всей глубине истории существа, то это был бы очень медленный процесс. Наряду с успехами пришлось бы перебрать массу случаев поражений и нейтральных исходов. Для увеличения эффективности поведения достаточно наладить еще один слой горизонтальной коммутации, а именно, прямую связь каждого класса раздражителей с образцами самого успешного поведения. Эту систему уместно назвать референтной. Она является одним из компонентов тоналя и будет играть заметную роль в дальнейшем изложении.

Каким же образом происходит подбор кандидатов на представительство в референтной системе? Уже говорилось, что рецепторы генерируют импульсы тем чаще, чем быстрее меняется внешняя обстановка. За такими переменами обычно и скрываются существенные события. Так как каждый раздражитель воздействует на огромную массу рецепторов и любой из них ведет поиск в прошлом, то будет выбран не тот аналог, который дал максимум импульсов у какого-то одного рецептора, а тот, который реализовал максимум импульсов во всей совокупности рецепторов сразу.

Отсюда ясно, почему для выработки условных рефлексов при обучении приходится применять метод многих повторений. Дело в том, что ни условный раздражитель, ни подкрепление здесь не являются столь уж значимыми для организма. Чтобы им набрать заметную массу импульсов, приходится проигрывать ситуацию многократно. Тогда эта связка событий может занять место в референтной системе. Значит, она работает так, что многие однотипные события в ней могут обрести вес одного важного События.

Интересно также отметить, что прогнозирование поведения на основе условных рефлексов организовано вероятностным образом [63]. Понять эту способность сознания можно, если допустить, что в зоне внимания психики при поиске аналогов оказываются не только те объекты и обстоятельства, которые дают максимум сгущения импульсов, но и несколько следующих по величине. Иными словами, сознание может проводить ранжирование объектов по массе вызываемых ими импульсов. При взвешивании массы импульсов возникает впечатление степени вероятности данного происшествия. Благодаря такой организации поведения организм может достаточно гибко подстраиваться к изменениям внешней среды обитания, так как падение прежних ориентиров не вызовет полной потери способности действовать.

Как отмечается в [63], нарушение вероятностного прогнозирования часто является одним из симптомов шизофрении. Это выражается в частности в том, что человек использует слова, не сообразуясь с вероятностью их употребления в обыденной речи, перегружая свой лексикон редкими и специальными синонимами. Создается впечатление, что он потерял способность ранжировать впечатления, а выбирает первое попавшееся из массы всего возможного в данной ситуации, то есть, в его референтной системе представлены аналоги без учета их значимости.

Поскольку у каждого человека представления о картине мира постепенно расширяются, да и сам этот мир подвержен непрестанным изменениям, необходимо, чтобы имелась процедура обогащения и корректировки референтной системы.

Впечатления об актуальной ситуации вначале удерживаются кратковременной памятью (по-видимому, она и есть единственная настоящая память). И только через некоторое время происходит их передача в фонд долговременной памяти (то есть, налаживается доступ к этим впечатлениям посредством уже описанных “щупалец”, оперирующих в прошлом). Этим, вероятно, объясняется ретроградная амнезия, наблюдающаяся при травмах головного мозга. Человек совершенно не помнит, что происходило с ним за несколько минут до травмы, долговременная память на этом промежутке времени оказывается пустой.

Однако, новый опыт, даже ставший доступным для памяти, некоторое время остается сырым, “необработанным”. Его оценка и усвоение происходит во сне. Так как картина нашего мира относительно стабильна, то основная часть работы сознания ночью заключается в сравнении пережитых впечатлений с эталонами референтной системы, причем львиная доля новых впечатлений не в силах повлиять на уже сформированную шкалу для вероятностного прогнозирования поведения. Во сне мы часто видим не сами дневные впечатления, а как бы заголовки тех смысловых разделов, к которым сознание относит их в результате обработки. Например, если днем мы видели капающую из крана воду, то во сне вполне можно обнаружить, что трубы прорвало и вся квартира затоплена.

Долгое время считалось, что на формирование личности оказывает влияние только тот ее опыт, который она осознает, например, впечатления детства. Однако, работы С.Грофа по трансперсональной психологии [18] показывают, насколько огромна роль так называемых пренатальных ситуаций, то есть периода до рождения человека и самих родов. Он говорит о нескольких Базовых Перинатальных Матрицах, которые сказываются на психике человека всю оставшуюся жизнь.

Для официальной медицины это звучит абсурдно, так как головной мозг зародыша еще недостаточно развит, чтобы говорить о его сознательном отношении. Но у него уже функционируют рецепторы! Значит в его прошлом уже ткется полотно, фиксирующее события и их чувственное сопровождение.

Учтем, что память взрослого человека работает так, что он совершенно не осознает подмены нынешних впечатлений эталонами из прошлого. Тогда не важно, был ли сознателен зародыш в те моменты, когда его рецепторы выдавали огромные массивы импульсов во время пренатальных ситуаций. Важно, что позже они были обработаны и заняли свое место в референтной системе взрослого человека и постоянно влияют на его мировосприятие. Недаром у психологов бытует выражение, что конкретный человек ”застрял на какой-то стадии своего рождения”.

Под руководством опытного гида взрослый человек может направить свое внимание в прошлое и стать свидетелем былых состояний, вновь пережить их изнутри. Но теперь он обладает развитой психикой, привносит ее в ситуацию и может озвучить свои впечатления как бы с точки зрения младенца. С.Гроф на этом основании полагает, что сам младенец еще в утробе обладает достаточно ясным сознанием. Но сознанием обладает только Творческая Проекция, причем, оно вездесуще. Человек предлагает ему для созерцания ситуацию из своего прошлого, когда еще не имел развитой психики. Теперь же он воспринимает все во всей глубине и по-новому это оценивает. Для практики указанное расхождение в интерпретации не имеет большого значения, так как терапевтический результат тот же самый.

Как отмечает С.Гроф, “эти переживания реалистично, конкретно и детально отображают различные пренатальные ситуации, как правило, наиболее драматические и связанные с сильным эмоциональным зарядом ( то есть те, что вошли в состав референтной системы, - прим. Ле Мар)... Младенец в матке может не только воспринимать грубые нарушения внутриутробного существования, вроде грозящего выкидыша или попыток прерывания беременности,... но и соучаствовать в эмоциях матери... Этот обмен не ограничивается лишь интенсивными физическими или эмоциональными событиями. Часто он... включает даже телепатическую передачу мыслей и образов (вот один из способов обретения первичного опыта, служащего впоследствие эталоном, с которым сравнивают все остальное, - прим. Ле Мар)... Для многих людей воспоминания о внутриутробной травматизации принадлежат к важным факторам, определяющим общую эмоциональную нестабильность или различные специфические формы психопатологии”.

Итак, когда мы ощущаем мир, то воспринимаем не столько конкретные свойства конкретных объектов, сколько те эталоны, которые нам предлагает референтная система. Она все время совершенствуется, чтобы ускорить процесс распознавания ситуации. Это жизненно важно для любого организма.

Деятельность референтной системы совершенно неподконтрольна разуму и при этом очень напоминает процесс обобщения в логике. И в самом деле, из всего моря восприятий какого-либо вида она выявляет те, что имеют для жизни наибольшее значение. Они становятся как бы заголовками разделов, внутри которых эти восприятия упорядочиваются по мере убывания количества сопровождающих их импульсов. Вот из первой десятки (ориентировочно!) и берутся эталоны. Этот процесс, очень напоминает переход от множества слов, описывающих, например, конкретные деревья, к понятию “дерево вообще”.

Получается, что способность абстрагирования от конкретных, но второстепенных признаков заложена в психике еще на доразумной стадии ее развития. Разум вполне мог позаимствовать ее методы в готовом виде. Более того, имеются явные указания на то, что референтная система и интеллект ( в западном понимании ) тесно взаимосвязаны.

Чтобы продемонстрировать это, сначала укажем на отрицательные проявления переразвитой референтной системы, которая сочетается как правило с сильным интеллектом. Под ее влиянием наше восприятие становится как бы подслеповатым. Мы перестаем осознавать конкретные объекты во всем богатстве их качеств, глаз “замыливается”, замечает лишь классы присутствующих объектов, которые нам подставляет референтная система. Все пространство вокруг нас оказывается загромождено “домами вообще”, “людьми вообще”, “деревьями вообще” и так далее. Мир становится однообразным и скучным.

С другой стороны, среди миллионов людей обнаруживаются индивиды, обладающие феноменальной памятью. Например, человек может, подробно рассказать всю свою жизнь, день за днем. В частности, что он ел каждый день. Причем, его переживания остаются яркими назависимо от давности событий. Казалось бы, с такой памятью открыты все пути в науке или в искусстве. Но нет, его ум почему-то вял, интересы весьма ограничены. В чем дело? В том, что у него слаба референтная система. Она ничего не может обобщить, она помнит все, не укрупняя вкладов длинной череды однотипных событий. Одновременно оказывается слаба способность к логическим абстракциям и обобщениям. Какая уж тут наука.

Есть еще редчайшие экземпляры рода человеческого, которые вовсе не нуждаются в сне! Представляете, сколько у них дополнительного свободного времени! Сколько книг они могут прочитать, а еще лучше, написать! Но нет, ничего такого не наблюдается. Они придерживаются очень унылого и однообразного стиля жизни. Память и интеллект слабы. В чем дело? У них недоразвита референтная система, ведь она формируется именно во сне. Поэтому кругозор ограничен сиюминутными конкретными интересами, он не поднимается ни до каких абстрактных устремлений.